Формировать математические знания – не только учить считать
Мы живем в век технологий. Математические знания и многое, связанное с точными науками, нужно для повседневной жизни. Дело даже не в том, чтобы:
- уметь считать (минимум);
- знать на зубок сложные математические формулы (максимум).
Общая концепция развития матспособностей у дошкольников представлена в работах исследовательницы А.В. Белошистой. Автор объясняет, что мы должны вкладывать в слова «развитие математических способностей». Это умения, которые неизменно пригодятся, чтобы:
- уметь искать новые пути решения;
- глубоко понимать сущность явления или факта;
- строить логические связи;
- видеть проблему в целом.
Согласитесь, немало! По мнению Белошистой, математические занятия в детсаду должны интеллектуально развить ребенка. А также подготовить его к понимаю математической и логической информации в школе. Подготовка – работа и с моторикой, и с развитием логических структур.
Математика дает не просто знания, а развивает особый стиль мышления. Эта наука предоставляет огромные потенциальные возможности для формирования интеллекта с детсадовского возраста. Терять время нельзя, важнейшие мыслительные логические структуры организовываются в 5-11 лет. Значит, упор на математику надо делать со старшей группы детсада. Но можно и раньше.
Есть игры и занятия, которые учат детей направлять мышление в логическое русло с 2-3 лет. Ребенок может еще плохо разговаривать, но уже решать интеллектуальные задачи (для своего возраста). Книжечка «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» предлагает заниматься с детками 2-7 лет. В ней предложена методика и примеры занятий. Книга то появляется, то исчезает в «Лабиринте» – нужно иметь терпение, чтобы «поймать».
Для средней группы (4-5 лет) предназначено издание с названием «Формирование элементарных математических представлений». В нем приведены задания и игровые упражнения, их можно прямо брать и использовать. Основная часть литературы, посвященной развитию математического мышления, рассчитана на 5-6-7 лет, к ней вернемся.
Перед воспитателями в детсаду ставится важная задача – пробудить интерес к математике. Сделать это можно через занимательные игровые занятия. Процесс не зайдет далеко без домашнего самообразования. Тут – нескончаемое поле деятельности для родителей.
Диагностика по ФЭМП в старшей группе
Проведение диагностики подразумевает контроль качества образования каждого воспитанника в отдельности. Урок строится на индивидуальном общении педагога и ребенка.
Советы доктора Комаровского: учим ребенка одеваться самостоятельно
Воспитатель каждому ученику по очереди дает задание и наблюдает за ходом мышления и полученным результатом. В процессе такой диагностики дети выполняют задания следующего характера:
- Назвать все геометрические фигуры, расположенные на рабочем столе. Если ребенок затрудняется назвать фигуру, воспитатель ставит вопрос иначе: просит указать на фигуру, которую называет.
Важно! Дети часто из-за волнения забывают названия форм, однако точно знают, как она выглядит, когда слышат название.
- Расположить идентичные предметы по увеличению или уменьшению длины. Преподаватель может подсказывать воспитаннику алгоритм действий, задавая наводящие вопросы: «Какой предмет самый длинный из оставшихся?». Отвечая на этот вопрос, ребенку не составит труда разложить их по порядку.
- Суметь отсчитать количество объектов, на единицу больше или меньше, чем показывает воспитатель. Например, когда дошкольнику показывают картинку с шестью белками, он должен отсчитать семь орехов.
- Построить правильную пирамиду из кубиков или цилиндров так, чтобы основанием был самый широкий предмет, а вершиной — самый узкий. Воспитателю разрешается придерживать пирамиду, поправлять поставленные блоки, чтобы они не падали.
- Без запинок проводить занимательную гимнастику: дошкольник по просьбе педагога показывает левой или правой рукой другие парные органы и части тела — уши, щеки, глаза, брови и т.д., с той стороны, которую называет учитель.
- После построения в колонну, дети должны назвать впереди стоящего и того, кто стоит позади. Ребята не должны стоять ближе, чем на метр друг от друга.
Дети построились в колонну
- Перечислить названия частей суток, допускаются наводящие вопросы, например: «Когда ты собираешься в детский сад, какое время суток наступило?».
- Называть по порядку дни недели. Когда ребенок затрудняется в ответе или ошибся, преподаватель может спросить: «если сегодня четвертый день недели, как он называется?».
