Вы можете полностью прослушать эту статью в нашем подкасте:
Предлагаем рассмотреть мероприятия по обеспечению гигиенических норм, которые должны учитываться при планировании капитального клининга дошкольного учреждения, и составить журнал генеральных чисток.
Сохраните на компьютер или телефон образцы уборки разных помещений в ДДУ, а также требования к санитарному содержанию (нажмите на картинки, чтобы открылся большой размер):
Для увеличения картинки нажмите на неё
Для увеличения картинки нажмите на нее
Для увеличения картинки нажмите на нее
Уборка
Дезинфекция (или обеспечение санитарного состояния помещений в ДОУ) — необходимая профилактическая мера, состоящая из ежедневной и генеральной уборки.
Для ежедневной и генеральной уборки составляются определенные графики. Эти графики генеральной уборки группы в детском саду и ежедневной утверждаются заведующим ДОУ. И в обязательном порядке вывешиваются в коридоре, где дети одеваются, чтобы у родителей всегда была возможность ознакомиться с ними.
Как автоматизировать контроль уборки?
Для этого удобно использовать программный модуль «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников.
К примеру, посмотрите на видео, как работать в системе с журналом генеральной уборки:
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Автор статьи: Лидия Ситникова
Правила проведения генеральной уборки в ДОУ
Генеральная уборка в детском саду делается ежемесячно. Шкафы, мелкая мебель, унитазы, ванны, раковины убираются более тщательно. Необходимо полностью убирать все помещение. Окно при этом должно быть открыто.
Во время ежедневной уборки влажной тканью протираются ручки шкафов и дверей, радиаторы. Во время генеральной уборки чистятся все места, где возможно большое скопление пыли:
- радиаторы;
- плинтусы;
- подоконники;
- а также просто мебель;
- открытые полки;
- обязательно протираются ручки шкафов, ручки дверей;
- ручки на окнах, выключатели, тщательно протирают с применением еще и дезинфицирующих средств.
Комната, где дети принимают пищу, должна также обрабатываться. Водно-мыльным раствором моются столы, на которых дети принимают пищу. После этого их необходимо обязательно промыть чистой водой без мыла и протереть сухой тряпкой.
Игрушки моются в специальных предназначенных для этого емкостях. Эти тары обязательно должны быть промаркированы и подписаны. Это касается любого инструмента в саду. Также маркируется и все постельное детское белье, включая подушки, матрасы на кроватях и одеяла.
Правила СанПиН для проведения дезинфекции игрушек при уборке в ДОУ рекомендуют такие препараты, как:
- Доместос;
- Гипохлорит натрия;
- Лиолит.
При закупке разнообразных игрушек, обращается внимание на то, из какого материала они изготовлены, и для какого возраста предназначены.
Ковры при уборке в помещениях ДОУ нужно пылесосить ежедневно. Но во время генеральной уборки рекомендуется вынести ковер на улицу для проветривания, если это возможно. Химчистка ковров проводится не реже, чем 1 раз в год по нормам СанПиНа. Существуют клининговые службы, которые обслуживают ДОУ.
Вовремя ген. уборки желательно вынести из помещения:
- все мелкие предметы мебели;
- игрушки;
- посуду;
- различный инвентарь;
- свернуть и вынести ковер для того, чтобы иметь свободный доступ к плинтусам и полу.
Губки для мытья детской посуды должны меняться не реже одного раза в месяц.
Стоит обратить внимание на то, что основная генеральная уборка в группах ДОУ должна осуществляться 1 раз в месяц. В это время, помимо основной уборки, основательно моют двери и оконные рамы. Необходимо протирать светильники. Стирать шторы следует не реже 1 раза в 3 месяца.
Обычно для качественной генеральной уборки в группе 1-2 дней будет недостаточно. Поэтому составляется специальный график генеральной и санитарной уборки в ДОУ.
Пример такого графика:
- Понедельник. Уборка шкафчиков, мебели, столов и стульев.
- Вторник. Уборка кухни, посуды, сушилок, столовых приборов.
- Среда. Очистка оконных рам с подоконниками и дверей.
