Солнце: строение, характеристики, интересные факты, фото, видео


Факт № 1

Солнце является Солнечной системой в целом. Как же так, ведь система, которая входит в галактику есть система планет, а Солнце всего лишь звезда, пусть и самая центральная. Казалось бы, объекты совершенно неодинаковые. Все же стоит только взглянуть на Солнечную систему в аспекте ее массы, как сразу можно увидеть, что Солнце занимает 98% совокупной массы системы, в которой проживает человечество. Оставшиеся 2% разделили в той или иной степени между собой 8 планет, входящих в систему, включая и Землю. Львиную долю массы занимают Юпитер и Сатурн, так называемые «Газовые гиганты». На долю Земли во всей системе приходится невероятно крошечная по космическим меркам масса.

Из чего состоит Солнце?

По своему химическому составу наше светило ничем не отличается от других звёзд и содержит: 74,5% – водорода (от массы), 24,6% – гелия, менее 1% – иных веществ (азот, кислород, углерод, никель, железо, кремний, хром, магний и другие вещества). Внутри ядра идут беспрерывные ядерные реакции превращающие водород в гелий. Абсолютное большинство массы Солнечной системы – 99,87% принадлежит Солнцу.


Состав Солнца
Интересный факт: Солнце имеет практически идеальную шарообразную форму. Разница в диаметрах, соединяющих противоположные точки экватора и полюсов, равна 10 километрам. И это при его гигантских размерах!

Факт № 6

Солнце многослойная звезда. Видимая поверхность звезды это только ее внешний слой. Его именуют фотосферой. Температура на ней способна достигать 5700 Кельвинов или 1 556 1000С, ведь один Кельвин приравнивается к 2730С.

Затем на отметке в 70% от солнечного диаметра располагается слой под названием «конвекция». Следом находится зона, именуемая «Лучистым переносом». Центром светила является ядро. Температура его достигает значений не меньше 16 000 0000С. Теперь становится ясно, что солнечная поверхность не является самым горячим местом не только на звезде, но и в Солнечной системе в целом.

Характеристики Солнца

Солнце обладает следующими параметрами:

  • Возраст –4,57 миллиарда лет;
  • Расстояние до Земли: 149 600 000 км
  • Масса: 332 982 масс Земли (1,9891·10³⁰ кг);
  • Средняя плотность – 1,41 г/см³ (она увеличивается в 100 раз от периферии к центру);
  • Орбитальная скорость Солнца равна 217 км/с;
  • Скорость вращения: 1,997 км/с
  • Радиус: 695-696 тыс. км;
  • Температура: от 5 778 К на поверхности до 15 700 000 К в ядре;
  • Температура короны: ~1 500 000 К;
  • Солнце стабильно в своей яркости, оно находится в 15% самых ярких звёзд нашей Галактики. Излучает меньше ультрафиолетовых лучей, но обладает большей массой по сравнению с аналогичными звёздами.

Факт № 7

На протяжении столетий религия отказывалась признавать вращение нашей планеты вокруг Солнца. Нашу планету религиозные деятели и их последователи считали центром всего сущего. Дошло до того, что в 1633 году осудили физика с именем Галилео Галилея за его публичную поддержку системы мироздания, выдвинутую Николаем Коперником, утверждавшим, что планета вращается вокруг светила. Данную теорию церковь считала теорией еретиков аж с 1616 года. В результате Галилей был пожизненно заключен в тюрьму. Позже над ним все же сжалились, и пожизненное заключение оказалось заменено домашним арестом, но под неустанным оком инквизиции.

Открытое признание церковью того, что Земля совершает вращение вокруг солнечного светила, состоялось в 1992 году. Сделал это не кто иной, как знаменитый Иоанна Павел II. Папа пошел дальше и выступил с признанием ошибочности судебного процесса над Галилеем, назвав его «трагическим недоразумением».

Почему светит Солнце?

