Что такое театр. /Рассказ о театре для детей и их родителей/
Что такое театр.
/Рассказ о театре для детей и их родителей/
Музыкальный руководитель Сорокина Маргарита Александровна детский сад №1341
Славная штука, театр. Знаете ли вы, что это такое? Что значит театральное искусство? Кто такие актеры? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения?
Сейчас я объясню вам по порядку.
Вы покупаете билет и идете в театр, смотреть представление. У дверей зрительного зала вас встречает служащий театра –капельдинер.
У него в руках
программа
сегодняшнего
спектакля.
Программа – это значит листок, на котором напечатано всё, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, кто сочинил и как называется пьеса.
А спектакль – значит зрелище, которое представляют актеры, или как их чаще называют, артисты.
Вас приглашают в вестибюль, где зрители снимают пальто, шляпы, оставляют зонтики на хранение служащим, которые, повесив ваши вещи, выдают номерок
Капельдинер приглашает в зал, показывая на ближайшую дверь
в зрительный зал
. Предлагает бинокль, для того чтобы лучше разглядеть то, что заинтересовало вас, но находится на далеком расстоянии.
В зрительном зале публика сидит со всех сторон, кроме одной, куда обращены взоры всех зрителей.
Внизу, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером
, что в переводе с французского означает – на земле.
По бокам внизу – ложи
, что переводится как «помещения» В каждой такой ложе, то есть огороженном местечке, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется
бенуаром
,
Он обычно на одной высоте со сценой. Ложи что над бенуаром образуют бельэтаж
. Ряд мест над ними носит название
балкона
, места же над балконом называются
галереей
. Или по старинному –
раёк
, так как выше этих мест в театре, как выше рая на небе, ничего уже нет.
Там, куда обращены взоры публики, висит, матерчатый занавес.
За ним скрывается сцена,
то есть место, где представляют пьесу.
Обратите внимание на свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается ряд лампочек, называемый рампой
. Спектакль начинается, как только занавес поднимется или раздвинется. Потому что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.
В древности греки первыми открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии
, так и смешные, называемые
комедиями.
После третьего звонка
свет в зрительном зале погас и виден только перед занавесом да слегка в оркестре (
пространство перед сценой
)
посреди оркестра появился
дирижер
, то есть управляющий музыкантами. Дирижер постучал палочкой: внимание! Всё притихло. Он взмахнул палочкой, и началась музыка. Это
увертюра,
что в переводе с французского означат «открытие»
Занавес заколебался, взвился, открыв перед зрителями сцену!
Вы словно перенеслись в другой мир! И начался спектакль!
За кулисами
У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадем, то, скорее всего, встретим режиссера
театра.
Режиссер для актеров, то же что и дирижер для музыкантов. Но он не только управляет всем спектаклем, но и, можно сказать, создает его. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актерами. Далее проверяет, хороши ли в пьесе роли,
то есть слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актеры. Затем он составляет план постановки, решая в каких декорациях, в каком освещении, в каком темпе (т.е с какой быстротой), распределяет роли и назначает
репетиции –
примерное исполнения роли. Репетиций бывает много ежедневно с11часов до 16 часов вечера. Ещё артистам нужно выучить слова роли, прорепетировать игру перед зеркалом.
Но работа по подготовке спектакля идет не только на сцене, работа во время репетиций кипит и в соседних помещениях, и в ней участвуют: художник-декоратор
со своими помощниками.
Висячие декорации
— занавеси — называются в театре «задниками», «арками», «сукнами». А вот прислоненные к стене декорации — они на самом деле складные – называются «павильонами». Декорации часто называют кулисами, поэтому и стали в театре про тех, кто находится на сцене, но скрыт декорациями, говорить, что они «за кулисами». Искусство декоратора трудное, но, прежде всего, нужно быть талантливым художником.
Бутафор
– ещё одна важная профессия в театре. Мастерская бутафора с первый момент напоминает магазин игрушек или оружейный склад, а то и лавку старьевщика. Бутафор – то есть делающий искусственные вещи – бутафорию – он должен быть и мебельщиком, и скульптором, уметь лепить из глины, быть кузнецом и столяром, и живописцем по стеклу- и специалистом по реквизиту, то есть тем вещам, которые приносят на сцену во время спектакля. Хороших бутафоров мало в мире, и ими очень дорожат в театре.
Костюмер
с целым штатом портных. А костюмерная! Здесь есть чем полюбоваться. На сцене представляют разные пьесы: и исторические, где действуют люди прошлых веков; и фантастические, а попросту сказочные для которых костюмы нужно специально сочинять. Для костюма рисуют, прежде всего эскиз (набросок), в котором сочиняют фасон – покрой, цвет и отделку костюма. Эскизы передаются портным, и по ним они шьют точь -в — точь то, что нарисовано. Таких костюмов накапливается в театре очень много. Их надо содержать в большом порядке.
А теперь заглянем в уборную актера
.