- Четверг. Радиаторные решетки и радиаторы, вентиляционные решетки.
- Пятница. Уборка стен группы, полов и плинтусов.
Во время генеральной уборки лучше осуществлять сквозное проветривание. Для этого в противоположных помещениях одновременно открывают окна.
Необходимые средства и инвентарь
Удобно, когда необходимые инструменты под рукой в момент уборки помещений в детском саду. Но храниться они должны в недоступном для детей месте. Весь инвентарь для уборки должен соответствовать требованиям СанПиНа.
Инвентарь:
- ведро;
- таз;
- швабра;
- пылесос;
- мягкие тряпочки;
- губки;
- сода специальная, ее выдают в дошкольном учреждении;
- средство для посуды;
- мыло;
- бумажные полотенца;
- хлорка;
- влажные салфетки;
- резиновые перчатки;
- халат.
Какими же моющими и чистящими средствами можно пользоваться для уборки помещений в детском саду для очищения и дезинфекции? Следует отметить, что есть определенные методические рекомендации, которые называются «Открытый контроль за организацией санитарного состояния и питания в ДОУ». В них можно найти рекомендации по пользованию чистящими средствами:
- “Прогресс”;
- Сода кальцинированная$
- Sanit;
- “Агата”.
Они обладают гипоаллергенностью и допустимы к использованию в ДОУ.
Правила уборки туалета в детском саду
Уборке в ДОУ помещения туалета следует уделить особое внимание. Рекомендации:
- Регулярно унитазы, раковины в ванной необходимо чистить специальными щетками или ершиками. Обязательно с использованием дезинфицирующих составов.
- Основной нюанс клининга унитаза — ежедневная чистота. Для серьезной чистки сиденья не рекомендовано применять составы с включенными абразивными частицами, щетками с твердой щетиной. Лучше брать для работы губки, они не повредят поверхностному слою.
- При клининге унитаза рекомендовано применять перчатки. Они непромокаемые и прочные, чтобы исключить возможность случайного соприкосновения рук с очищаемой поверхностью воды.
- Для тщательного клининга унитаза от всех загрязнений, бактериальных отложений, следует первоначально осушить его. Взаимодействие клининговых составов с водой, снижает эффективность чистки.
- Осушение сливного бачка рекомендуется осуществлять путем перекрытия подачи воды, с дальнейшим ее спуском.
- Желательно минимизировать пользование хлоркой при клининге сантехники.
- Рекомендовано ежемесячно выливать в рабочую емкость кипяток. Это одновременно является и профилактикой засоров.
- Стоит уделить особое внимание детскими горшкам в младших и ясельных группах при уборке помещений в ДОУ. Обязательным условием является их санитарная обработка. Они должны мыться щеткой или ершиками с чистяще-моющими средствами после каждого использования. Желательно обдать горшки кипятком.
После обработки щетки и ершики замачиваются в специальном дезинфицирующем растворе.
Проветривание
Особое внимание следует уделить проветриванию помещения. Чтобы понять, в течение какого времени осуществлять проветривание, необходимо знать, какая влажность и температура в помещении.
Есть определенные нормы оптимальной температуры. Например, для комнаты, где дети играют, это 19-20 °С. Температура в туалетах — 20-22 °С. Соответственно, если температура поднимается выше, обязательно следует открывать окна, проветривать помещение.
Проветривать помещения при уборке в детском саду необходимо:
- с утра до прихода детей;
- во время детской прогулки;
- вечером, когда дети ушли на вечернюю прогулку или домой.
Проветривать помещение рекомендуется не менее 10 минут. После того как дети проснулись, то есть после обеденного сна, спальню тоже необходимо обязательно проветрить.
Уборка основных помещений
Обычно уборка помещений в ДОУ проводится ежедневно 2 раза в день. Один раз утром до прихода детей. Другой раз после дневного детского сна. Должна производиться достаточно тщательно, с определенным соблюдением графика этих работ.
Ежедневная уборка представляет собой влажную уборку. Она позволяет обеспечить чистоту в спальне, а также в тех зонах, в которой дети играют и принимают пищу.
