Картотека дидактических игр на развитие мышления и речи в старшей и подготовительной группе


Диагностика игровой деятельности

Образовательная деятельность в детском саду тщательно анализируется. Причём разбор составляющих учебно-воспитательного процесса проводит сам педагог, методисты и коллеги. Самоанализ необходим для выявления и исправления недочётов в организации и проведении игр, а сторонний комментарий нужен для составления общей оценки компетентности воспитателя в организации учебно-воспитательного процесса. Если же говорить об общей оценке игровой деятельности детей в группе, то подготовкой такого отчёта в начале и в конце учебного года занимается воспитатель. Для этого он использует алгоритм, увидеть который можно здесь https://yadi.sk/i/h9xM3BE53SLSwU

Поскольку ребёнок играет не только в ДОУ, но и дома, к анализу игровой деятельности малыша подключаются родители. Схему разбора в виде анкеты для мам и пап можно найти здесь https://yadi.sk/i/K5T4siNu3SLSwk

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Диагностика игровой деятельности, кроме всего прочего, помогает определить, насколько быстро ребята включаются в игру

Игровая деятельность является ведущей у ребёнка в дошкольный период. Именно поэтому в игровую форму вписываются все элементы учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Это даёт возможность реализовать широкий спектр целей и задач подготовки детей 6–7 лет к следующей ступени образования — к школе. При этом на плечи педагога ложится ответственность за выбор содержания и формы игры, а также подготовки, проведения забавы и составления диагностических карт по уровню развития игровой деятельности.

Суть игровой деятельности в детском саду

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

В игре дети учатся быть креативными

Цели

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:

  • внимания (чтобы быть равноправным участником игры, ребёнку нужно не только выполнять свои действия, но и следить за тем, что делают остальные участники);
  • памяти (игра требует запоминания не только содержания игрового действия, но и правил, а также перечня необходимых атрибутов, вариантов условий и пр.);
  • речи (активное взаимодействие друг с другом пополняет активный и пассивный словарный запас детей);
  • мышления (игровая деятельность включает все процессы мышления через необходимость сравнивать, сопоставлять, анализировать);
  • фантазии (ребята имеют возможность примерять на себя разные социальные роли — мамы, учителя, врача и др., что важно в том числе и для определения круга интересов);
  • чувства ответственности за своё физическое состояние;

    Игры помогают детям постичь культуру здорового образа жизни

  • мотивации учебной деятельности (дети воспринимают дидактический материал не набором сухих фактов, а важной составляющей забавы).

Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:

  • учит ребят эвристическому подходу в получении знаний (так, например, в дидактической игре на складывание пазлов с изображением экзотических птиц педагог предлагает детям самим в справочнике найти изображения этих пернатых, чтобы получить представление об их внешнем облике);
  • развивает воображение малышей, предлагая не готовый набор правил, например, для подвижной игры, а лишь основу, чтобы дети могли сами додумать сюжет забавы;
  • совершенствует координацию и мелкую моторику (даже в подготовительной группе игры с мозаиками очень востребованы, для усложнения можно выкладывать фишками не готовые картинки, а собственные сюжеты);
  • воспитывает терпение, толерантное отношение к товарищам.

    В процессе игр в небольших группа дети учатся с терпением относиться к товарищам

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]