Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»
- 28 октября 2015
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
- Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
- Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- организация предметно-развивающей среды,
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – практики игрового взаимодействия, – познания мира и самопознания, – коммуникативные практики | Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает». Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет». Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.» Проблемные ситуации:
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи». Д/и «Догони свою тень» |
Познавательное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
– Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания, – свободные практики детской деятельности, – коммуникативные практики, – идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. | Опытно-экспериментальная деятельность:
Игры-экспериментирования:
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Исследование:
|
Речевое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – коммуникативные практики, – познания мира и самопознания | Беседы:
Чтение:
Эвристические беседы:
|
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и – самопознания, – свободные практики детской деятельности | Теневой театр
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги). Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки). Лепка «Воздушный шарик». |
Физическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – здорового образа жизни, – практики игрового взаимодействия | Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка». Подвижные игры:
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..». Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками. Физкультминутка «Радуга-дуга». Игра м/п: «Холодно-жарко». |
Взаимодействие с родителями
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания, – коммуникативные практики | Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации. Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. |
Распределение деятельности по центрам активности
Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).
Результаты реализации проекта (итог):
Расширилось содержание культурных практик детей:
- проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
- проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
- активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
- проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
- оформлена картотека опытов для практической деятельности.
- организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.
Перечень литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка». 2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов» 3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001. 4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей». 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999. 6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. 7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова — доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г 10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998 11. Что такое? Кто такой? М., 1996.
Рекомендации родителям
Автор: Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.
Образовательный проект во второй младшей группе «Во саду ли, в огороде…»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» г.о.г. Кулебаки п.Велетьма
Проект
«Во саду ли, в огороде»
Вид проекта
: познавательно — исследовательский, творческий; групповой, среди детей одной группы
Автор проекта: воспитатель Мазурина Анна Владимировна
2021г.
Проблема:
Мир вокруг себя дети познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в выращивании овощей и фруктов(посадка и уход). Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные и нужные качества для ребенка. Однако проблема состоит в том, что дети младшего
дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности
детей
. Ознакомление с ростом и развитием культурных растений можно осуществлять на участке детского сада, где специально для этого была создана грядка.
Актуальность проекта.
Дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточное представление об овощах и фруктах, о том, где они растут, их роли в сохранении и укреплении здоровья человека. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать овощи и фрукты, они не видят разницу.
Дети не знают свойств овощей и фруктов: цвета, величины, формы. Им необходимо научится классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что в дальнейшем будет способствовать умственному развитию детей, развивать интерес к окружающему миру.
Объект проекта:
дети второй младшей группы
Предмет проекта:
фрукты и овощи, а также культурные и садовые растения.
Цель проекта:
Посредством познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивного творчества, расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, их пользе для здоровья человека. Так же привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности, формирование экологической культуры у детей и родителей.
Задачи:
- Расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, их пользе для здоровья человека;
- Обучать детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты по внешнему виду и произрастанию;
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- Учить наблюдать, ухаживать за культурными растениями;
- Развивать творческие способности детей, память, мышление, мелкую моторику рук;
- Обогащать и развивать словарный запас детей;
- Воспитывать бережное отношение к природе, закладывать основы экологической культуры личности.
Длительность проекта:
краткосрочный — 3 месяца.
Участники проекта
: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Предполагаемый продукт проекта:
дидактическое пособие (Совместный проект детей и родителей) «Овощи, фрукты – полезные продукты», мероприятие – «Фруктово-овощная вечеринка».
Ожидаемые результаты проекта:
- У детей будут сформированы знания об овощах и фруктах; о том, что нужно для их роста; их пользе для здоровья человека;
- Дети и родители станут активными участниками творческого проекта, досугах и развлечениях.
- Участие родителей в реализации проекта повысит заинтересованность в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности.
- Использование знаний, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности детей.
Этапы реализации проекта
1 этап
– подготовительный
Подбор наглядно – дидактических пособий, приобретение необходимых материалов и оборудования, подбор художественной и научной литературы.
Беседа об огороде, овощах и фруктах.
2 этап
– основной.
Беседы:
«Овощи и фрукты вкусные продукты», «Что нужно растениям для роста?», «Витамины на грядке», «Полезные овощи в нашем рационе», «Лук от семи недуг».
Практические работы:
Посадка лука, помидоров, свёклы, кобачков, петунии, астры, сбор чёрной и красной смородины, сливы, уборка урожая с грядки(помидоры, кабачки, свёкла, лук).
Разучивание стихотворений: «В огороде много гряд», «Урожай соберем», «Овощи».
Раскрашивание: «Овощи», «Фрукты», «Огород».
Дидактические игры:
«Вершки и корешки», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Выложи по контуру», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Лото», «Домино»,«Пазлы», «Скажи ласково», «Подбери по цвету», «Назовите растение», «Прищепки».
Рассматривание книг, иллюстраций о жителях огорода.
Чтение художественной литературы:
«Репка», «Вершки-корешки», «Пых», Ю. Тувим «Овощи», «Веселый огород», «Сказка про овощи», «Спор овощей», «Терапевтическая сказка о полезных овощах», «Спор овощей», пословицы и поговорки про овощи, загадки и стихи про овощи и фрукты.
Аппликация: (методом обрывания)
«Овощи».
Лепка: (коллективная)
«Наш веселый огород»
Рисование: «Поливаем огород», «Морковка для зайки»
Показ презентаций: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Во саду ли, в огороде(загадки)», «Веселый огород».
Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Огуречик ,огуречик…», «Овощи», «Собери урожай», «Я садовником родился», «Зайки и капуста».
Пальчиковая гимнастика:
«Приглашаем в огород», «Капуста», «Фрукты», «Компот», «Мы весной сажали сад».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поварята»
Работа с родителями:
Родительское собрание
: «Наша работа по проекту»
Показ русской народной сказки
«Репка».
Консультации:
«Лук от семи недуг», «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста», «Овощи и фрукты – ценные продукты», «Витамины для детей», «Азбука витаминов», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»; индивидуальные консультации по проекту.
Участие в творческом проекте
«
Овощи и фрукты – полезные продукты
».
Участие родителей и детей в творческо-развлекательном досуге
«Фруктово-овощная вечеринка»
3 этап
– заключительный.
Оформление проектных работ, выполненных совместно с родителями в папку «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Выставка фотографий «Я садовником родился!»
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Анализ результативности.
Итоговое мероприятие
творческо-развлекательный досуг
«Фруктово-овощная вечеринка» (Презентация для родителей, показ сказки «Репка», кулинарные изыски от родителей – презентация своего блюда, чаепитие).
Итоги проекта:
- У детей повысился уровень знаний об овощах и фруктах, обогатился словарный запас.
- Дети научились различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, их обобщать.
- Родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
- В ходе проекта
расширились представления
детей о растениях
, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру. - Все участники проекта(дети, воспитатели, родители)
получили положительные эмоции от полученных результатов.
Проект «Во саду ли в огороде» PPTX / 11.58 Мб