Не обязательно понимать, как оно работает. Главное – делать
То, что математические и логические знания надо начинать давать вовремя, стало понятным давно. Поэтому в ДОУ уделяется так много времени математике. Эта дисциплина учит мыслить логически и не бояться применять гибкость мышления. Задача математической программы для детей дошкольного возраста – научить улавливать соотношения и зависимости. А также создавать конструкции из предметов, слов и знаков.
В обучении очень важна система. Она изложена в этом пособии. Если систематизировать знания некогда, можно взять готовые рабочие тетради для подходящего возраста и начать заниматься по ним. Тут даже не надо особо понимать теорию – надо просто делать. Родителям и педработникам помогут рабочие тетради для 5-6 лет, составленные Кондратьевой:
- «Математические игры в картинках 5-6 лет». Приведены общие упражнения, а также задания для профилактики дискалькулии (нарушения счетного навыка).
- «Счет и сравнение чисел в пределах десяти». Цель – та же, задания – другие.
- «Готовимся считать правильно». Все три книги подойдут для родителей и воспитателей, желающих развивать детей.
Неплохую тетрадку выпустила Бортникова. Издание для 4-6 лет называется «Готовимся к школе. Развитие математических способностей». Оно знакомит учащихся подготовительной группы с геометрическими формами, цифрами, простыми действиями, учит сравнивать. У автора много других хороших книг. Например «Веселые задачки» для самых маленьких. Она заинтересует младших детей яркими картинками и стишками.
Пользуются популярностью книги Юлии Глаголевой, направленные на интеллектуальное становление. Издания включают достаточно сложные задания. Из книги «Развитие математических способностей. 1-2 классы. ФГОС» родители иногда пытаются что-то давать старшим дошкольникам. Но зачастую им такое рановато. А из аналогичного издания для 3-4 классов – и подавно. Но запомните эти пособия, они пригодятся школьникам.
ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
Татьяна Светенко
ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
• «Количество и счет»: представления о множестве, числе счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
• «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени)
• «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
• «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
• «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года, развитие чувства времени.
Программные задачи по математике
образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять, обобщать, формировать, расширить, познакомить)
развивающие – что развивать, закреплять: — развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности, — продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез)
воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов)
речевые — работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане
Методы обучения на занятиях математики:
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. — в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? — в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: — разъяснения (как выполнить данную задачу, — указания воспитателя (в основном с детьми, — план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы: — демонстрационный материал — он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. — раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Математические игры – эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике
Интеграция развития математических представлений осуществляется через следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием:
• сравниваем предметы по величине и форме;
• определяем левую и правую строну;
• ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;
• используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;
• используем карточки с изображением времен года и частей суток;
• используем считалочки (количественный и порядковый счет);
• рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.);
• отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, принесенных предметов (в эстафетах);
• играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
• физкультурно-математические досуги;
Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий.
• Широко используем такие малые фольклорные формы, как пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки;
• используем стихотворные формы художественной литературы;
• читаем сказки и рассказы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
• В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
Занятие по художественно-эстетическому развитию взаимосвязано с математикой.
Вид деятельности: «Изобразительная», «Конструирование из разнообразного материала», «Музыкальная».
• Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.
• На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
В познавательно-исследовательской области, с помощью экспериментов, ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания.
• Формируем активное отношение к собственной математическо — познавательной деятельности.
• Развиваем умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
• Создаем условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.
• Развиваем потребность в интеллектуальном общении.
• Создаем условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
• Побуждаем детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
• Развиваем индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Для этого в группе созданы все условия.
Задачи:
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
• Формирование готовности к совместной деятельности.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Освоение задач математического развития дошкольников осуществляется как в организованной педагогом деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.
Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижения готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы.
Приобщаем к математике в игровой форме
Для ребенка все на свете – это игра. А игра – и учеба, и труд, и способ познания реальности. Ее нужно включать в учебный процесс. То есть руководить, направлять, организовывать. Таким образом, можно воздействовать на разные стороны личности: суммарно на ощущения, сознание, волю и поведение.
От игровой деятельности дети получают удовольствие как от процесса. У педагогов и родителей цель другая. Им нужно развивать дошкольника, вкладывать в его голову определенные знания, вырабатывать личностные качества. Особенно полезны дидактические игры и упражнения. Они провоцируют непринужденное взаимодействие между участниками, учат общаться.
Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры. Прямо спасают. Карточки для таких игр можно изготовить самостоятельно. Но есть готовые игровые наборы, они яркие и стоят копейки. Это, например:
- лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;
- игры типа «Что лишнее?» (есть много вариантов, например вот этот от 3 лет и вот этот для 4-7 лет);
- забавная игрушка «Чей кот больше?» для сравнения чисел;
- «Найди похожую фигуру»;
- «Катамино» (дорожная мини-версия) развивает пространственное мышление.
Виды занятий по ФЭМП
Занятия проводятся, согласно учебному пособию Позиной и Помораевой, 1 раз в неделю. В сентябре первая неделя отводится на адаптацию, поэтому в этом месяце запланировано всего три урока.
Пальчиковое рисование для детей в детском саду
Интегрированные занятия
Интегрированный тип обучения признан самым эффективным, так как на них нет прямого обучения, способного оттолкнуть внимание ребенка и лишить увлеченности процессом. На таких уроках в качестве дидактического материала выбираются знакомые персонажи из мультфильмов, например, Маша и Медведь, которые просят ребят помочь им проделать сложный путь по стране Математике.
Путешествие сопровождается знакомством с новыми героями, которые просят помощи у ребят в решении задания, связанного с цифрами или направлением на карте.
Открытые занятия
На открытых занятиях также используется технология встроенной игры, но уже в меньшей степени. Урок больше похож на школьный. Отличается он только тем, что на нем могу присутствовать педагоги и родители воспитанников. Цель урока — продемонстрировать мастерство преподавателя и успехи детей. На глазах присутствующих происходит рождение сказки, ведущей детей через задания-препятствия к цели. Часто на открытых уроках преподаватели используют презентации для наглядности объема усвоенного материала.
Открытый урок по ФЭМП
Занятия с палочками
Один из самых информативных и доступных методов обучения детей понимания числа — палочки. Для понимания значения чисел важно не просто запомнить, как оно называется и выглядит на письме. Весь смысл в обучении счетом — понять, сколько это единиц. Использование палочек помогает усвоить математический смысл числа. Для сравнения чисел между собой лучше всего подходят палочки Кюизенера, окрашенные в разные цвета и имеющие различную длину — в соответствии с числовым значением палочки.
Интересно! Каждый элемент набора внешне привлекателен для ребенка, за счет чего знакомство с числовыми значениями происходит эффективней.
Ориентировка на листе бумаги
Обязательные упражнения на навыки ориентировки на листе бумаги способствует всестороннему развитию. Дети к концу года умеют называть все углы, конкретизируя местоположение каждого. Здесь объединяются такие пространственные понятия как: «верх», «низ», «лево», «право», «центр».
Лист для тренировки ориентировки
Итоговое занятие
Итоговое занятие по ФЭПМ в старшей группе не подразумевает нововведений. Урок проводят для закрепления изученного материала. Чаще всего открытые уроки проводят именно на итоговых занятиях, когда весь курс уже освоен детьми, и преподаватель может продемонстрировать плод своего туда.
Дидактический материал обязательно включает в себя элементы игры: знакомых сказочных персонажей, воздушные шары, красочные ленты разной длины. Подводя итог обучения, педагог подготавливает занятие так, чтобы затронуть все изученные ранее темы, проверить каждого воспитанника, насколько качественно он воспринимал материал в течение всего года.
Примеры игр для развития математических представлений
Не обязательно покупать игровые и обучающие наборы, чтобы тренировать структурное мышление. Можно использовать подручные средства: счетные палочки, шашки, фломастеры с бумагой.
- Счетные палочки помогут дошкольникам познакомиться с понятием формы. Из набора строятся простые и сложные фигуры, которые потом легко преобразовываются друг в друга. Но чтобы преобразовать, надо понять, как. Например, из 5-ти палочек можно составить два одинаковых треугольника. А из одной на столе – один треугольник (положить на угол).
- А что, если предложить ребенку нарисовать задачу? Он должен придумать сюжет, нарисовать его и объяснить свою задачку. Только кажется, что это просто, а на самом деле – не очень. Такая игра развивает творческое мышление, фантазию и выдумку. Малыши учатся придумывать и высказывать свои мысли.
- Простоя и увлекательная игра – шашки, дошколята с удовольствием в них играют. Такая деятельность учит планировать ходы, мыслить абстрактно, развивает смекалку. Дети, которые выигрывают в шашки, часто лучше учатся в школе (наше общее скромное наблюдение). Игру можно превратить в семейное хобби, от него будет только польза.
