Правильно ставим цели
Нужно заранее определиться, для чего именно вы отправляете ребенка на танцы. С одной стороны, можно ограничиться общим физическим и эстетическим развитием, а с другой — нацелиться на серьезные достижения в виде побед на городских, региональных и даже международных конкурсах. Детское увлечение танцами вполне может перерасти в полноценную профессиональную карьеру, главное не отбить у ребенка желание заниматься любимым делом. В этом плане важно выбрать грамотного тренера, от него зависит не только качество обучения, но и правильная мотивация. Хороший преподаватель точно знает не только как добиться от учеников лучших результатов, но и как заинтересовать. Кроме того, он уже после пробного занятия сможет сделать выводы о потенциале ребенка в выбранном танцевальном направлении.
Какое танцевальное направление выбрать?
Выбор танцевального направления и школы зависит от возраста и характера ребенка. Это могут быть классические бальные танцы или разнообразные жанры современной хореографии. В отличие от классики, современная хореография не требует обязательного наличия партнера, сложного регламента и костюмов, поэтому так популярны модерн, хип-хоп, R’n’B, брейк-данс, джаз-фанк и джаз-модерн, стрит-джаз и другие направления.
Уже в возрасте 5 лет становится понятно, какой темперамент у ребенка, какая музыка ему нравится, насколько хорошо он адаптируется и взаимодействует в коллективе. Выбирать танцевальное направление нужно обязательно с учетом пожеланий ребенка, поскольку представления поколений о прекрасном сильно отличается. В конце концов, всегда можно попробовать танцы разных стилей, и только после этого сделать выбор.
Программа танцевального кружка «Танцевальный калейдоскоп»рабочая программа по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Рябинка»
Программа танцевального кружка
«Танцевальный калейдоскоп»
Воспитатель
Бурякова Н.В.
2014 г.
Пояснительная записка
В содержании данной программы заложен музыкально-психологический тренинг для детей 4-5 лет, развивающий волю, внимание, подвижность и гибкость, направленный так же на развитие музыкальных способностей, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Идя от простого к сложному, от детских песенок к симфоническим произведениям, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Разнообразие композиций по направленности, по сложности и интенсивности движений, позволяет использовать их в любых формах организации работы с детьми от утренней гимнастики до праздничных утренников . Репертуар, используемый в рамках программы музыкально-выразительный, увлекательный, будит фантазию и воображение, развивает выразительные возможности тела и в то же время доступен для исполнения.
Важнейшим показателем успешности музыкально-ритмического воспитания ребенка в возрасте 4-5 лет является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений ( что в этом возрасте соответствует норме) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Цели и задачи деятельности кружка танца
Основной целью деятельности кружка танца является двигательная активность детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
- укреплять здоровье детей;
- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;
- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;
- избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
- учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Организация деятельности кружка танца
Работа кружка танца строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.
Занятия в кружке танца проводятся в соответствии с сеткой занятий с учетом возрастных особенностей воспитанников, а также с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660-10.
Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале 1 раз в неделю. Продолжительность занятия -15-20 мин.
Для отчета перед родителями воспитанников за качество оказываемой образовательной услуги руководителем кружка танца не реже одного раза в полгода проводятся открытые мероприятия.
Документация руководителя кружка танца
Руководитель кружка танца несет ответственность за наличие, содержательность и культуру ведения следующей документации:
- тетрадь учета посещаемости кружка танца детьми;
- перспективно-календарный план работы кружка танца;
- результат выявления уровней развития двигательной активности детей на начало и конец учебного года;
- карта участия дошкольников в мероприятиях.
План работы кружка
Март 1 занятие | «Ожидание весны» | Закрепление умений воспроизводить в движении ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок, сильную долю. Закрепление навыков плясовых движений : топающий шаг, полуприсядка, кружение на топающем шаге | Разучивание весенних хороводов. Танец «Солнечные лучики» «Вороны», «Воробушки», «Поросята». Музыкальные подвижные игры по выбору детей |
2 занятие | «Музыкальные подарки для мамы и бабушки» | Развитие умений выполнять плясовые движения по показу и самостоятельно. Разучивание плясок с мамами. Закрепление умений начинать и заканчивать движение с музыкой | Пляска «Кнопочки», «Две капельки», упражнение с цветами «Вальс» Кишко, парные пляски с мамами по показу |
3 занятие | «Мамина улыбка» | Повторение выученных к празднику плясок и упражнений. Создание условий для самостоятельного исполнения праздничного репертуара | Пляска «Кнопочки», «Две капельки», упражнение с цветами «Вальс» Кишко, парные пляски с мамами по показу |
4 занятие | «Встречаем птиц» | Закрепление навыков быстрого бега, прыжков на двух ногах, мягкой пружинки | Упражнение «Воробушки»( музыка Т. Вилькорейской), «Птички и вороны», Повторение весенних хороводов. |
Апрель 1 занятие | «Капель и ручьи» | Совершенствование навыков легкого бега, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, выполнять перестроения в соответствии с частями музыки | Упражнение «Ручейки» ( легкий бег – музыка К Вебера). Повторение парных плясок по желанию детей |