Уборка в спальнях в детском саду у детей проводится дважды после отдыха — дневного и ночного сна. Если в группах ночного пребывания нет, то обязательно рано утром перед приемом детей.
Если в помещении есть насекомые, комары и мухи, особенно в летний период, то допускается использование различных:
- ловушек;
- мухоловок;
- липких лент.
В групповых комнатах обязательно после каждого употребления пищи необходимо проводить влажную уборку в ДОУ столов и стульев. Для нее применяются бытовые средства, которые прошли определенную сертификацию, и являются экологически чистыми, не содержащими различных аллергенов. После обработки чистящими средствами, необходимо промыть мебель чистой водой.
Рекомендовано во время ежедневной уборки использовать специальные антибактериальные влажные салфетки. Например, ими будет достаточно удобно стирать пыль с подоконников и мебели.
Уборка кухни проводится также ежедневно. Моются полы и стены дезинфицирующими специальными растворами. Если есть варочные панели или вытяжка, их также следует обрабатывать.
Особенности клининга:
- Вытяжки и плиты чистятся средствами, обладающими гипоаллергенными свойствами.
- Кафельные стены протираются водно-мыльным раствором, как и все помещения при уборке в ДОУ.
- Обработку посуды следует проводить особенно тщательно после приема пищи у детей. Сначала она очищается от еды, с использованием губки с моющим средством или содой. Вторично обязательно обрабатывать посуду простой горячей водой. Если есть возможность — желательно также ее прокипятить.
Уборка в детском саду и дезинфекция проводится обязательно, когда детей нет в помещении. То есть — или поздно вечером после того, как группа закрыта и уже всех детей забрали, либо рано утром. Пол к приходу детей должен уже быть сухим, чтобы ни в коем случае не подвергнуть ребятишек травмированию.
На мебели может скопиться пыль и разнообразные микробы. А с игрушками у детей есть постоянный контакт. Поэтому необходимо уделить им особое внимание. Не рекомендуется использовать в детских садах мягкие игрушки. Предпочтительнее пластмассовые и резиновые — их легче мыть. Игрушки следует промывать обязательно каждый день. Лучше вечером, после того как дети ушли домой.
Рекомендуется использовать мыльно-содовый раствор. Если речь идет о кукольных платьях, их также необходимо стирать по мере загрязнения, а потом проглаживать. Сушить игрушки следует на открытым воздухе. Если такой возможности нет, то под открытым окном. Мягкие игрушки при уборке в помещениях ДОУ (если такие есть в группе) обязательно должны обрабатываться с помощью кварцевания, где-то в течение получаса. Делать это необходимо не реже 1 раза в неделю.
Обработку и уборку помещений в ДОУ специальным составом от пыли, бактерий и аллергии на клещей обязательно проводить в детской спальне. Это особенно касается:
- постелей;
- подушек;
- матраса на кровати;
- одеял.
Менять постельное белье рекомендовано не реже 1 раза в неделю или по мере загрязнения.
Кварцевание также проводят по графику во всех помещениях не реже 1 раза в день в течение 15 минут.
График кварцевания в детском саду.
ВРЕМЯ | ПОМЕЩЕНИЕ |
7:00–7:30 | Спальня, коридор, групповая комната. |
10:30–11:30 | Коридор, спальня. |
13:30–14:00 | Групповая комната. |
14:00–14:30 | Коридор. |
15:30–16:30 | Спальня. |
17:00–17:30 | Спальня, коридор, групповая комната. |
Аналогично этому примеру можно составить и график проветривания помещений и влажной уборки в ДОУ.
Уборка коридора
Обычно в коридоре располагаются шкафчики для верхней одежды детей, обуви. А также скамейки и сушилки. Половая тряпка для уборки в коридоре должна быть отдельной. Мыть общие комнаты и коридор одной тряпкой не следует. Сушилка, скамейки и шкафчики протираются мыльным раствором. Следом промываются обычной чистой водой. Пол моют с добавлением в воду обычной хлорки для дезинфекции.