Математические загадки помогут освоить терминологию
Еще одна хорошая штука – загадки на тему математики. Они обучают малышей самостоятельности и настойчивости. Ведь часто надо не просто сказать ответ, а доказать его. Прелесть загадок в том, что они учат использовать умственные операции (синтезировать, анализировать, сравнивать, обобщать). Вот примеры загадок:
Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (Минус)
Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (Круг)
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры)
А еще есть шуточные задачки, которые учат искать ответы нестандартно. К примеру: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (2). «Сколько концов у палки, у двух, у двух с половиной?» (в последнем случае – 6).
Другие игры на логику и математику
Вот парочка игр, которые позволят дошколятам 5-7 лет привыкнуть к цифрам. А еще – закрепят количественные представления. Набор для занятий можно сделать самостоятельно, это карточки с цифрами и цветными кружочками.
- Какое число убежало? Берем несколько комплектов карточек с числами от 0 до 10, разбиваем ребят на пары. Сначала пара раскладывает карточки по порядку. Потом один из играющих закрывает глаза, а второй переставляет несколько карточек. Когда первый откроет глаза, он должен найти изменения. Если нашел правильно – начинает вести. Чтобы усложнить, можно предложить карточки от 0 до 20 или от 10 до 20.
- Найди пару. Игра проходит весело и шумно, не стоит мешать ребятам бегать и веселиться. Готовим карточки с числами и соответствующим количеством кружочков. Делим деток на 2 команды. На один стол раскладываем перевернутые числовые карточки, на другой – с кружочками. Предлагаем детям побегать, а потом по сигналу взять карточки со столов. И после этого найти пару: если на карточке число, надо отыскать ребенка с карточкой с таким же количеством кружочков.
Первая игра была на сериацию – построение упорядоченного ряда. Ряды можно организовывать по разным признакам: по размеру, длине, высоте, цвету. Можно использовать камешки, ленты, кукол, палочки – буквально все, что есть под рукой на определенный момент.
Очень интересны игры на синтез – соединение разных предметов по определенному признаку. Например, это задания, где нужно выбрать:
- красные мячики;
- красные, но не мячики;
- круглые, но не мячики;
- все мячики;
- самый большой зеленый мячик (тут соединено два признака – цвет и размер, это уже сложнее).
Играть можно с предметами или карточками. Еще вариант – предложить выбрать из ряда отличающуюся фигурку. Или найти на картинке три треугольника. Все это тоже задачки на синтез.
Еще один логический прием – сравнение. Чтобы сравнивать, надо научиться концентрироваться на одном признаке и абстрагироваться от других. Скажем, это задания типа «выбери большое желтое», «выбери большое круглое» и т.д. Причем, малышам легче сначала выучить различия, а потом – сходства.
Какой материал дается по ФЭМП в старшей группе
ФЭМП в старшей группе ориентировано на расширение кругозора, применение повседневной жизни полученных знаний, правильное представление о мире.
В течение всего учебного образовательного года в ДОУ дети изучают новые геометрические фигуры. К концу III квартала ребята должны различать следующие формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Также, вводятся и закрепляются представления о шаре, кубе и цилиндре. Проводятся занятия, направленные на тренировку в делении круга и квадрата на две и четыре части.
Дети в старшей группе ДОУ
После деления каждый должен уметь назвать и описать получившиеся фигуры. Полученные знания по геометрии ребята учатся применять в жизни: зрительно выбирают предметы знакомых форм, рассказывают, как они используются: например, анализируют лист бумаги, определяя какой он формы, где его углы, где стороны, какая фигура получится, если согнуть лист пополам.
Дополнительная информация! У детей закрепляются представления о последовательности частей суток. Они умело определяют утро, день, вечер и ночь. На вопрос воспитателя в обеденное время о части суток безошибочно отвечают «день», а когда задают вопрос о том, что будет после — отвечают «вечер», помня о том, что до этого было утро.
Ближе к началу лета завершается познание дней недели. Ребята закрепляют понятие рабочих суток и выходных. Легко ориентируются среди недели: если сегодня среда, значит, вчера был вторник, а завтра будет четверг.
