Статья на тему «Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»


Статья на тему «Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»

3) сделать выводы по результатам реализации проекта.

Содержание работы

направлено на изучение и внедрение проектного метода в ДОУ.

ГлаваI. Проектный метод в деятельности ДОУ

§1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС

, образовательное учреждение обязано:

— обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

— обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

— реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

рассуждений;

— помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;

— привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь

на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их

социальный опыт;

— обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность

. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов

– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В основу метода проектов

заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Актуальность метода
проектов
В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

●обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

●обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

●реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

●помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;

●привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

●обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).

В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача — воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов

.

Что такое проект?

Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект

— это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Что такое метод проектов?

Метод проектов

– педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Проектная деятельность

индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов

– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов

в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Проект — это модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Иными словами в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители.

Для чего нужен метод проектов?

Является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Происходит формирование субъективной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление

Повышается компетентность педагога.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников:

групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

в) доминирующему в проекте виду деятельности:

информационно-социальные

. В ходе реализации этого проекта, дети собирают и изучают информацию из книг, интернета, журналов и других источников. Оформляется в виде видеофильма, газеты, папки-раскладушки. Например «Мой домашний питомец»

практико-ориентированные

или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые используются в деятельности. Результаты оформляются в виде альбома, памятки, рисунков, модели. Например, «Дорожная азбука».

творческие проекты

. Дети овладевают различными видами творческой деятельности. Оформление происходит в виде праздника, концерта, дизайна, альбома, выставки, драматизации. Например, «Осенние фантазии»

исследовательские проекты

. Дети получают ответ на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Например, «Какая бывает вода»

игровые проекты

. Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.

г) по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

д) по срокам реализации:

— краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

— средней продолжительности (2-3 месяца);

— долгосрочные (на учебный год).

Этапы работы над проектом:

I этап — целеполагание, проблема

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт».

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап — разработка совместного плана по достижению цели

(гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

I I I этап — поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап — практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:

выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.

Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:

1.Проблема

2.Планирование

3.Поиск материала

4.Практическая реализация

5.Презентация

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое «П» проекта — это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:

Необходимо о имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать.

Дошкольник не может самостоятельно определить цель или замысел, определить проблему, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги и даже родители, которые могут стать полноценными участниками проекта. В большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в совместный проект, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

Дети 3-5 лет:

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Виды деятельности педагога в рамках технологии «Метод проектов»:

В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:

●педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);

●вовлекает дошкольников в решение проблемы;

●намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);

●обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);

●обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

●вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;

●собирает информацию, материал;

●организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),

●предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;

●поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

●организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

●подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);

●консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ

Титульный лист — название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

Тема проекта и ее происхождение, актуальность.

Цель и задачи проекта.

Системная паутинка по проекту.

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.

Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.

Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).

Рефлексия педагога, использующего технологию «Метод проектов»

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:

«Метод проектов — один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».

«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».

«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».

«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».

«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».

«Дети становятся более эмоциональными, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».

«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».

Выводы:

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность — наиболее эффективный вид восприятия информации.

Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.

Китайская пословица гласит:
«
Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.

Информационные ресурсы:

Литература

Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004, №4.

Интернет-источники

https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html

8

Об использовании технологии проектирования в обучении дошкольников

Прокофьева Евгения Борисовна

воспитатель МБДОУ «Городищенский детский сад«Аленький цветочек»Старооскольского городского округа

Сегодня государством поставлена новая задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами должен обладать.

Проектная деятельность – это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремленность.

Целью проектной деятельности в ДОО является развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  • Развитие познавательных способностей,
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Рекламное сообщение

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучении дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и теме проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать с опекой и помощью родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • – по составу участников;
  • – по целевой установке;
  • -по тематике;
  • -по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течение нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. — это долгосрочный проект.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • -налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и коллективом родителей и детей группы;
  • -получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • -могут реализовать свои творческие способности.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

В созданной предметно–пространственной развивающей среде, у детей активно развиваются и устанавливается информация об окружающем мире в ходе игр и др. видах детской деятельности. Развивающая предметно–пространственная среда направлена на развитие познавательных качеств, а социального взаимодействие, на формирование психологических качеств исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ В ДОУ

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Аннотация. В статье представлены теоретические и практические основы применения проектного метода современных ДОУ. Представлена их эффективность и целесообразность, а также подробно описаны фазы и этапы разработки проекта.

Ключевые слова. Метод проектов, образование, воспитатель-педагог, дошкольник.

Актуальность статьи, определяется, сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном обществе, которые выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощение принципов обновленного содержания дошкольного образования [3].

Модернизация содержания дошкольного образования — важный фактор развития системы национального образования в целом. Важно, чтобы педагоги отнеслись к новым условиям не в соответствии со старыми привычками, а попытались бы оставить консервативную политику воспитания. Поэтому проектная деятельность в работе ДОУ — требование времени, направленное на обеспечение адекватности воспитательно- образовательного процесса и его результатов с современными требованиями общества.

Проектная деятельность, широко используемая в дошкольных учреждениях заграницей, стала стимулирующим фактором в развитии дошкольного образования в России. Дошкольные образовательные учреждения с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса используют специализированные программы, альтернативные методики и наследие выдающихся педагогов.

В детском саду проектная деятельность может быть разной по: объему задачам, продолжительности, характеру координации и контактов, форме проведения, виду деятельности.

Для четкого представления воспитателя о методе проектов, его внедрение в деятельности с дошкольниками необходимо разграничить два типа проектов: 1) проектная деятельность педагога, 2) методика по

которой педагог организует проектную деятельность детей [6].

