Картотека игр по сказкам
Ход игры:
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
«Найди по силуэту».
Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры:
Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.
Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.
«Покажи одинаковое».
Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.
Ход игры.
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.
«Раскрась по описанию».
Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.
Ход игры.
Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.
Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.
«Расскажи сказку по картинке» Цель: Формировать умение пересказывать знакомую сказку с опорой на иллюстрации. Оборудование: Сюжетные картинки к сказкам или серия сюжетных картинок. Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью. «Кто лишний персонаж?» Цель: Уточнить знания детей по содержанию сказок и сказочных персонажей. Оборудование: фигурки героев сказок из различных видов театра. Ход игры: На столе выставляются герои одной из сказок с одним лишним персонажем. Детям 5 лет, называется сказка. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился. Лото «Найди сказочных героев» Цель: Формировать умение узнавать сказку и её персонажей. Оборудование: Большие карты с сюжетом сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки Ход игры: У детей большие карты с сюжетом сказки. Ведущий показывает маленькие карточки. Ребёнок, у которого герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту. «Кто быстрее соберётся» Цель: Закреплять содержание сказок. Оборудование: Фигурки сказочных героев, иллюстрации сюжетов сказок. Ход игры: На столах разложены сюжеты разных сказок. Детям раздают фигурки или иллюстрации сказочных персонажей. Дети под музыку танцуют со своими персонажами. По команде воспитателя дети находят нужный сюжет, ставят своего сказочного героя. «Назови сказку» Цель: Закреплять содержание сказок и сказочных героев. Оборудование: Игровое поле, на котором по очереди помещены сюжеты разных сказок; кубик. Ход игры: Ребёнок бросает кубик. Делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Называет сказку, на которую он попали и её героев. Если справился, продолжает игру в порядке очерёдности. Если не справился, возвращается на старт. «Что изменилось?» Цель: Закреплять умение различать и называть персонажи сказок. Оборудование: фигурки (иллюстрации) из настольного театра, из одной или нескольких сказок (усложнение). Ход игры: Перед детьми стоят фигурки героев одной сказки (или из нескольких). Уточняют названия героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и должны сказать, что изменилось. «Угадай сказку» Цель: Закреплять названия сказок и сказочных героев. Оборудование: Карточки с изображением отрывка из сказки или сказочного персонажа. Ход игры: карточки перевернуты, дети по очереди подходят, выбирают карточку, называют сказку или персонажа. Если ответ правильный карточку забирают себе, если нет, кладут на место. В конце игры подсчитывают выигравшие карточки.
Не устали? Тогда поиграем еще!
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей старшей и подготовительной групп
Наталья Автомеенко
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей старшей и подготовительной групп
№ 1. Подбери пару.
Цель:подобрать к определенной сказке соответствующие слова, назвать сказку в которой встречаются эти слова
Iвариант: подбери слова к сказке «Хаврошечка»
— дождь, яблоко, муравей, гриб, лягушка, котенок.
IIвариант: одноглазка, двухглазка, трехглазка, корова, снег, братец, малашечка, избушка, Морозко;
Яблоко, яблоня, медведь, ворона, кусочек – сказка «Яблоко»
;
Щенок, лягушка, пчела, петух – сказка «Кто сказал мяу»
.
№ 2. Собери сказку.
Цель: развивать у детей сообразительность, внимание, умение последовательно связывать события, изображенные на картинках.
Ход игры: детям раздаются картинки, изображающие различные эпизоды определенной сказки. Дети должны расположить эти картинки в порядке последовательности событий, рассказанных в сказке.
№ 3. Кто тут спрятался?
(р. н. с. «Зимовье»
)
Цель: развивать у детей внимание, мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:на фланелеграфе большой рисунок избы в лесу и фигурки животных и насекомых: волк, заяц, медведь, муравей, бабочка, мышка, воробей, а так же фигурки других животных, например, ежа, гусенка и т. д. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выбирают из всех этих животных тех, которые жили в лесу. Эту игру можно проводить типа соревнования между двумя командами.
№ 4. Найди свою пару.
Цель: у детей атрибуты из какого-то художественного произведения. Детей делят 2 подгруппы и размещают на противоположных сторонах комнаты. По сигналу дети идут друг к дугу и ищут свою пару, т. е. тех детей, у кого герои или предметы из одной сказки (произведения)
. Например, р. н. с.