Немало философов и учёных пытались ответить на этот, вроде бы простой вопрос. Древнегреческий астроном Анаксагор за свою теорию раскалённого металлического шара умудрился попасть в тюрьму. Ясность наступила с началом XX-го века и открытием явления радиоактивности, а затем возможности проведения управляемой ядерной и термоядерной реакции.

Именно эти открытия приподняли завесу тайны происхождения самого распространённого явления природы. Английские учёные Эрнест Резерфорд и Артур Эддингтон первыми высказали предположение о протекании реакций термоядерного синтеза в глубинах нашего светила. Благодаря этому, водород Солнца постепенно превращается в гелий, выпуская потоки фотонов, которые мы наблюдаем в качестве света.


Эрнест Резерфорд

Интересный факт: цвет нашего светила – чисто белый, за счёт прохождения слоёв земной атмосферы мы видим его: жёлтым, красным, оранжевым.

Факт № 10

Существование живого на Земле невозможно без солнечного тепла и света. Тем не менее, если пофантазировать, что Солнце перестанет дарить тепло, то в первую очередь всего за одну неделю температурный режим на поверхности нашей планеты упадет до -180С. Пройдет только год и на поверхности Земли стабильно будет -730С. Но и это еще не все, ведь температура не перестанет опускаться, что непременно обернется гибелью всех форм жизни на планете и наступлением периода вечной мерзлоты.

Солнечное затмение

Такое событие, как затмение Солнца, всегда вызывало гамму чувств у невежественных людей, сопровождающихся ужасом и паникой. Находились и желающие «погреть на этом руки» и заработать авторитет предсказателей и ясновидцев. Но не только существа мыслящие, но и животные реагируют на появление темноты. Впрочем, в большинстве своём, воспринимая её как наступление ночи.

Интересно: Скорость света — кратко, фото и видео


Солнечное затмение – схемы

Научное объяснение явлению простое: Луна закрывает Солнце. Происходит это только во время новолуния (примерное нахождение всех трёх небесных объектов на одной линии, да и то не всегда). Виды солнечных затмений с позиции земного наблюдателя:

  • «Частное» – спутник закрывает светило частично.
  • «Полное» – солнечный диск закрыт полностью.
  • «Кольцеобразное» – конус отбрасываемой тени не достигает земной поверхности.
  • «Полное кольцеобразное» или «гибридное» – два наблюдателя в разных точках одновременно видят один из видов солнечных затмений.


Солнечное затмение
Наблюдение данного явления позволило совершить ряд важных открытий и рассмотреть корону и атмосферу Солнца. Что в обычных условиях, крайне затруднено. Кстати, само зрелище не балует землян частотой своего появления. Регулярность появления события составляет: 237-мь раз за век.

Факт № 12

Больше объекта, чем Солнце в нашей галактической системе не существует. Чтобы понимать размер звезды, стоит только представить, что если заполнить все занимаемое ею пространство такими планетами, как Земля, то светило вместило бы в себя их не менее 960 000! И это только если размещать в Солнце планеты, имеющие сферическую форму. При условии размещения в звезде сплюснутых вариантов планет, заполнить занимаемое Солнцем пространство смогут 1 300 000 планет, подобной той, на которой живут люди. По показателям площади поверхность светила в 11 900 раз больше в сравнении с таким же показателем Земли.

Конспект занятия по экологии на тему «Значение солнца в нашей жизни»

Для детей средней группы

Программное содержание. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в нашей жизни человека, вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных птиц. Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.

Материал и оборудование. Плотное одеяло, нарисованное солнце, фигурка человека, лампа настольная, мешочек с различными сухими травами, различные мелкие предметы, зеркала для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце? Какое настроение у детей в солнечную погоду, а какое в пасмурную? Проводится психо-гимнастика «Солнечно — пасмурно»

Зачем нам солнце? Что оно делает для нас? /согревает, светит/. Куда уходит солнце вечером? Что мы делаем ночью? Откуда берется солнце утром? /просыпается/.

