Самообразование, саморазвитие в подготовительной группе


Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Самообразование воспитателя подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Самообразование воспитателя подготовительной группы на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем…

План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Воспитатель: Доценко Т. А. Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 г. Дата окончания: 31. 05. 2022 г. Цель: повышение своего теоретического уровня,…

Что такое самообразование педагога

Постоянный, целенаправленный и организованный процесс совершенствования и практического применения теоретических аспектов современной методики работы с детьми называется самообразованием. Безусловно, общая заинтересованность в педагогических новшествах является важным элементом самообразования, однако куда более значимыми и актуальными оказываются поиски педагогом ответов на время от времени возникающие вопросы, касающиеся работы с конкретными детьми. Именно этот фактор согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и оказывается принципиальным при выборе темы по самообразованию.

Это интересно. Разработка проблемы по самообразованию — это обязательный элемент педагогической деятельности работника образования. Причём не только воспитателей, но и узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, хореографа, инструктора по физкультуре, педагога по музыке, а также старшего воспитателя и методиста. Кроме того, результаты и процесс самообучения является неотъемлемой частью документации, необходимой для участия педагога в конкурсах педагогического мастерства.

Поиск нового, интересного в методике — обязательный элемент профессионального роста педагога

Цели и задачи работы по самообразованию

Миссия профессионального самосовершенствования педагога является универсальной вне зависимости от возраста детей, с которыми он работает. Отличаться будут лишь частные аспекты целевых компонентов:

  • освоение опыта коллег и современных педтехнологий (в контексте подготовительной группы особое внимание стоит уделить, например, проектным методикам, форма работы над которыми готовит будущих школьников к видам деятельности, практикуемым на этой ступени образования),
  • систематизация рассмотренного теоретического и практического опыта с целью его оптимизации под условия работы с конкретными детьми (например, рассматривая опыт сочетания приёмов взаимодействия с гиперактивными детьми, воспитатель, у которого в группе только один такой ребёнок, не использует всю методическую систему, а берёт 1–2 элемента, допустим, отдаёт малышу позицию ведущего в подвижных играх),
  • обеспечение условий для гармоничного умственного, физического, эмоционального, психического развития каждого ребёнка.

Реализовать поставленные цели помогает систематическая работа над решением таких задач самообразования, как:

  • мониторинг литературы с новаторскими подходами в методике и периодическое возвращение к прошлым наработкам,
  • умеренное, но систематическое внедрение элементов различных педагогических технологических инноваций в личную практику (не стоит вводить в работу с группой сразу все понравившиеся приёмы, даже если они вписываются в тему, новшества должны быть «десертом», а не «основным блюдом», иначе детям такое положение вещей быстро надоест),
  • обобщение и распространение среди коллег собственного педагогического опыта, основанного на творческом осмыслении практики психологов, педагогов и методистов (иными словами, переписывать пусть даже и удачные конспекты занятия из издания в издание не нужно, а вот делиться собственными педагогическими разработками необходимо),
  • наглядный пример постоянного совершенствования личности (новые приёмы в работе привлекают не только детей, но и их родителей, а учитывая «заразность» таких нововведений, мамы и папы также начинают интересоваться разными формами взаимодействия с детьми).

Самообразование даёт возможность найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми

Принципы организации работы по самообучению

Самообучение эффективно только в том случае, если работа строится на базе следующих принципов:

  • непрерывность освещения выбранной тематики (в зависимости от темы работа может охватить один учебный год, а может и 2–4, то есть разрабатываться на протяжении всего периода работы с детьми — со второй младшей группы до подготовительной),
  • преемственность тематики (следующая тема так или иначе должна соприкасаться с предыдущей, отвечая при этом целям и задачам учебно-воспитательного процесса в ДОУ),
  • доступность практической реализации теории (когда, к примеру, педагог рассматривает тему, связанную с компьютерными технологиями на занятиях, то не стоит сразу же вводить элементы самостоятельной деятельности детей на интерактивной доске, особенно если ребята первый раз попали в кабинет информатики),
  • взаимосвязь профессиональной и общечеловеческой культуры (это требование касается в основном оценочных характеристик религиозных и семейных ценностей — это глубоко интимная область человеческих взаимоотношений).

Формы деятельности по самообразованию

Активность, связанная с профессиональным и личностным ростом, осуществляется в двух формах:

  • индивидуальной, то есть воспитатель посещает занятия, которые проводят коллеги, принимает участие в педагогических и методических советах и разрабатывает ту или иную тему самостоятельно,
  • групповой, когда несколько педагогов занимаются обобщением опыта своих коллег и на этой основе создают, к примеру, авторскую образовательную программу.

