Подписи к слайдам:
Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС во второй младшей группе. Никифорова А.О. Группа №13
1.Формирование словаря 1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. 2. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. 3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). 4. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка). 5. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Задачи речевого развития в соответствии с требованиями современного ФГОС:
2.Формирование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц). 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
3.Формирование грамматического строя речи 1. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). 2. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. 3. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм»).
4.Формирование связной речи 1. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 2. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж». При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
Используем материал с уголка познания: Д идактические игры на развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). пресноводные» и др. 1.Формирование словаря
2.Звуковая культура речи
Грамматический строй речи Связная речь
Спасибо за внимание!
Паспорт центра речевого развития в группе общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет
Паспорт
центра речевого развития
в
группе общеразвивающей направленности
для детей 4 – 5 лет
Паспорт
центра речевого развития
в
группе общеразвивающей направленности
для детей 4 – 5 лет
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.
Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.
Нами создан Лэпбук по развитию речи «Речовичок» в котором живет «Веселый Язычок».
На центральном полотне представлены:
Дыхательная гимнастика; набор карточек чистоговорок на разные звуки «Развиваем речь»; Упражнение на согласование существительного с прилагательным «Будем говорить правильно»; пальчиковые игры; Артикуляционная гимнастика в картинках — Упражнение «Расскажи сказку»; Скороговорки о животных и птицах,
«Расскажи сказку» — мнемотаблицы; Упражнение «Произнеси звук» в виде паровозика с вагончиками. В каждом вагончике спрятано животное;
Стихи о животных; Набор загадок; Д/и «Четвертый лишний», «Времена года», «Игрушки»; Стихи об овощах.
На следующих сторонах представлено:
Д/и «Отгадай по картинке»; Книжки малышки по р.н. сказкам, потешки;
Упражнения для развития мелкой моторики «Игры с прищепками»;
Театр «Теремок».
Игровое упражнение для развития мелкой моторики — Чудо дерево «Собери урожай»;
Упражнение для развития дыхания «Дует – дует ветерок».
Центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:
Развитие артикуляционной моторики:
предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Развитие речевого дыхания:
Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.
Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Футбол», «Чья птичка дальше улетит».
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…
Мнемотаблицы:
Мнемотехника помогает маленьким детям:
- Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
- Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
- Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
- Обогащает словарный запас;
- Помогает развивать мышление;
- Развивает фантазию;
- Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Подборка мнемотаблиц для заучивания стихов;
Схемы для составления рассказов;
Д/и «Кто где живет».
Работа над грамматическим строем речи:
обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.
Д/и «Чей малыш», Д/и «Ассоциация», Д/и «Профессии», Д/и «Сказка за сказкой».
«Игры для развития речи малышей с 3 до 5 лет»;
Д/и «Доскажи словечко», Д/и «Четвертый лишний»,
Д/и «Где, чей малыш?», Д/и «Назови одним словом»,
Д/и «Продолжи слово».
Пополняем словарный запас:
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Наглядно – дидактическое пособие по темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Времена года»; «Водный транспорт»; «Воздушный транспорт»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Посуда»; «Наш дом»; «Правила маленького пешехода»;
«Виды спорта»; «Грибы и ягоды»; «Птицы России»;
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Центр речевого развития
расположен рядом с книжным:
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
В уголке есть подборка: портреты писателей;
Стихи, сказки, рассказы, р.н. сказки, сборники иллюстрированных книг.
Играем в театр:
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан центр театрализации
с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Виды театра:
К
укольный театр «Бибабо»; Театр «Рукавичка»; Пальчиковый театр;
Настольный театр по сказкам «Кошкин дом», «Бременские музыканты»,
«По щучьему велению» и др.
Узнавание неречевых звуков:
Картотека музыкальных дидактических игр; Наглядно — дидактическое пособие «Музыкальные инструменты».
Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Тихо — громко» и другие.
Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
В это время работает физический слух.