Мастер-класс по составлению лэпбука «Дикие животные»
Рассмотрим вариант составления лэпбука, который можно называть базовым: для его оформления не требуется много времени — он делается на основе папки для хранения файлов, а форма организации материалов позволяет использовать пособие несколько лет, просто меняя содержимое конвертов.
В лэпбук на основе толстой папки для файлов можно добавлять новые материалы, не убирая старые — размеры позволяют
Материалы и инструменты:
- толстая папка-файлонакопитель,
- папки-конверты с кнопками (разного формата),
- ножницы,
- клеевой пистолет,
- широкий скотч,
- двусторонний скотч,
- цветной картон,
- клей,
- распечатанные названия блоков пособия,
- картинки.
Инструкция:
- На внешнюю часть папки спереди приклеиваем картинку с подписью «Лэпбук Дикие животные». Лучше для этого использовать широкий скотч: прикладываем картинку и сверху прокладываем скотч. Важно следить за тем, чтобы не было пузырьков воздуха, и лента не собиралась в складки.
Для прочности картинки и названия стоит проклеить скотчем
- На корешок также можно приклеить название пособия.
- На левой створке размещаем готовые пластиковые конверты для материалов игр и текстов для чтения, пересказа.
Для рационального использования папки-основы конверты нужно подбирать разного формата
- На правой створке располагаем фигурно вырезанные кармашки для игр, загадок, картинок, а также текстов пальчиковой гимнастики.
Конверты можно подписать фломастером контрастного цвета или приклеить карточки с распечатанными названиями
- На внешнюю часть папки сзади крепим два конверта с кнопками: один для раскрасок, второй для картинок под игру.
Обычно в конверты на задней части вкладываются игры или раскраски
Фотогалерея: образцы лэпбуков на тему «Дикие животные»
Чем младше дети, тем больше в лэпбуке должно быть картинок и тем меньше текста
Для оформления папки можно использовать самоклейку, стилизованную под дерево
Кармашки и конверты должны быть обязательно подписаны
Картинки используются не только как дидактический материал, но и как средство оформления пособия
Для крутящегося барабана можно выбрать задание на соотнесение животного с его хвостом
Чем выше уровень знаний ребят, тем больше блоков может быть в пособии
Видео: обзор материалов для лэпбука «Дикие животные»
Важные аспекты составления лэпбука «Дикие животные»
Составителями пособия могут быть как педагоги, если лэпбук предназначен для детей младших групп, так и родители, например, если создание лэпбука является проектным заданием в детском саду, или мама и папа хотят систематизировать материалы, по которым они занимаются с ребёнком. В любом случае гораздо эффективнее пособие будет «работать», если к его созданию приобщить детей. Малыши и ребята среднего дошкольного возраста могут располагать и приклеивать картинки, а воспитанники старших групп могут даже участвовать в составлении подборки материалов.
Занятия с лэпбуком приучают ребят самостоятельно находить решения, делать выводы
Выбор темы
Тема «Дикие животные» очень обширная, поэтому более практичным будет сузить круг освещаемых вопросов, например:
- «Дикие животные России»,
- «Дикие животные родного края»,
- «Дикие животные средней полосы России»,
- «Экзотические животные»,
- «Группы животных по типу питания».
Форма пособия
Для лэпбука «Дикие животные» можно использовать следующие формы организации материалов:
- передвижная папка с раскрывающимися 3–4 разворотами или двумя створками — традиционно таким образом организуются материалы для младших групп, так как в пособии для этого возраста преобладают картинки, и форма передвижки позволяет обозревать сразу все иллюстрации,
- папка, вырезанная по силуэту животного, например, медведя,
- папка-гармошка — обычно так оформляются материалы для старших дошколят, так как младшие могут запутаться с открыванием-закрыванием страниц.
Какой способ и формат организации лэпбука выбрать
Кармашки являются самым удобным способом организации информации в пособии. Особенно востребован такой вариант хранения материалов для детей младшего и среднего дошкольного возраста. А вот для старших дошколят можно использовать и конверты, закрывающиеся при помощи «язычка» на верхнем клапане, который входит в отверстие на конверте.
Блоки с материалами можно хранить:
- в конвертах фигурных силуэтов (например, шишки или корзины для организации материалов, связанных с кормом для зимующих животных),
Даже если в пособии предполагается наличие фигурных конвертов, основой всё равно должны быть обычные, так как они наиболее удобны и практичны
- в книжках-раскладушках для оформления загадок, стихотворений или пословиц, поговорок, а также под картинки с текстами для практики правильного наименования самца, самки и детёныша животных,
- в дверцах, например, в лэпбуке для малышей так можно оформить стихотворение, которое является основой информационного блока всего пособия,
- в окошках — обычно так размещаются тематические картинки с изображением животных, местом их обитания и детёнышами,
- на крутящихся барабанах, где стрелки устанавливаются так, чтобы одна указывала на зверя, а вторая на «ребёнка».
Как и при создании пособий на другие темы, все материалы — тексты, картинки — размещаются на карточках.
Формат подачи информации может быть в виде:
- пазлов,
- иллюстраций (без текста для составления описаний малышами или для оформления информационного блока),
- игр,
- стихотворений,
- загадок (для первой младшей группы этот блок не нужен, а во второй загадки даются с ответами по рифме),
- пословиц, поговорок (этот блок включается только в пособия для старших дошкольников),
- раскрасок (для малышей рисунки должны быть с крупными элементами),
- дисков с аудио-, видеоматериалами по теме (записями звуков, которые издают животные, обучающими мультфильмами, презентацией).
Варианты использования пособия в группе и дома
Как уже говорилось ранее, применять пособие можно не только в детском саду, но и дома. Причём на разных этапах рассмотрения темы: при знакомстве с материалом дети могут описывать картинки, заучивать стихотворения. В процессе отработки материала — играть, раскрашивать, разгадывать ребусы.
При этом работу можно организовывать как индивидуально, так и в группе.
При подготовке занятия педагог может использовать лэпбук на каждом этапе НОД. Например, для актуализации опорных знаний можно использовать загадки, на основном этапе занятия — игры, работу с картинками, текстами художественной литературы, а на заключительном — ребусы и/или раскраски.