Разбирается счет до 10. Сравнивают состав числа, и его ближайших соседей. Учатся собирать по единицам числа до 5. На ощупь и на звук определяют количество предметов (звуков), но не более семи.
Дидактические пуговицы для счета на ощупь
Развиваются навыки сравнения различных предметов по трем измерениям — длине, ширине, высоте. В качестве мерной единицы выбирают наименьший из представленных предметов.
Тренируют умения пользоваться ориентирами «впереди», «сзади», «справа», «слева». Для этого упражняются в смене направления движения по команде воспитателя.
Важно! Все эти навыки дети не приобретают за один год занятий. Начиная с младшей группы, они постепенно познавали элементарные основы математики и окружающего мира. Обучение старшей группы в основном направлено на закрепление полученных знаний и применение их в повседневной жизни.
Развитие математических способностей для жизни
Онлайн и в разных развивающих пособиях много игр для деток 5-7 лет. Часто их пытаются поделить по возрасту – это оправданно, но надо смотреть на развитие конкретного ребенка. Хочу посоветовать еще пару хороших изданий с увлекательными задачками:
- Книга для одаренных деток «Развиваю математические способности» (на 6-7 лет). Много интересных заданий от самых легких до самых трудных. Яркие картинки и оформление заинтересуют ребенка.
- «Полный курс подготовки к школе. Для тех, кто идёт в 1 класс». Авторы постарались и собрали около 600 упражнений – по освоению счета, подготовке руки к письму и .д.
Чтобы занятия давали толк, их надо выполнять систематически. Специалисты советуют давать детям упражнения на логику ежедневно, понемногу. Это научит ребенка рассуждать и делать выводы, разовьет сообразительность и интеллект. А еще – повысит самооценку и вызовет интерес к обучению в школе. Начальные навыки логики и математики пригодятся не только в учебе, но и во всей будущей жизни.
Заинтересовать дошкольников гораздо проще, чем деток постарше. А вот к 3-4 классу школы мотивация обычно падает. Так что благоприятное время нельзя упускать!
Развивающая среда
Среда развития — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его умственного и физического развития.
Физическая и развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Расположение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям группироваться в подгруппы в соответствии с их общими интересами: проектирование, рисование, рукоделие, театральная и игровая деятельность, экспериментирование. Материалы, активирующие познавательную деятельность, обязательны в оборудовании: развивающие игры, игрушки.
Окружающая среда детского сада должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и ожесточению организма каждого ребенка.
Создавая субъективную среду развития, необходимо помнить об этом:
- Окружающая среда должна выполнять образовательные, развивающие, воспитывающие, стимулирующие, организующие и коммуникативные функции. Но самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и дилетантизма ребенка.
- 2. необходимо гибкое и переменное использование пространства. Окружающая среда должна отвечать потребностям и интересам ребенка.
- форма и дизайн предметов основаны на безопасности и возрасте детей.
- декоративные элементы должны быть легко взаимозаменяемыми.
В каждой группе должно быть предусмотрено место для проведения экспериментальных мероприятий с участием детей.
- При организации предметной среды в групповой комнате необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные характеристики, уровень общего и лингвистического развития, а также показатели эмоциональной сферы и сферы потребностей.
- цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.
- при создании развивающего пространства в групповом помещении следует учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и образовательной программы должна быть изменена объектная среда развития группы.
Важно, чтобы физическая среда была открытой, а не закрытой системой, которая может адаптироваться и развиваться. Иными словами, окружающая среда не только эволюционирует, но и развивается. При любых обстоятельствах предметный мир, который окружает ребенка, должен пополняться и обновляться, чтобы адаптировать его к новому образу жизни данного возраста.
Таким образом, при создании объектно-развивающей среды любой возрастной группы в дошкольном учреждении необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, а также психологические характеристики возрастной группы, для которой предназначена среда.
Мы говорим о возрасте ребенка, у него есть потребность в игре, и это должно быть удовлетворено, и не потому, что у бизнеса есть свое время, и потребность в развлечениях, а потому, что как ребенок играет, так и он будет работать».
Эти слова принадлежат замечательному педагогу Александру Макаренко, который в своей педагогической практике уделял большое внимание детской игре.
Игра — это вид деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направлен на ориентацию и познание субъекта и социальной реальности.
Дидактическая игра — это вид учебной деятельности, организованный в форме развивающих игр, реализующих комплекс принципов игры и активного обучения, характеризующийся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.