«Хаврошечка»
, р. н. с.
«Гуси – лебеди»
.
№ 5. Никогда не унывай.
Цель: учить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тем, кто в этом нуждается.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что к ним приехали гости (из любого произведения)
. Все вместе рассматривают иллюстрации, эмоционально разглядывают изображенные лица. Дети должны подумать, что могло огорчить, удивить гостя. Затем дети выбирают одного из гостей и придумывают, как утешить огорченного. Потом проводится конкурс – способ улучшения настроения.
№ 6. Угадай, чего не стало.
Цель: развивать внимание, мышление, речь детей с использованием слов признаков.
Ход игры: воспитатель выставляет предметы, которые встречаются в какой-то одной определенной сказке или произведении (например, сказка «Лисичка со скалочкой»
). Затем воспитатель убирает что-то из этих предметов и дети должны определить что. При повторении
игры предметы меняются.
№ 7. Помоги своим друзьям.
Цель: упражнять детей в чтении стихотворений/отрывков из сказок, воспитывать сострадание.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям о том, что с героями случилась беда –этим героям надо помочь: спеть песенку или сказать волшебные слова, которые они забыли, и совершится чудо – и беда уйдет. Используются фрагменты следующих сказок: «Волк и семеро козлят»
,
«Петушок – золотой гребешок»
,
«Заюшкина избушка»
.
№ 8. Встанем в круг.
Цель: развивать речь детей, закреплять знания детей о произведениях того или ин6ого писателя, о сказочных персонажах, умение действовать по словесному сигналу.
Ход игры: дети встают в круг, воспитатель в центре круга (или другой ребенок)
. Воспитатель называет книжного персонажа того или иного писателя, той или иной
сказки, и, бросая мяч кому-то из детей, просит назвать это произведение и т. д. Варианты заданий могут быть разными.
№ 9. Распутай путаницу.
Цель: развивать внимание, мышление, умение отличать реальное от выдуманного, умение мыслить над принятым решением.
Ход игры: на картинках элементы разных сказок.Например: колобок катится и девочка несет мальчика, лиса несет в лапах петуха.Воспитатель: «Какие сказки перепутались?»
.
№ 10. Подберите шапки героям и исправьте ошибки.
Цель: развивать у детей внимание, память, мышление.
Ход игры: на фланелеграфе выставлены фигурки самых разных сказочных героев. У них перепутаны шапки. Надо исправить ошибки.
№ 11. Исправь ошибку.
Цель: учить детей замечать ошибки в рисунках, несоответствие сюжетам сказок.
Ход игры: детям показывают иллюстрации из сказок, но с небольшим искажением. Дети должны назвать сказку и определить, что неправильно нарисовал художник и доказать почему.
№ 12. Зимовье.
Цель: развивать связанную речь, воспитывать внимание, закрепить знание данной сказки.
Ход игры: на фланелеграфе выставлены разные животные и ребенок должен отобрать, назвать ряд животных, которые действуют в какой-то сказке. Другие дети должны отгадать название этой сказки.
№ 13. Помоги своим друзьям.
Цель: развитие у детей памяти, речи, воспитание сострадания.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что герои сказок попали в беду,надо помочь им: спеть нужную песенку или рассказать нужное стихотворение (используя материалы сказок)
.
№ 14. Найди героя по описанию.
Цель: воспитывать у детей умение узнавать героя по наиболее характерным приметам, развивать наблюдательность.
Ход игры: воспитатель описывает сказочных героев или героев повестей, рассказов, а дети должны отгадать, кто это за герои, в каких произведениях мы с ними встречаемся.
№ 15. Найди такую же.
Цель: учить детей сравнивать рисунки, находить в них признаки сходства и различия.
Ход игры: перед детьми выставляются по два рисунка, изображения (один и тот же фрагмент из литературного произведения или литературного героя, но эти рисунки отличаются какими-то деталями. Дети должны найти эти различия.
№ 16. Кто как помог?
(р. н. с. «Бычок – смоляной бочок»
)
Цель: развивать речевую активность детей, упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, воспитывать чувство уважения и сострадания.
Ход игры:на верхнем ряду фланелеграфа располагаются разные предметы: капуста, мед, ленточка. В нижнем ряду располагаются те животные, которые принесли эти предметы. Дети должны сказать, какое животное что принесло.
