Развитие речи в 5-6 лет: нормы, симптомы нарушения, коррекция

Важным показателем интеллекта дошкольника является развитие речи 5-6 лет. В этом возрасте ребенок знает 3000-4000 слов, произносит большую часть звуков правильно. Дети способны строить развернутые фразы и давать подробные описания. Для улучшения произношения и развития лексического запаса используются дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.


Развитие речи ребенка 4-5 лет очень важно.

Развитие речи у дошкольников

В норме к 5-6 году жизни детская речь аналогична взрослой. Главная задача формирования умения грамотно излагать свои мысли в разговоре – подготовить дошкольника к обучению чтению и письму. Если у малыша имеются сложности с дифференциацией звуков, у него неминуемо возникнут проблемы с написанием букв.

Ограниченный лексический запас, неумение последовательно излагать мысли не позволят школьнику пересказать прочитанное или пояснить решение примера.

И начинать подготовку к школе следует заранее и постепенно. Репетитор сможет ускоренно подготовить малыша. Однако эффективность таких интенсивных занятий потеряет свою актуальность уже после 1-2 четверти, если у дошкольника присутствуют речевые нарушения. Поэтому начинать готовиться к поступлению в 1 класс стоит за 1,5-2 года.

Запас слов

В 5 лет ребенок должен активно использовать около 3-3,5 тысяч слов. Он умеет обобщать понятия (растения, звери, посуда, одежда). В речи дошкольника присутствуют не только названия предметов быта, но и отвлеченные понятия – любовь, обида, планета, вселенная и т. д.

Дети 5-6 лет любят лексические игры с перестановкой слов или ошибками в тексте. К примеру:

  • Пробежала банька мимо мужика, а на нашу кошку рычали ворота.
  • Я своим блокнотом разрубил топор, а по коту Егорке проскакал забор.

Грамматика

Короткие ответы становятся более длинными и развернутыми. Дети уже умеют правильно склонять сложные формы существительных. Однако могут допускать ошибки, говоря – котенков вместо котят или теленков вместо телят. Развивать грамматику помогают такие речевые игры:

  • «Скажи наоборот» – игра на нахождение антонимов.
  • «Сломанный телефон».
  • «Угадай, о чем я рассказываю».
  • «Закончи предложение».

Образец грамотности – взрослые, которые окружают малыша. Если у членов семьи наблюдаются проблемы с правильной постановкой ударений, речевые нарушения, или злоупотребление сленговыми и ненормативными словами, ребенок будет их копировать.

Артикуляция

Голосовой аппарат у дошкольника соответствует взрослому. Если нет анатомических нарушений – укороченная уздечка, неправильный прикус, дети большую часть фонем выговаривают верно. Чаще всего у детей 5-6 лет возникают трудности с произношением звука «р». Они либо подменяют его более простым «л» или «й» – балсук, а не барсук, йак,− а не рак, либо вообще пропускают – баабан вместо барабан, ваеник вместо вареник.

Если до 5 лет малыш не научился выговаривать звук «р», самостоятельно он с этим уже не справится. Не стоит ждать, что ребенок перерастет проблему. Требуется консультация дефектолога и посещение логопедических занятий.

Еще один важный аспект – большие паузы в разговоре, или заикание. Это сложное речевое нарушение, на устранение которого может потребоваться не один год. Причиной может послужить:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • строгие родители;
  • слишком большая нагрузка на речевой аппарат в раннем возрасте;
  • подражание родственнику или другу, который заикается.

Логичность и последовательность

Связная речь у дошкольника – результат многолетних усилий родителей, занимавшихся ее развитием. Такие дети говорят выразительно, используют эпитеты и сравнения, сочиняют собственные истории. В то время как малыш, речевые навыки которого никто не развивал, говорит монотонно, нечленораздельно.

В 5-6 лет ребенок составляет связный рассказ по картинке, пересказывает услышанный текст, выражая свое мнение к услышанному или увиденному.

У малышей, проводящих 90% свободного времени за компьютером или смартфоном, наблюдаются трудности со связностью и логичностью повествования. Ему сложно развернуто ответить на вопрос. Однако о любимых персонажах игры он готов говорить часами. Если не ограничить время использования гаджетов, это негативно скажется на речевом развитии.

Как развивать речь в 5 лет?

Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

  • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
  • практиковать умение точного пересказа;
  • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

  1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
  2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
  3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
  4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
  5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
  6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
  7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
  8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

Общепринятые нормы

В норме дошкольник:

  • Знает и соблюдает правила грамматики. Он может неправильно поставить ударение в незнакомом слове или допустить ошибку при его изменении. Однако, если родитель или воспитатель его поправил, дети запоминают и больше ошибок не допускают.
  • Дает развернутый ответ на вопрос.
  • Произносит звуки членораздельно и внятно.
  • Умеет составить логичный рассказ по картинке или серии фотографий, придумать свое начало или окончание сказки, пересказать услышанный текст, поделиться эмоциями от просмотренного мультфильма или совместного отдыха, игры.
  • Описывает предмет и угадывает его по описанию.
  • Может менять интонацию, громкость голоса, скорость речи.
  • Участвует в театрализованных постановках (дома или в детском саду), артистично декламирует стихи, делает интонационные паузы.
  • Подбирает слова, близкие или противоположные по значению: радостный и веселый, смеющийся и плачущий.
  • Активно применяет приставочные глаголы: белая дверь открыта, а зеленая закрыта.
  • Умеет обобщать понятия: вилка, тарелка, кастрюля – посуда; кошка, мышка, собака, кролик – домашние животные; орел, дрозд, синица – птицы.
  • Правильно произносит большинство фонем. Исключение – звук «р».

