Польза занятий:
- данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
- сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
- будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
- при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
- выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.
Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 50 листов — 50 полноценных занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.
Занятия разработаны с опорой на наш сайт . На сайте вы найдете красочные иллюстрации, игры и упражнения в помощь к распечаткам.
Инструкции прилагаются.
Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки и другой интересный материал.
Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Консультация для родитлей
Консультация для родителей (воспитателей) «Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте»
Описание материала: предлагаю вам консультацию по теме: «Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте». Данный материал будет полезен учителям логопедам, учителям – дефектологам, а так же воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста. Применение данных методов и приемов способствует развитию у детей развитию звуко — буквенного анализа слов, применяемых в игровой форме и ознакомлению с правилами выполнения звукового анализа слов. Цель: развитие звуко — буквенного анализа и синтеза слов. Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Педагог считает, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; — физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Важно, чтобы ребёнок: • не пропускал буквы, не смешивал их при написании; • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы; • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас. Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте: Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • Готовность к звуко — буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками слогового чтения. «Как обучать детей звуковому анализу слов» Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: — определение количества звуков в слове; — фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); — определение места звука в слове. Уважаемые педагоги (родители), помните: 1. Звук – мы слышим и произносим. 2. Буквы мы пишем и читаем. 3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки) Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Примерные игровые задания. 1. «Светофорчики» Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.). 2. «Покажи картинку на определённый звук» (слышать звук в начале слова) 3. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова) 4. «Сколько звуков в слове спряталось?» 5. «Место звука в слове» Как проводится звуковой анализ слова? Выложить схему слова КОТ. — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) — Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый). — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком). — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) — Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный). — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком). — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]). — Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой). Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком). — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ). Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: — «На что похожа буква?» — В ряду букв обвести в круг заданную букву. — Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п. — Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Уважаемые педагоги (родители), очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины! Желаю всем удачи! Используемая литература: 1. Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю. — М.: Просвещение, 2003. 2. Быстрова Г.А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002. 3. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа — Прес, 1998. 4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- М., 2006. 5. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001. 6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2005. 7. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико — фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000. -80 с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Рекомендации для родителей по обучению грамоте старших дошкольников Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов. Без умения соединять звуки (буквы)
в
слоги и слова, выделять звуки (буквы)
из слова, определять их место и количество в…
Конспект НОД в старшей логопедической группе по грамоте «Звуки [Т], [Т’]» Конспект НОД в старшей логопедической группе по грамоте «Звуки Т, Ть»
. Цель. Закрепить навыки различения и четкого произношения
звуков Т, Ть в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух. Определять место звука Т в словах. Развивать внимание, память, мышление….
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(образовательная область: речевое развитие)
Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6 Доржиева А.А. пос. Горный 2012 г.
Ι. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.
Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-
это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
- принципу продвижения от простого к сложному;
- принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
- принципу психологической комфортности;
- принципу развития творческой личности.
Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.
Задачи программы.
Образовательные:
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Познакомить детей со слоговой структурой слова;
- Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширять словарного запаса детей.
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать графические навыки;
- Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
- Воспитывать умения работать в паре;
- Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
- Приобщать детей к художественной литературе.
Предполагаемые результаты:
- Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Определять место звука в слове;
- Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
- Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.
Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М.С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.
Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.
ΙΙ. Содержание программы
Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.
Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.
Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
ΙV. Механизм определения результативности программы
- тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
- организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
- оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).
Уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Следующая > |