№ 17. Доброта.
Цель: активизировать процессы мышления, внимания, речь детей, воспитывать чувтво сострадания.
Описание: воспитатель сообщает о приезде доброго фотографа (см. план игры по х/л)
. Он фотографирует только добрых животных и людей. Воспитатель, например, помещает на фланелеграф Зайу из
«Заюшкиной избушки»
и просит поместить рядом тех, кто к нему был добр
(карточки с другими героями у детей и на столе)
и т. д.
№ 18. Кто что говорит?
Цель: учить детей логически ставить вопросы, делать правильные умозаключения, активизировать речь детей.
Описание: подобран ряд картинок по сказкам, например, «Гуси-лебеди»
. Перед детьми ставится задача ответить, кто что говорит.Например: изображены печка и девочка. Что говорит девочка печке? После работы над картинками составить
рассказ и пересказать сказку.
№ 19. Подбери хвосты
(р. н. с. «Хвосты»
)
Цель: восприятие целостного предмета, ориентирование на бумаге.
Ход игры:воспитатель: «Герой сказки «Хвосты»
потеряли хвосты. Надо помочь животным подобрать хвосты. На фланелеграфе помещены фигурки разных животных и их хвосты.
20. Отгадай и назови
Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность.
од игры: воспитатель читает стихи из разных сказок и рядом иллюстрации из этих и других сказок. Дети отгадывают загадку и находят иллюстрации к сказкам.
№ 21. Угадай, кто сказал
Цель: упражнять слуховой анализатор, развивать внимание, память, закреплять знания детей о прочитанных сказках.
Ход игры: воспитатель читает отрывки из произведений тех или иных детских писателей. Дети должны вспомнить, кто и в каком литературном произведении сказал эти слова.
№ 22. Кто что делает
Цель: активизировать словарь, использовать в речи слова действия, развивать воображение.
Ход игры: герои определенной сказки, например, кот, лиса и петух помещены на мольберте.
Вопрос: что этот герой делает в сказке?
№ 23. Кто лишний?
Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь детей, закреплять знания в русских народных сказках.
Ход игры: на мольберте изображения героев какой-то определенной сказки и еще добавляются герои из других сказок. Воспитатель дает задание назвать сказку и убрать лишних героев.
№ 24. Узнай героя по описанию.
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, воображение, умение соотносить слова с действиями.
Ход игры: воспитатель описывает героя из сказки, например, сказка «По щучьему велению»
. Например «Он не любил работать,у него были хорошие помощники: печка, ведра, топор, этому герою надо было
сказать несколько волшебных слов».
«Дидактическая игра как средство приобщения младших дошкольников к чтению книг»
Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок. «У нас в гостях герой любимой книги»- игра-беседа, в которой воспитатель ведет беседу не от себя , а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает желание повторить игру.( фото6)
Интерес к произведениям литературы , к фольклору, поддерживается играми «Угадай героя по описанию», «Кто сказал?»( узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов) , «Узнай книгу по обложке», «Угадай сказку по трем словам» ( Аленушка, козленок, колодец- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).( фото 7,
Дидактическое содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии»Что произойдет , если все сказочные герои будут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья ?», «Кем бы из сказочных героев ты хотел бы быть и почему?».
Ничего так не обогащает образную сторону речи детей , как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, загадки занимают особое место.. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. . Игры с пословицами способствуют лучшему запоминанию народных изречений.»Какому герою подходит эта пословица?», «Закончи пословицу».
Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия народных сказок приобщают дошкольников к художественным произведениям. Помочь полюбить поэзию , научить подбирать рифму к ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры»По рифме вспомни стихотворение( бычок-бочек, хозяйка-зайка) , «Доскажи словечко»( взрослый произносит строчку стихотворения, не договаривая последнее слово).
Благодаря играм , дети не устают слушать сказки и стихотворения много раз , легко их запоминают.., учатся любить художественную литературу.
Таким образом, одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование литературных дидактических игр. Дидактическая игра не только поддерживает активный интерес младших дошкольников к художественной литературе, но имеет большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков. Она становится целесообразным дополнением, а также специальным видом занятий детей в детском саду. Поэтому в каждом детском саду должны быть наборы самых разнообразных игр и созданы условия для свободного доступа детей к ним во время, отведенное для самостоятельной деятельности.