Столик, на нем зеркальце, краска, пудра, вазелин. Какие то волосы, парики, перед столиком стул, на стенке вешалка с платьем. Вот и всё. Комнатка крохотная, а вещи здесь творятся превеликие. Здесь и происходят с актерами превращения в героев пьесы. А как? здесь лежат краски на столике? Это так называемые гримировальные краски. Ими актеры расписывают себе лица для того, чтобы стать похожими на тех, кого надо изобразить на сцене по роли. Искусство придавать своему лицу другой вид и выражение посредством красок, клея, искусственных волос называется гримом.
И помогают актерам в этом театральные
гримеры и парикмахеры.
Я перечислила не все профессии, которые есть в театре.
Когда же, наконец, всё к спектаклю готово, режиссер назначает «генеральную репетицию, которая происходит в декорациях, костюмах, гриме, — совсем как настоящий спектакль, только без публики. Первое представление пьесы носит название премьера
( по — французски это означает – «первый раз»). И на неё, как правило, все билеты бывают проданы, так как это новинка для любителей театра – театралов.
Ну, вот закончилось наше путешествие в театр. И какое это великое счастье приобщится к этому искусству.
Ходите в театр! Любите театр!
/ Материал составлен по книге для детей «Что такое театр»
Н. Н. Евреинова /
Беседа с детьми старших групп на тему «Театральный этикет».
Автор: Емелина Ксения Олеговна
Музыкальный руководитель г. Рязань ДОУ №102
Беседа с детьми старших групп на тему «Театральный этикет».
Цель
: знакомить детей с правилами поведения в театре, формировать и закреплять у учащихся навыки вежливого поведения в театре в качестве зрителей и актеров.
Задачи:
- развивать внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности;
- способствовать формированию коммуникативных навыков, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета;
- воспитывать любовь к театру, осознанному выполнению правил поведения.
1 слайд
—
Театр волшебная страна
!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!
— А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей)
. Правильно, – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности.
Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище»
. Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Хотите узнать больше о театре? (ответы детей)
Театры бывают разные по жанру: в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы — это опера.
Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями — это балет.
У нас в городе Рязань тоже есть театры, посмотрите.
2 слайд
Драматический театр, в котором актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.
Есть кукольный театр,
где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.
С чего начинается театр?
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра.
3 слайд
Красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре(автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля).
А где же можно купить билет на представление?
4 слайд
Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра
.
А кто продает билеты в театральной кассе? Дети — кассир.
Спектакль в театре идет обычно долго,
больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала?
(Ответы детей)
.
5 слайд
В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер.
Итак, спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет.
6 слайд
В зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты.
Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.
7 слайд
Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище
,
закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей)
.
8 слайд
Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре
,
находящееся перед сценой.
Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра.
В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе. Поэтому, существует такое понятие, как театральный этикет. Что же такое, этикет? Это правила поведения в театре. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Правила поведения в театре:
9 слайд
В театр нужно приходить за 10-15 минут до начала спектакля. К встрече с вами готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
Приходить нужно в нарядной одежде. Конечно, если вы придете в джинсах, вас пропустят, но впечатление о вас будет немного испорчено.
10 слайд
В гардеробе подавайте свою куртку гардеробщику, перекинув его через барьер.
Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на вашей куртке , чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
11 слайд
В зал нужно войти до третьего звонка. Проходить к своему месту нужно, лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
12 слайд
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
13 слайд
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
14 слайд
Главное правило во время спектакля — соблюдение тишины. Необходимо отключить мобильные телефоны. Нельзя обсуждать игру актёров, лучше это сделать во время антракта. Если вы простудились, то посещение спектакля лучше отложить, иначе ваши кашель и чихание будут мешать артистам и публике.
15 слайд
Занимать оба подлокотника кресла не нужно — ваш сосед тоже имеет право облокотиться. Не опираются на спинку переднего кресла и не упираются в неё ногами.
16 слайд
В антракте можно сходить в буфет, чтобы перекусить и обсудить с друзьями спектакль.
17 слайд
Когда опустится занавес и спектакль закончится, не рекомендуется сразу бежать в гардероб, чтобы забрать свою одежду.
18 слайд
Артисты в конце спектакля выходят на поклон, и часто не один раз. В знак признательности к артистам, работавшим для вас, стоит поблагодарить их аплодисментам.
Роль театра в жизни дошкольника
Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.
Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми. Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.
Эстетическое воспитание имеет существенное значение. Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти.
Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства — это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Артисты театра, педагоги проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.
Еще в холле театра можно увидеть выставку детских рисунков,макеты спектаклей, сказочных персонажей.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.
Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.
С ребенком двух-трех лет можно довольно интересно и, что важно, с пользой провести время.
Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.
Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.
Ребенок знакомится с лучшими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Петра Павловича Ершова, Ганса Христина Андерсена, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака.
Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.
Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.
Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Одной из самых сложных форм театральной постановки считаются мюзиклы.
Композитор не только написал музыку, но и сделал оркестровую фонограмму, что, разумеется, обогащает звучание мюзикла.
Мюзиклы разработаны и созданы с учетом детского восприятия, а значит, дети не утомляются от музыки, с интересом работают над своей ролью и получают огромный простор для собственного творчества.