Игра «День — ночь». По команде воспитателя ночь /дети засыпают/, по команде день — просыпаются.

Чтобы случилось, если бы солнце ушло спать и не вернулось? /замерзли/. Психо-гимнастика «Холодно».

Чтобы почувствовать, как мы жили бы без солнечного света, нам нужно оказаться в полной темноте. Для игры берется плотное покрывало, дети садятся на пол и накрываются покрывалом. Что они при этом видят? Наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать предметы. Почему дети не могли видеть, ведь у них есть глаза? Человек видит тогда, когда у него есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы не нужны нам.

Как солнце попадает к нам в окошко? Что у него есть? /лучи/. Вы хотите поиграть с лучом солнца? Как можно поиграть с лучом? Можно его поймать. Как? /зеркалом/. Воспитатель зеркалом ловит солнечный луч, предлагает и детям поймать луч, /что такое солнечный луч?/ что такое солнечный зайчик? Солнечный луч отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика. Игра «солнечные зайчики» дети превращаются в солнечных зайчиков и под музыкальное сопровождение порхают, как солнечные зайчики.

Кому еще кроме человека необходимо солнце? /животным/, Зачем? Но есть животные, которые видят в темноте. Кто это? /кошка, сова/, Как они охотятся? Игра «Животные в темноте». Ребенку завязывают глаза, воспитатель дает в руки какой-либо предмет и просит угадать, что именно он получил. Желательно чтобы у предмета был запах, /это может быть сушеная трава, свежая шишка, лимон или яблоко/. Находясь в темноте, ребенок будет пытаться в слепую определить предложенный предмет. Как он это будет делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.

После того как дети определят в темноте предметы, воспитатель обсуждает с ними, как они это делали. Нужны им при этом были глаза? А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет. Например: под землей в глубоких пещерах, на дне океана. Действительно глаза у них превращаются в маленькие щелочки /крот/.

Кому еще необходим солнечный свет? /растениям/. Что случится, если растение попадет в полную темноту? /погибнет/. Воспитатель демонстрирует растение, которое росло в темноте, и растение, росшее на свету. Дети находят разницу в цвете растения. Делают вывод.

Куда может пропасть солнце? /ночь, туча, дым/. Что мы должны делать, чтобы солнце не пропало? /дети отвечают/. А пока мы дружим с солнцем.

Проводится психо-гимнастика «Солнечное тепло». Под спокойную музыку дети подставляют лицо солнцу, закрывают глаза, расслабляются.

Чтобы дети наглядно поняли, как солнце закрывает туча, и на человека находит тень, проводится опыт. Берется настольная горящая лампа, маленький человечек, между ними вставляется плоский круг. На человека находит тень.

Как возникло Солнце?

Есть разные теории происхождения Солнца. Наиболее популярная из них утверждает, что светило сформировалось из газопылевого облака, возникшего в результате сверхновой звезды. В качестве доказательства приводится аргумент наличия большого количества урана и золото в центральном теле нашей звёздной системы.

Интересный факт: радиус Солнца в 2100 раз меньше радиуса UY Щита – самой большой открытой звезды во Вселенной.

Другая гипотеза прослеживает длинную цепочку превращений: комета с периферии Галактики -> ледяная планета -> планета-гигант -> инфракрасный карлик -> жёлтый карлик. Накапливая массу, Солнце под воздействием сил гравитации довело плотность ядра до запуска термоядерных реакций, и возможности удержания атмосферы. Причём притяжение огромного шара позволило не отпускать от себя даже лёгкие газы: водород и гелий. Правда с поверхности светила, они всё равно улетучиваются в космическое пространство.


Образование Солнечной системы

Существует несколько звёзд – аналогов Солнцу в созвездиях: Близнецов, Скорпиона, Гончих Псов, Корма, Дракона. Их светимость, температура, масса, плотность и примерный возраст совпадают с нашим светилом.