2 Занятие | «Весенний ветерок» | Совершенствование навыков легкого бега, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Закрепление умений выполнять маховые движения руками ( на пружинке) | Упражнение для рук «Ветерок и ветер», парные и характерные танцы с перестроениями на две – три фигуры. Построение упражнений в легком беге «Ручейки». Подвижные игры с музыкой. |
3 занятие | «Встреча дорогих гостей» | Развитие умений выполнять движения в паре с ребенком старшего возраста ( формирование коммуникативных навыков) Выполнение движений по показу, импровизация движений в соответствии с характером музыки | Пляски-игры «Найди себе пару», «Разноцветная игра», «Птички и Вороны», парная пляска на 2-3 фигуры ( по выбору) |
4 занятие | «Наши любимые игрушки» | Совершенствование умений выполнять простейшие плясовые движения : полуприсядка для мальчиков, кружение в парах, поочередное выставление ног на каблук, кружение на месте и др. | Пляска «Неваляшка», «Куклы и Мишки», «Плюшевый медвежонок». Повторение знакомых образно-игровых композиций и подвижных игр. |
Май 1 занятие | «Любимые песенки для малышей» | Совершенствование умений выполнять несложные плясовые движения по показу взрослого при обыгрывании детских песен | Пляска «Кнопочки», «Две капельки», «Раз, ладошка» муз.Е.Зарецкой. Повторение знакомых парных плясок (по выбору) |
2 занятие | «Праздник первых цветов» | Совершенствование умений выполнять покачивание руками ( на пружинке). Закрепление навыков перестроений в пространстве, движения по кругу, врассыпную, «змейкой» за ведущим | «Волшебный цветок» муз.Ю.Чичкова (или другая по выбору).Повторение знакомых плясок и образных музыкально-ритмических композиций ( по выбору) |
3 занятие | «Праздник весенних лучиков» | Закрепление навыка легкого бега, топающего шага, прыжков на двух ногах. Закрепление навыков перестроений в пространстве, движения по кругу, врассыпную, «змейкой» за ведущим | Упражнение с цветами и зелеными веточками (музыка по выбору), образно-игровые композиции «Кот Леопольд», «поросята», «Птички и Вороны» |
4 занятие | Праздник одуванчиков» | Воспитание у детей устойчивого интереса к музыкально-ритмической деятельности. Расширение и совершенствование двигательных навыков и умений. | «Танец с цветами» ( повторение).Музыкально-ритмическая композиция «песенка о лете» муз. Е. Крылатова |
Мониторинг развития детей
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей в музыкально- ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий. В ходе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста ( в данной группе).
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Ф.и.ребенка | Сроки диагностики | ||
параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
Интерес и потребность в музыкальном движении | |||
Способность к отражению в движении характера и использование основных средств выразительности) | |||
Эмоциональность(выразительность исполнения) | |||
Креативность ( способность к импровизации в движении под музыку, оригинальность, разнообразие используемых движений) | |||
Развитие двигательных навыков (Наличие разнообразных видов движений в соответствии с программой и содержанием) | |||
Подвижность ( лабильность) нервных процессов ( умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой, менять направление движения, перестраиваться) | |||
Формирование правильной осанки | |||
Формирование навыков ориентировки в пространстве |
Оценка детей 4-5 летнего года жизни
Высокий уровень – умение передать характер мелодии, самостоятельно начинать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки
Средний уровень – в движениях выражается общий характер музыки, темп, начало и конец движения под музыкальное сопровождение совпадают не всегда.
Низкий уровень – движение не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритма, а так же с началом и концом произведения
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции ( страх, радость, ужас, удивление, восторг, тревогу).
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после движения ждут оценки педагога. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные, оценивается по внешним проявлениям «+», «- «
Креативность – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а так же придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения : «+», «-«.
Развитие двигательных навыков – освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием : основных движений ( ходьба, бег, прыжковые движения), общеразвивающих ( на различные группы мышц), имитационных ( образно-игровых), плясовых, танцевальных, гимнастических с предметами и без предметов. Оцениваются качество, уверенность исполнения различных движений, разнообразие и объем выполняемых движений.
Подвижность ( лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике и т.д.О и при выраженных затруднениях «- «.
Формирование правильной осанки –оценивается на основе наблюдений и медицинских данных – норма «+», проблема «-«.
Формирование навыков ориентировки в пространстве –оценивается на основе наблюдений за исполнением различных перестроений в соответствии с возрастными возможностями, умением выполнять движения в нужном направлении ( направо-налево, вперед-назад), произвольностью выполнения движений правой и левой рукой (ногой).
В результате диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития. Педагогическая диагностика по сути является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития.
Ждем результата
Не стоит слушать преподавателей, которые за несколько занятий обещают сделать из ребенка едва ли не звезду. Даже самый мощный творческий потенциал ограничен физиологией, поэтому прогресс будет постепенным. В результате регулярных тренировок в танцевальной секции ребенок научится владеть своим телом, разовьет мышечный корсет, станет устойчивым к физическим нагрузкам. Кроме того, в танце дети научатся выплескивать энергию и эмоции, реализовывать себя.
Среди прочих важных навыков, которые формируются постепенно — настойчивость и целеустремленность. Практически все дети проходят через этап адаптации, когда исчезает новизна ощущений и пропадает интерес к занятиям. Важно преодолеть эту ступень, поскольку ребенок должен понимать, что результата в любом деле можно достичь только упорным трудом.