Здесь сплавляются воедино и вокальное искусство, и театральная игра, и пластика.
Мгновенный переход от разговора к песне, от песни к танцу — это так естественно для ребенка. А мюзикл на этом и построен.
Такие музыкальные спектакли станут большим событием и для детей, и для педагогов, и для родителей.
Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».
Литература:
1. Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост. Иванова И. И. Ростов н/Д:2009.
2. Медиаобразование № 5 2005. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики.
3. Цукасова Л. В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. Изд.3, доп. М., 2009.
4. Т. Н. Караманенко Кукольный театр в детском саду. М., 1960.
Театр играет огромную роль в истории человечества. Желание театрализовать мир, преобразовать его, возникало у самых разных народов с самой глубокой древности. Шаман проигрывал сражение глиняными фигурками, чтобы повлиять на его исход, пещерный человек рисовал на скале медведя и бросал в него копье для удачной охоты.
Но театр, каким мы его знаем и сегодня, родился в Древней Греции. Именно там впервые появилось театральное здание, были сформулированы принципы актерской игры, законы драматургических жанров. Само слово «театр» (как и большинство театральных понятий) греческого происхождения и означает «зрелище».
Вместе с человеком театр прошел огромный путь, и этот путь продолжается. Менялись времена и представления о прекрасном, менялся и сам театр. Бывало, он служил тиранам, бывало сопротивлялся кровавым режимам, только лишь развлекал публику или, напротив, поднимал глубокие философские вопросы. Но неизменным оставалось одно — театр всегда стремился осмыслить жизнь. В сущности, театр и есть универсальная модель жизни.
На сцене. История театра
853 ₽ 1 218
Скоро начнется спектакль. Люди торопятся в театр. Вот они сдают одежду и вещи в гардероб, берут бинокли и проходят в зал. Никакого волшебства, правда? Но вот гаснет свет и поднимается занавес, вот в полном зале воцаряется тишина — напряженная, тугая, звенящая. Вот оно, настоящее волшебство театра. Для этого он и существует. Давайте поговорим о театре, о его устройстве и истории. С чего начался театр и как он менялся со временем? Какие виды искусства объединил он в себе и какие формы принимал? Прозвучал третий звонок. Свет гаснет. Мы начинаем!
Посмотреть
Все, что есть в театре — литература, музыка, танец, живопись и даже кино — все собрала и охватила эта уникальная книга. Вы узнаете, как повлияла комедия дель арте на театр авангарда, почему классицизм старался упорядочить искусство и что из этого вышло, нужна вообще ли театру пьеса и что называют «царицей театра».
Несмотря на огромный охват тем, книга динамичная и увлекательная. Это не энциклопедия в привычном понимании, а путеводитель в мир искусства. Легкий и выразительный текст Петра Воротынцева как будто действительно ведет читателя от сюжета к сюжету, от эпохи к эпохе, удивляя необычными фактами, развлекая забавными историями. Свой собственный спектакль в книге создают яркие, меткие и ироничные иллюстрации Алисы Юфы.
Екатерина Степаненко, редактор книги: «Над книгой было очень интересно работать, уверена, что она не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Это настоящее историческое путешествие: со склонов Древней Греции в европейские средневековые города, с шумных итальянских площадей в роскошное здание Комеди Франсез. Сложное объясняется в этой книге легко и весело.
Прекрасному авторскому тексту Петра Воротынцева вторят выразительные иллюстрации Алисы Юфы. Пьеру Корнелю тесно в строгих границах классицизма и на картинке он в буквальном смысле пытается протиснуться и раздвинуть эти рамки. А объединенные Сергеем Дягилевым талантливые люди эпохи оживают на странице и танцуют, взявшись за руки.
Это книга не только про историю театра, но и про то, какие формы он принимал, какие искусства сочетал в себе, про театральные традиции и театральные профессии. Я абсолютно уверена, что любой читатель — от мала до велика — найдет в ней интересную для себя тему».
Петр Воротынцев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории театра и кино философского факультета РГГУ. Говорит, что в преподавании удивительным образом сочетаются академические научные изыскания и актерство, ведь лекция – это отчасти спектакль. Помимо работы в университете, пишет статьи и книги об истории театра и кино. Особенно интересуется музыкальным театром, оперой, театральным искусством Чехии и Италии, историей режиссуры. Театром, литературой и музыкой увлекается с детства. В юности играл в театральной студии «Обыкновенное чудо» в ДК имени Зуева. Во многом благодаря руководителю коллектива, режиссеру Станиславу Евстигнееву Петр решил посвятить свою жизнь профессиональному изучению театрального искусства.
Алиса Юфа, иллюстратор, художник-график, член союза художников. Родилась в Новосибирске, училась на факультете живописи Новосибирского художественного училища, затем на кафедре рисунка Российского Государственного педагогического университета имени Герцена. Живет и работает в Санкт-Петербурге. В 2015 году Алиса стала лауреатом молодежной премии правительства Санкт-Петербурга. С 2015 года является членом союза художников. С 2010 года участвует в выставках в России и за рубежом. Иллюстрировала книги многих издательств.