Интересный факт: перспективы эволюции Солнца таковы, что однажды оно сожжёт и поглотит Землю (красный гигант), а потом само примет её размеры (белый карлик).

Жизненный цикл Солнца

По всей видимости, Солнце своим появлением обязано протозвёздам предыдущих поколений, так как в его составе содержится значительное количество металлов. Возраст его составляет 4,5 -4,75 млрд. лет, причём всё это время оно увеличивает свою яркость и температуру (разгорается).


Жизненный цикл звезд

Интересный факт: магнитное поле нашей звезды имеет цикл изменения примерно равный 22-м земным годам. Что равно двум периодам солнечной активности в 11-ть лет.

Такой физический процесс не может идти без потери массы водорода, являющегося основным элементом в составе светила. Когда-нибудь это закончится, водород сгорит и улетучиться, а гелий начнёт сжиматься. Размеры светила станут увеличиваться вплоть до достижения пределов орбиты Земли. Солнце станет красным гигантом и будет находиться в таком состоянии предположительно 120 млн. лет. Затем возникнет туманность вследствие значительного уменьшения массы и гигантского расширения наружного слоя. Из красного гиганта оно превратится в белого карлика, который почернеет через несколько триллионов лет.

Интересно: Солнечная система — что это такое, состав, планеты по порядку, строение, фото и видео

Владимир Солоухин — Уходило солнце в Журавлиху

Уходило солнце в Журавлиху, Спать ложилось в дальние кусты, На церквушке маленькой и тихой Потухали медные кресты.

И тогда из дальнего оврага Вслед за стадом медленных коров Выплывала темная, как брага, Синева июльских вечеров.

Лес чернел зубчатою каймою В золоте закатной полосы, И цветок, оставленный пчелою, Тяжелел под каплями росы.

Зазывая в сказочные страны, За деревней ухала сова, А меня, мальчишку, слишком рано Прогоняли спать на сеновал.

Я смотрел, не сразу засыпая, Как в щели шевелится звезда, Как луна сквозь дырочки сарая Голубые тянет провода.

В этот час, обычно над рекою, Соловьев в окрестностях глуша, Рассыпалась музыкой лихою Чья-то беспокойная душа.

«Эх, девчонка, ясная зориночка, Выходи навстречу — полюблю! Ухажер, кленовая дубиночка, Не ходи к девчонке — погублю!»

И почти до самого рассвета, Сил избыток, буйство и огонь, Над округой царствовала эта Чуть хмельная, грозная гармонь.

Но однажды где-то в отдаленье, Там, где спит подлунная трава, Тихое, неслыханное пенье Зазвучало, робкое сперва,

А потом торжественней и выше К небу, к звездам, к сердцу полилось… В жизни мне немало скрипок слышать, И великих скрипок, довелось.

Но уже не слышал я такую, Словно то из лунности самой Музыка возникла и, ликуя, Поплыла над тихою землей,

Словно тихой песней зазвучали Белые вишневые сады… И от этой дерзости вначале Замолчали грозные лады.

Ну а после, только ляжет вечер, Сил избыток, буйство и огонь, К новой песне двигалась навстречу Чуть хмельная грозная гармонь.

И, боясь приблизиться, должно быть, Все вокруг ходила на басах, И сливались, радостные, оба В поединок эти голоса.

Ночи шли июльские, погожие, А в гармони, сбившейся с пути, Появилось что-то непохожее, Трепетное, робкое почти.

Тем сильнее скрипка ликовала И звала, тревожа и маня. Было в песнях грустного немало, Много было власти и огня.

А потом замолкли эти звуки, Замолчали спорщики мои, И тогда ударили в округе С новой силой диво-соловьи.

Ночь звездою синею мигала, Петухи горланили вдали. Разве мог я видеть с сеновала, Как межой влюбленные прошли,

Как, храня от утреннего холода,- Знать, душа-то вправду горяча — Кутал парень девушку из города В свой пиджак с горячего плеча.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]