Проект педагога — организованная деятельность, направленная на решение актуальной проблемы, что приводит к изменению к лучшему (движение к прогрессу). Он осуществляется по устоявшейся системой проектной деятельности.

Структура проекта:

— постановка проблемы;

— определение цели;

— фаза разработки — составление плана;

— фаза реализации;

— фаза завершения — оценка результатов, определение перспектив развития.

С помощью проектов учитель, воспитатель может добиться успеха в решении многих проблем в профессиональной деятельности. Это может быть, например: обновление дидактического обеспечения учебного центра группы; организация выездного познавательно-развлекательного мероприятия; разработка и внедрение тематических планов нового направления, ознакомление с темой методом погружения и тому подобное.

Проект детей является составляющей проекта воспитателя, его содержанием и целью одновременно. Проектирование ребенка предусматривает сотрудничество воспитателя с ребенком в творческой деятельности по решению новых для ребенка проблем. Ученый М. Подьяков (1996) выделил два типа детской активности:

1) собственную активность ребенка, которая полностью определяется и;

2) активность ребенка, которая стимулируется взрослым.

Задача воспитателя создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для

нахождения способов ее решения в зоне ближайшего развития ребенка и создание конечного продукта в содержательного и насыщенного взаимодействия с ребенком.

Цель ребенка — найти ответы, создать конечный продукт, задать новые вопросы.

После завершения детьми проекта, проект воспитателя продолжается анализом эффективности и недостатков, определяются пути совершенствования и реализация новой проблемы.

Условия успешного осуществления проекта:

— учет желаний и опыта участников проекта воспитателя и детей;

— наличие проблемы, интригующую начало, выделение противоречия;

— сотрудничество воспитателя и детей, заинтересованность воспитателя детскими проблемами, занятиями;

— свобода детей в выражении собственного мнения, выборе деятельности;

— наличие информационной и материальной базы;

— знание методики.

Проблемность, противоречия обеспечивают открытость к новому, формируют склонность к самообучению и саморазвитию ребенка.

Известный российский психолог Д. Фельдштейн, изучая особенности взаимоотношений мира взрослых и детей, пришел к выводу, что новые формы совместной деятельности, сотворчества позволяют находить источник не только эмоционально-насыщенных переживаний, но и развития (при сохранении индивидуальности каждого). Таким источником может стать творческий проект, суть которого — свобода участников в высказывании собственного мнения, выборе содержания и средств решения проблемы.

Образовательное пространство, в котором воспитатель эффективно применяет проблемное обучение, является таким, что учит ребенка учиться. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие ребенка.

Рассмотрим этапы планирования проектной деятельности детей.

1- й этап. Подготовка к проекту.

Постановка проблемы.

2- й этап. Обсуждение проблемы, определение целей, задач, плана работы, конечного продукта.

3- й этап. Работа над проектом по плану. Уточнение и коррекция плана в ходе реализации замысла.

4- й этап. Презентация продукта деятельности.

5- й этап. Анализ деятельности над проектом и постановка новой проблемы.

Если рассматривать детскую проектную деятельность, то она имеет возрастные разграничения. До 5 лет проектную деятельность ребенка мы можем рассматривать на подражательно- исполнительском уровне (по В. Евдокимову). Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ей в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему. Дети с удовольствием выполняют задания, предложенные воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослыми. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять.

К концу пятого года жизни дети получают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Дети могут выделять (принимать) проблему, уточнять цель. Способны выбрать необходимые ресурсы для достижения запланированного результата. На этом этапе активность воспитателя несколько снижается. Он не столько генерирует идеи, сколько помогает реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Проектная деятельность детей имеет особенности, отличать проект от производительной деятельности:

– необходимость анализа возможностей решения проблемной ситуации (исследование нескольких вариантов);

– наличие мотивов (реализация смысла —

для чего?);

– адресный характер (для кого?) продукта проекта.

В литературе мы встречаем алгоритм деятельности над проектом из 6-ти этапов, предложенный Т. Пироженко. Тамара Александровна обращает внимание, что такое разделение является условным и ориентируется на основной вид деятельности детей.

Ученый основательно описывает проект с психологической стороны взаимодействия взрослого и ребенка. Рассмотрим эти этапы и сравним их с предложенными в начале.

В предлагаемом в начале варианте выделяем этап планирования деятельности над проектом вместе с детьми, как важный момент осознания детьми смысла собственной деятельности. Потому что одна

из проблем, которая возникает перед воспитателем в ходе организации проектной деятельности, становится необходимость сохранять позицию консультанта. Несоблюдение воспитателем позиции консультанта, помощника, порождает типичные ошибки: навязывание проблем и вопросов детям, единоличное планирования деятельности детей,

Вывод: Таким образом, в процессе применения проектной технологии на практике значительно сложнее выделить в деятельности над проектом информационный, репродуктивный, обобщающий этапы, так как они повторяются и переплетаются в каждой деятельности ребенка. А в проекте сочетается много разных видов деятельности.

Библиографический список

1. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Бабко С. Ю. Взаимодействие с родителями через проектную спортивную деятельность в детском саду // Дет. сад. Все для воспитателя!. — 2016. — № 9. — С. 2-4.

3. Бабко С. Ю. Проектная деятельность в ДОУ – наиболее эффективная форма работы с дошкольниками и их родителями // Дошк. педагогика. — 2016. — № 5. — С. 63-64.

4. Боровлева А.В. Проектный метод — как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева// Управление ДОУ. — 2016. — №7. – С.18-21.

5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 112 с.

6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

7. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис- Пресс, 2016. — 208 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]