Признаки речевого недоразвития

Главный признак речевых нарушений – нарушение дикции и артикуляции. Ребенок с задержкой речевого развития произносит слова нечетко, его сложно понять, в результате отследить грамотность речи крайне сложно. Нарушена артикуляция, большинство фонем вызывают трудности при произношении.

У таких детей ограниченный лексический запас. Любому взрослому заметно, что он уступает сверстникам в умении логично и последовательно излагать свою мысль. Дошкольники с речевыми нарушениями ограничиваются короткими фразами, включающими только существительное и глагол. Им сложно описать предмет, сформулировать и аргументировать свою мысль.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, требуется помощь логопеда-дефектолога.

Диагностика нарушений речи

Для выявления речевых нарушений у малышей 5-6 лет просят:

  • Описать действие человека или предмета на картинке. К примеру: что делает орел? (летит). Что делает девушка? (расчесывает волосы).
  • Обозначить действие, противоположное названному логопедом: «лег – поднялся», «бежал – стоял», а также антоним предложенного признака: «веселый – грустный, медленный – быстрый».
  • Сказать, как называют детеныша того или иного зверя. К примеру: у кошки – котенок, у лисы – лисенок, у собаки – щенок, у слона – слоненок.
  • Назвать форму и цвет нарисованной фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат).
  • Описать предмет. «Кресло какое?» – «Мягкое, уютное, теплое, с деревянными подлокотниками, серое, большое».
  • Взять игрушку, которая лежит НА столе, ПОД табуреткой, В ящике, ПЕРЕД сумкой, ЗА книгой, МЕЖДУ стульями. Это позволяет определить, правильно ли малыш понимает предлоги.
  • Преобразовать единственное число во множественное. Один соловей – два соловья, одна капля – три капли, одно село – пять сел.
  • Изменить существительное по падежам. Что? Кровать. Полежу на чем? Кровати. Застелили что? Кровать. Придвинули к чему? К кровати. Расскажу, о чем? О кровати.
  • Согласовать глагол и существительное по родам. Кот пришел на кухню. А как сказать про кошку? Кошка пришла на кухню.
  • Назвать, что изображено на картинках. Для этого задания подбирают картинки в одной цветовой гамме. Красная рыбка, красная вишня, красная кофта, красный цветок.
  • Повторить за логопедом сложные слова: экскаватор, электричество, перестройка, кораблекрушение, пропеллер. Каждое слово малыш повторяет 2-3 раза. А специалист следит, не переставляет ли ребенок слоги местами, не заменяет и не пропускает ли звуки, правильно ли ставит ударение.

Когда нужна помощь

Реакция улыбкой на слова

Специалисты уверяют, что понять, какие проблемы могут возникнуть в речи, можно чуть ли не с рождения:

  • если малыш к концу 1 месяца с помощью крика не пытается дать знать, что ему пора бы покушать, или когда испытывает дискомфорт;
  • если в конце 4 месяца не реагирует улыбкой;
  • если к концу пятого месяца не произносит отдельных звуков, показывая взглядом на тот предмет, который имеет ввиду. Например, мама спрашивает: «Где погремушка?»;
  • к концу 7 месяца не пытается обратить на себя внимание с помощью произносимых звуков;
  • в конце 9 месяца в лексиконе малыша не появились слова, состоящие из повторяющихся слогов, таких как «ма-ма», «па-па»;
  • в 12 месяцев не откликается на простые просьбы: «Дай игрушку».

Виды дефектов речи

Перед тем как начать занятия, нужно знать виды нарушений речи:

  • заикания;
  • дислалия;
  • гнусавость;
  • неврологические заболевания.

К сведению! Чтобы выявить их, нужно лишь регулярно общаться с чадом.

Инновационные логопедические технологии: синквейн

Основные характеристики речи в 5-6 лет

К этому времени речь развивается и усложняется. Малыш уже способен произносить шипящие и свистящие звуки. Увеличивается выразительность речи, заметить это можно при чтении стихов и в ролевых играх. Она становится связной, а предложения более распространенными. Дети уже способны пересказать сказку или описать картину.

Как справиться с нарушением

Уровень речевого развития дошкольника зависит от дикции окружающих его взрослых, специфики воспитания в семье, приложенных родителями усилий. Выполняя простые задания на развитие речи, малыш в игровой форме обучается навыкам, которые пригодятся ему в школе.

Немаловажное значение имеет совместное с родителями времяпрепровождение: активный отдых, посещения музеев и театров, рисование, лепка, складывание пазла, обсуждение картинок в книге, с параллельным комментированием своих чувств и эмоций. Все это мощный стимул речевого развития ребенка.

Выполнение упражнений на тренировку дикции, заучивание считалок, скороговорок, загадок и стихов позволяет скорректировать произношение, обогатить словарный запас. Важно разъяснять непонятные слова и фразеологизмы, чтобы в дальнейшем дошкольник применял их правильно.

Логопеды рекомендуют как можно больше читать ребенку вслух. После прочтения следует обсудить сказку или рассказ, объяснить значение новых слов, дать оценку поступкам героев.

Сформировать навыки логичного изложения и аргументации мыслей позволяют задания по развитию речи для детей 5-6 лет:

  • составление рассказа по картинке;
  • развернутый ответ на вопросы по тексту;
  • пересказ услышанного.

Следует останавливать малыша, исправляя неправильно произнесенные слова и просить его повторить слово без ошибки. Домашний театр позволит ребенку проявить свои актерские способности, научиться использовать голос, делая его тише или громче, пользоваться интонацией, расставлять паузы.

Развитие устной речи – база для освоения чтения и письма, а также залог успешного обучения в школе. Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. А при обнаружении нарушений, консультироваться с логопедом и корректировать произношение.

Профилактика речевой задержки

На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.

Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.

Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»

Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]