Химчистка
В детских садах практически в каждой игровой комнате можно увидеть ковры. Их используют для удобства и комфорта детей. Ковры также несут в себе функцию защиты от холодного пола, так как дети часто играют, сидя на нем. Любые ковры и покрытия при уборке в ДОУ требуют специального ухода. По нормам СанПиНа, химчистка ковров в ДОУ должна проводиться не реже 1 раза в год, а лучше чаще. Каждый день необходимо очищать ковер пылесосом.
Если есть такая возможность, лучше проводить влажную уборку во всех помещениях детского сада моющим пылесосом. Если этой возможности нет, то обычным устройством собирается пыль с пола и ковра.
Что делать с окнами?
Окна в группах при генеральной уборке в детском саду и внутри, со стороны улицы должны обрабатываться 2 раза в год. В весенний и осенний период. При наличии загрязнения — чаще. Если на рамах или между ними много грязи и пыльно, желательно предварительно пройтись по ним сухой щеткой. Лучше сначала вымыть окна группы внутри, и только потом снаружи. Сквозь чистые внутренние стекла будет отчетливо видна грязь снаружи.
Рамы чистятся в первую очередь, стекла во вторую:
- Сначала необходимо нанести на стекло и раму с помощью губки чистящее средство.
- Оставить ненадолго, чтобы пыль и грязь немного размокли.
- Затем пройтись по стеклу скребком. А по раме влажной салфеткой.
- На высокие рамы при генеральной уборке в детском саду с наружной стороны удобнее наносить раствор с помощью телескопической щетки. У такой щетки выдвижная ручка. Это позволяет регулировать ее длину.
- На губку с одной стороны щетки наносится средство. Скребком с другой стороны щетки удаляется лишняя влага.
- После того как скребком собрана вся влага, необходимо протереть стекло до блеска мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой.
- Эти действия сначала провести на одной стороны рамы, а затем с другой.
Использовать лучше 2 емкости — таз или ведро. В одной будет водно-мыльный раствор, в другой чистая вода.
Уход за полами при влажной уборке в ДОУ
Пол при каждодневной влажной или генеральной уборке необходимо мыть последним. Сначала необходимо его подмести, чтобы собрать весь мусор. Затем взять ведро теплой воды и добавить в него немного хлорки. Можно добавить в воду обычный нашатырь или хлоргексидин. Эти средства-антисептики продезинфицируют напольную поверхность. Вместе с полом, следует уделить внимание и плинтусам.
Дизайн интерьера и архитектура
По своему значению самым главным помещением в детском дошкольном воспитательном и образовательном учреждении является групповая комната. Именно в ней ребятишки проводят большую часть своего времени пребывания в детском саду.
В группе дети играют, получают необходимые знания, принимают пищу и даже спят. Это бывает в том случае, когда конструкционные особенности помещения не предусматривают наличия отдельной комнаты для сна и отдыха детей.
Как правило, в группах среднего и старшего дошкольного возраста, групповая комната сочетает в себе сразу несколько функций, среди которых можно выделить следующие:
- игровая комната;
- место для проведения развивающих и обучающих занятий;
- столовая;
- спальня.
Поэтому дизайн интерьера групповой комнаты обязательно должен быть тщательно продуман и оформлен с учетом разграничения этих важных функциональных зон. Кстати, санитарные нормы деятельности дошкольного воспитательного учреждения также предполагают наличие четко разграниченных и отделенных друг от друга зон, и подобные требования вполне оправданы.
Мебель в группе.
Прежде всего необходимо обратить особое внимание на размещение мебели в групповой комнате. В стандартном варианте в каждой группе детского сада должны быть в наличии следующие предметы мебели:
- Столики и стулья для детей — подобранные с учетом роста каждого ребенка. На этот счет существуют четко определенные санитарные нормы, в которых указано, какой высоты должен быть стол и стульчик для ребенка определенного роста.
Существует определенная цветовая маркировка высоты столиков и стульев. К тому же, на каждом стульчике должна быть картинка, по которой ребенок сможет запомнить свой стульчик и отличить его от других. В идеале маркировочная картинка должна быть одинаковой: на стуле, шкафчике для одежды в приемной, на вешалке для полотенца и на спинке кровати. Так ребенку будет легче сориентироваться, и он сможет быстрее найти необходимые ему предметы.