    Коллективная работа предполагает обмен опытом в изучении темы и составление на этой основе образовательных программ узкой направленности

Компоненты папки по самообразованию

Результативность работы по самообразованию во многом зависит от методически грамотного подхода к оформлению каждого из этапов исследования вопроса. Как показывает практика, материалы по самообразованию удобно организовывать в папку. В неё входят:

  • первый лист с названием разработки, именем педагога, наименованием ДОУ, сведениями о стаже и опыте педдеятельности, категории,
  • обоснование своевременности рассматриваемой темы (почему тема актуальна в принципе, и как она может помочь в работе с конкретной группой),
  • перечень целей и задач разработки,
  • список форм взаимодействия с ребятами, их семьями и коллегами в рамках рассмотрения вопроса,
  • указание источников с наработками,
  • описание видов практических занятий с воспитанниками (непосредственная образовательная деятельность, досуговые мероприятия, режимные моменты),
  • презентация итогов практической деятельности (в виде рисунков малышей, авторских методических наработок, то есть конспектов занятий, сценариев утренников и пр.),
  • письменный самоанализ хода изучения темы.

Это интересно. Сегодня материалы в папке по самообразованию обычно предоставляются в электронном варианте.

Папка по самообразованию может быть распечаткой электронной формы оформления работы

Формированием и развитием личности ребёнка может заниматься только тот, кто уделяет должное внимание самообучению. Самообразование — обязательный элемент профессиональной практики педагога детского сада. Оно основывается на повышении общего интеллектуального уровня, изучении аспектов психолого-педагогической работы с детьми, взаимодействии с родителями, коллегами. Эта работа помогает находить эффективные способы реализации целей и задач каждого элемента учебно-воспитательного процесса.

Что входит в индивидуальный план по самообразованию

Собственный план педагога по самообразованию (после выбора темы, обусловленного актуальностью вопроса в контексте работы с конкретными детьми) включает реализацию трёх этапов работы.

Индивидуальный план конкретизирует каждый из этапов работы по теме самообразования, включая и этап внедрения теории в практику

Этап теоретического осмысления вопроса

Этот уровень разработки темы предполагает активное изучение литературы и анализ опыта коллег. А также на этом этапе педагог:

  • формулирует конкретный аспект темы, который будет рассматриваться (например, в рамках проблемы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» музыкальный работник разрабатывает тему через призму развития музыкальных способностей, а хореограф — с помощью формирования чувства ритма и плавности движений),
  • определяет направления практического воплощения теории (на каких занятиях будет апробация материала, к какому результату педагог планирует прийти и т. д.),
  • выбирает формат отчётности о проделанной работе (видеоролики, презентации, фотоотчёты и пр.).

Практический этап

Этот аспект разработки темы охватывает весь учебный год (или два в зависимости от сути вопроса) и предполагает:

  • систематизацию изученных материалов (в виде составления списка литературы, картотеки важных цитат и ссылок),
  • регулярную подготовку и проведение занятий и досуговых мероприятий с внедрением теоретических положений изучаемой темы,
  • работу с семьями воспитанников через организацию и анализ просветительских бесед, создание опросников, анкет,
  • коррекцию выбранного направления работы в зависимости от промежуточных результатов практического воплощения теории (поиск оптимальных способов взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, опосредованно или непосредственно участвующими в разработке проблемы),
  • создание творческих отчётов по каждому этапу освоения вопроса самообразования.

Главным компонентом практического этапа является непосредственное взаимодействие с детьми

Самореализация

Этот этап можно назвать итоговым, так как он предполагает анализ результатов теоретического и практического этапов работы и может быть:

  • промежуточным (когда итоги анализируются после освоения определённого блока теории),
  • финальным, организуемым по окончании исследования темы.

Самореализация может быть представлена в формате:

  • презентации полученного опыта на педсоветах, семинарах и конференциях,
  • библиотеки статей по вопросу,
  • печатных работ педагога в периодике по профилю,
  • самоанализа, который проводится в утверждённой каждым ДОУ форме и обязательно включает описание каждого уровня работы.

Это интересно. На этапе самореализации педагог предварительно намечает направление следующей темы по самообразованию.

Видео: фотоотчёт воспитателя по теме самообразования «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрального искусства»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]