Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском садукартотека по обж (старшая группа)


Авторская дидактическая игра «Уроки пожарной безопасности»


Все, наверняка, не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей.
Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Эта игра поможет в веселой и увлекательной форме формированию у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения.

Задачи

1. Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания о причинах возникновения пожаров, правилах безопасности и доступных средствах пожаротушения.

2. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

3. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

4. Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают в трудных ситуациях.

5. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

Описание

Игра представляет собой куб, на каждой грани которого расположены разнообразные, интересные задания.

Кроссворд

Цель: учить детей разгадывать загадки, развивать логическое мышление, образное воображение.

Содержание игры: взрослый загадывает детям загадки и записывает ответы. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, побеждает тот ребенок, который набрал больше фишек.

Пословицы и поговорки

Цель: развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения. Формировать умение понимать содержание народной мудрости и применять ее на практике.

Содержание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки по пожарной безопасности. Сообщает детям о том, что в народе придумано множество пословиц и поговорок. Далее воспитатель читает детям пословицы и поговорки. Дети заучивают одну из них. При повторении игры разучивается новая пословица или поговорка.

Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре»

Цель: научить детей находить предметы, которые могут пригодиться при тушении пожара пожарному. Воспитывать уважение к людям, которые помогают в трудных ситуациях.

Содержание игры: детям предлагается рассмотреть предметы на картинках и назвать их. Игроку предлагается выбрать из предложенных предметов то, что необходимо пожарному вовремя пожаротушения. Объяснить свой выбор.

Лабиринт «Дом», «Круг»

Цель: Развивать логическое мышление, мелку моторику кисти рук, ориентироваться в пространстве.

Содержание игры: игроку (пожарному) нужно пройти по лабиринту, выбрав правильный путь и добраться до очага возгорания. При правильном прохождении пути пожар считается потушенным.

Знаки пожарной безопасности

Цель: закрепить знания о пожарных символах.

Содержание игры: воспитатель показывает картинку одного из знаков пожарной безопасности и рассказывает, что она обозначает. Затем предлагает вспомнить детям, где они видели такой знак (на территории детского сада, за территорией детского сада).

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

— Назови возможную причину пожара;

— как правильно вызвать пожарных;

— что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

— можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

— что нужно делать, если в доме запахло газом;

— можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

— можно ли поджигать тополиный пух;

— можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

— можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

— что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

— как правильно покинуть задымлённое помещение;

— можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Игра по пожарной безопасности Запрещается – разрешается

Цели: закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование дисциплинированности, чувство долга.

Материал:

У каждого ребенка по одной сигнальной карточке – «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета – «разрешающая», другая сторона красного цвета – «запрещающая».

Ход игры:

Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Методический материал к игре:

Запрещается:

  • Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
  • Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
  • Оставлять открытыми двери печей, каминов.
  • Применять самодельные приборы и предохранители.
  • Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
  • Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
  • Пользоваться поврежденными розетками.
  • Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.
  • Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические нагревательные приборы, радиоприемники и т. п.
  • Пользоваться электрошнурами и приводами с нарушенной изоляцией.
  • Устраивать в квартирах жилых домов мастерские, складские помещения, где применяются и хранятся взрывоопасные материалы.
  • Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.

Необходимо:

  • Защищать себя, имущество, жилой дом, дачу, гараж, машину, а также государственное имущество от пожара.
  • В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию.
  • Эвакуировать детей, больных, престарелых, инвалидов из очагов пожара.
  • Подать сигнал тревоги.
  • Встретить пожарных и сообщить им об очаге пожара.
  • Вывесить табличку в образовательном учреждении с указанием номера телефона экстренного вызова пожарной охраны: «01».
  • Учиться пользоваться огнетушителем;
  • Знать план эвакуации на случай пожара.
  • Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Закрыть нос и рот мокрой повязкой (платком, шарфом) для защиты от дыма.
  • Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара.
  • Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено.
  • Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха.
  • Потушить одежду, сняв ее или прижавшись к земле, полу, стене.
  • Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
  • Освободить пострадавшего, вынесенного на улицу, от одежды или расстегнуть ворот, ослабить застежку.
  • Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого)

.Детям раздают
карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит. д.)
дети должны расположить
карточки на картине – в нужное место.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Дидактические игры по правилам пожарной безопасности для старших дошкольников

Молодцы, ребята. Вы были внимательны, показали знание правил пожарной безопасности, помните их всегда. Надеюсь, что кто — нибудь из вас станет пожарным и будет помогать людям. Всего доброго! Уважаемые коллеги и родители! Здесь вы найдёте интересную информацию, которая поможет вам научить детей правильному безопасному поведению на улице,в быту, в природе.

У кого пожар в (квартире)

  • Дыма столб поднялся вдруг,

Кто не выключил (утюг)

  • Красный отблеск побежал

Обратите внимание, на то, что синим цветом, выделены карточки, иллюстрирующие опасные ситуации, когда неправильное взаимодействие с огнем приводит к пагубным последствиям для человека, а желтым выделены карточки, иллюстрирующие правильное взаимодействие с огнем, когда он становится жизненно необходимым для человека. Поговорите с ребенком о каждой рассмотренной ситуации.

Цель дидактической игры «Кому что нужно»

Цель — знакомство с профессиями и соответствующей им атрибутикой.

Задачи:

  • закрепление названий и представлений о профессиях;
  • ознакомление с предметами и инструментами, используемыми конкретными специалистами;
  • развитие навыка соотношения рабочего гардероба с профессиями;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  • усиление познавательного интереса;
  • развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина»

.

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Сюжетно -ролевая игра «Пожар в лесу»(старшая группа)

В: Вот мы и приехали. Первая остановка «Радиорубка». Проходите, садитесь поудобнее, оденьте наушники, включите свои компьютеры.

Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]