- Шкафчики для игрушек — тоже должны быть определенной высоты для дошкольников каждой возрастной группы. При этом шкафчики обязательно должны иметь дополнительное крепление на стенах. Это делается для соблюдения техники безопасности, чтобы шкафчик не опрокинулся, если ребенок неосторожно обопрется или влезет на него.
Также необходимо выбирать шкафчики для хранения игрушек с учетом того, чтобы материал, из которого они сделаны, можно было легко обработать моющими средствами и очистить от загрязнений. В детском саду санитарно — гигиеническая обработка предметов мебели проводится регулярно, поэтому шкафы должны быть сделаны из влагостойких материалов или покрыта защитным слоем краски.
- Шкафы для пособий — предназначены для хранения учебных и развивающих пособий, а также специальной педагогической литературы. Они могут быть какой угодно высоты, потому что к ним имеет доступ только воспитатель.
Но по санитарным нормам обязательным условием является дополнительное крепление шкафа к поверхности стены. Также желательно, чтобы шкафы по своей окраске подходили к общей цветовой гамме оформления интерьера групповой комнаты в детском саду.
- Стол и стул для воспитателя — тоже весьма необходимые предметы мебели в групповой комнате. В идеале, по дизайну они должны подходить к общей стилистике оформления группы.
Иногда для экономии места в групповой комнате письменный стол и стул воспитателя размещают в приемной, которая одновременно является раздевалкой в детсаду. Это тоже весьма удобно, потому что воспитатель имеет возможность отмечать прием детей в табеле посещаемости, и одновременно беседовать с родителями по многим организационным вопросам.
- Кровати для детей — размещаются в групповой комнате только в том случае, если нет отдельного помещения для спальни. Кровати в детском саду могут быть обычными и двухъярусными, которые также зачастую используются для экономии места.
Необходимо помнить о том, что для малышей ясельной и второй младшей группы подходят исключительно одноярусные низенькие кровати, а вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать двухъярусные кровати, которые при необходимости можно закрывать с боковых сторон защитной сеткой, чтобы предупредить падение ребенка во сне.
Кровати в детском саду могут быть сделаны из материалов на основе древесины, а также из металла. Но это уже, скорее, веяние прошлых лет, потому что металлические кровати в детском саду остались еще с советских времен.
- Ковер на полу групповой комнаты тоже является необходимым атрибутом для того, чтобы дети не садились на холодную, не покрытую поверхность пола. Однако необходимость в использовании ковра отпадает в том случае, если в отделке напольного покрытия используется технология » теплый пол«.
Вместо ковров можно использовать яркие и красочные маты современного дизайна. Они имеют массу преимуществ — поверхность матов легче обрабатывать в случае загрязнения. К тому же, мат гораздо мягче, чем ковер, и это поможет предотвратить травмы и ушибы во время падения ребенка.
Художественное оформление группы.
Для художественного оформления стен групповой комнаты в детском саду часто используют различные виды подручного материала — это цветной картон, самоклеящаяся пленка ORACAL, а также многие виды отделочных материалов, которые можно применять в совершенно необычном и непривычном виде.
Например, в качестве исходного материала для изготовления фигурок сказочных зверушек или мультипликационных героев можно использовать обычные потолочные плитки из пенополистирола, которые продаются в каждом строительном магазине. Потолочные плиты отличаются невысокой стоимостью, и из них легко вырезать фигурки любой формы с помощью обычных ножниц или острого ножа. К тому же, изображение получается немного объемным, что делает его более привлекательным в декоративном отношении.
Также для создания различных композиций используют потолочные плинтуса, сделанные тоже из пенополистирола или пенопласта. Они недорогие, легкие и очень удобны для изготовления различных декоративных деталей.
Оформление уголков в группе.
В группах детского сада для дошкольников разных возрастов необходимо организовать оформление многих тематических уголков.
- «Наше настроение»
- «Уголок уединения»
- «Информация для родителей»
- «Патриотическое воспитание»
- «Уголок самостоятельного творчества»
- «Музыкальный уголок»
- «Правила дорожного движения»
- «Природа и окружающий мир»
- «Уголок физкультуры и спорта»
- «Сенсорный уголок»
- «Книжный уголок»
- «Краеведческий уголок»
- «Уголок здоровья»
- «Охрана безопасности жизни»
- «Уголок изобразительного искусства»
- «Уголок дежурства»
Оформление тематических уголков в групповой комнате детского сада занимается воспитатель, а также наиболее активные представители родительского комитета. При этом важно проявлять фантазию и творчество, чтобы с помощью уголков сделать интерьер группы необычным, но вместе с тем интересным и привлекательным для детей.
Сюжетно — ролевые игры.
Важнейшую роль в воспитании детей играют сюжетно — ролевые игры. С их помощью ребенок познает мир и приобретает элементарные знания о бытовой и профессиональной деятельности деятельности людей. Для дошкольников различных возрастных групп существуют следующие виды сюжетно — ролевых игр:
- » Парикмахерская»
- » Строители» ( » Строим дом»)
- » Семья» ( » Дочки — матери»)
- » Водители»
- » День рождения» ( » Встречаем гостей»)
- » Доктор Айболит»
- » Столовая» ( » В кафе»)
- » Зоопарк»
- » Детский сад»
- » Космонавты»
- » В библиотеке»
- » Путешествие»
- » Правила движения»
- » Школа»
Реквизит для большинства сюжетно — ролевых игр можно купить в магазине игрушек, но для некоторых игр его просто нет, и поэтому многие педагоги предпочитают делать его самостоятельно, используя при этом самые различные подручные материалы и приемы. Можно только позавидовать фантазии воспитателей, которые из таких простых и самых обыденных элементов способны создавать самые невероятные вещи! Чего только стоят красочные пирожные из губки для мытья посуды, конфеты из пенопласта в красочных обертках или батон колбасы из поролона!
Таким образом, реквизит для сюжетно — ролевых игр в некотором роде тоже может стать частью дизайна интерьера групповой комнаты, потому что некоторые игры содержат слишком большое количество элементов и требуют наличия отдельного уголка в помещении.
Чем отличается генеральная уборка помещений в ДОУ от ежедневной?
Основное отличие ежедневной от генеральной уборки в помещении детского сада — последняя проводится ежемесячно. Она также будет включать в себя уборку всех поверхностей, мест с использованием чистяще-моющих средств, которые разрешены СанПиНом. Разница между этими уборками только в том, что ген. уборка захватывает больший объем и производится более тщательно.
Ежедневная уборка состоит из:
- Клининга основных помещений. Сюда входит групповая комната для игр и принятия пищи, а также спальня.
- Уборки коридора и туалета.
- Проветривания помещений.
Вопрос чистоты в ДОУ -— один из самых важных. Поэтому уборку в ДОУ необходимо проводить намного тщательнее, чем, например, в школе. Потому что в саду маленькие дети. Если подразумевать совсем младшие ясельные группы, то зачастую маленькие дети тащат в рот все, что находят. Поэтому гигиенические требования к уборке помещений и нормы, особенно в ясельных группах, должны быть самые жесткие. От чистоты в ДОУ зависит, в первую очередь, здоровье детей.
Уборка в ДОУ при коронавирусе
Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в работу многих учреждений, в том числе, детских садов. При сохраняющейся угрозе коронавируса ужесточаются требования к уборке в ДОУ – как к генеральной, так и к ежедневной.
Основное отличие заключается в постоянном использовании дезинфицирующих средств, а также в повышенном внимании к обработке контактных поверхностей. Дезинфектантом обрабатываются все используемые игрушки и инвентарь. В частности, пластиковые и резиновые изделия помещаются в дезраствор. Все поверхности, к которым прикасаются сотрудники и дети, обрабатываются не реже двух раз в день.
График проведения уборки в ДОУ составляет руководитель учреждения, он же контролирует исполнение этого графика. Кроме того, периодически качество уборки проверяют сотрудники санэпидстанции.