Проект в детском саду. Волонтерство
Проект «Маленькие волонтеры»
ТИП ПРОЕКТА: просветительский, познавательный, развивающий. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный. Сентябрь 2022 – июнь 2022. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагоги доу, родители. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Актуальность. Работая с детьми раннего возраста, мы ежегодно сталкиваемся с проблемой их адаптации к условиям детского сада. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Ведь поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, что приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям жизни, устанавливать социальные связи. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние , эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Ежегодно мы задавались вопросом, как облегчит адаптацию маленьких детей, что применить для организации успешной адаптации. Наблюдая за малышами на совместных со старшими дошкольниками прогулках, мы заметили, что малыши с интересом смотрят на старших ребят, а порой и по собственной инициативе подходят к ним, начинают общаться, и старшие дети не отталкивают малышей, проявляют элементы заботы и внимания. Мы решили для организации успешной адаптации малышей использовать технологию волонтерства старших дошкольников, основываясь на том, что дети раннего возраста не воспринимают старших детей как «чужих взрослых», как «угрозу себе». Объединившись с педагогами детей старшего дошкольного возраста, мы приняли решение разработать и реализовать проект «Вместе весело играть». НОВИЗНА ОПЫТА заключается в том, что создание волонтерского движения предполагается в условиях детского сада с целью организации успешной адаптации детей раннего возраста. ИДЕЯ ПРОЕКТА: Создание волонтерского движения детей приведет к более активному формированию у дошкольников социально — значимых личностных качеств, таких как, милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде. ГИПОТЕЗА: Привлечение старших дошкольников к организации жизни детей раннего возраста в детском саду существенно облегчит процесс их адаптации к условиям детского сада и будет способствовать формированию культурно – гигиенических и социально-коммуникативных навыков. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Конституция РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проект Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», Концепция «содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества», которые разработаны Союзом благотворительных организаций России. Волонтер (фр. volontaire — доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико — методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.) Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально — значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции. Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей школьного и подросткового возраста литературе уделяется достаточное внимание. Учебно – методическая литература, направленная на развитие волонтерского движения в дошкольном возрасте отсутствует. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий участие старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста. ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по вопросу организации волонтерского движения в ДОУ. 2. Определить возможные способы участия старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста. 3. Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим. РЕСУРСЫ: Материальные: Компьютер (работа с документами), музыкальный центр. Информационные: — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); — Конвенция о правах ребенка (1989 г.); — Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); — Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); — Федеральный закон «Об образовании» — Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); — Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ; — Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»; — Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; — Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». — Программа развития МБДОУ № 105. — Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой Социальные: дети, родители, педагоги. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2022 – июнь 2020 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для детей старшего дошкольного возраста: — участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность; — они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; — Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Для детей раннего возраста: Научить малышей терпимости, умению уступать; облегчить адаптацию и социализацию детей раннего возраста в коллективе. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Усвоение младшими дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта. Для педагого Расширить представление о волонтерском движении у детей, педагогов детского сада, родителей воспитанников; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственного воспитания детей. Для родителей: Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Не бояться воспитывать детей добрыми и милосердными. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА I. этап – подготовительный Сроки: 01 сентябрь – 15 сентября 2022. Цели: Социально-психологическая подготовка волонтеров. Мероприятия: .Обсуждение и утверждение проекта «Маленькие волонтеры». Проведение анкетирования родителей, выступление на родительском собрании логопедической группы с беседой «Растим волонтера». Определение состава волонтерской группы .Совместно с детьми разработка правил волонтерского движения и атрибутов. Подбор и чтение художественной литературы. II. этап – основной Сроки: 15 сентября – июнь. Цели: Внедрить комплекс педагогических мероприятий с детьми по организации волонтерского движения. III. этап – итоговый Сроки: июнь РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: • Подведение итогов • Выставка совместных поделок. • Оформление результатов проекта.
Скачать Проект в детском саду. Волонтерство
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Ключевые слова: волонтерское движение в ДОУ.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.
Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. Коллектив МДОУ д/с № 98 «Ивушка» начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Возникло много вопросов:
– Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?
– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?
–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Одной из таких форм в МДОУ д/с № 98 стала реализация технологии «Дети – волонтеры». Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.
В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Творческой группой педагогов МДОУ д/с № 98 «Ивушка» был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Добрые дела дошколят».
Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.
Этапы работы проекта:
1. Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров.
2. Организационный. Формирование волонтерского движения.
3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий.
Создание волонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с призыва: «Хочу помочь!», символизирующего суть волонтерского движения. В состав отряда волонтеров «Добрые дела дошколят» вошли воспитанники трех подготовительных групп МДОУ д/с № 98, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и коммуникативным навыкам.
Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.
2. Доведи начатое дело до конца.
3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.
4. Умеешь сам – научи другого.
5. Уважай мнение других.
6. Будь настойчив в достижении целей.
На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». Здесь проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения.
На втором этапе было создание добровольцев школы «Добрые дела дошколят» среди воспитанников трех подготовительных групп. Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые больше остальных проявляли желание.
На третьем этапе добровольцы школы «Добрые дела дошколят» путешествовали в мир добрых дел и поступков под лозунгом «Делай добрые дела!». Ребята ощущали себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формировало у добровольцев школы ощущение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка и уверенность в себе. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда «Добрые дела дошколят», когда изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку. Ребята выступали в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки.У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям.
На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка». Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта «Добрые дела дошколят».
1. «Мир один на всех».
В рамках проекта прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для них. Воспитанники МДОУ д/с № 98 и добровольцы школы «Добрые дела дошколят» приготовили концерт «Доброта спасет мир» для ребят из центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда». Дети с удовольствием приняли участие в весёлых играх, пели песни и танцевали. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла, добра и любви. В ноябре 2022 г. на базе МОУ СШ № 17 состоялся I региональный фестиваль детских идей, где у наших ребят была возможность проявить себя в номинации: «Бумеранг Добра». Был представлен проект «Мир один на всех», который не оставил никого равнодушным. Представлял данный проект на конкурсе Смирнов Иван (воспитанник подготовительной группы №4), доброволец школы «Добрые дела дошколят», где стал победителям конкурса и решил для себя продолжить работу, так как не стоит останавливаться на достигнутом.
2.«Дом, в котором я живу».
Наш детский сад принял участие в городской акции «Дом, в котором я живу». Ребята вместе с воспитателями и родителями подготовили плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям нашего 21 микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами взглянули на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей. Обратили внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе. «Чистый двор–чистый город!», «Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о доме, в котором живёшь!» такие надписи на плакатах увидели жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят». Дети встретились с дворником и побеседовали о его нелегком труде. Надеемся, эта акция разбудит в жителях нашего микрорайона добрые чувства.
3. «Подари улыбку другу».
Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помог нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселила и радовала как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обошли вокруг детского сада и зарядили хорошим настроение всех вокруг. Дети читали стихи, пели песни, дарили подарки, говорили добрые слова. Все ребята получили большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам МДОУ д/с № 98 раздавали смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями и шутками. Позднее некоторые ребята признались, что этот день, был самым лучшим днем в их жизни.
4. «Покормите птиц зимой».
В декабре 2022 г. МДОУ д/с № 98 прошла акция «Покормите птиц зимой!». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» и воспитанники МДОУ д/с № 98 приняли активное участие в акции. Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами презентовали свои кормушки. Выставка поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!
5. «Быть здоровым – это модно».
В июле 2022г. в МДОУ д/с № 98 прошла акция «Быть здоровым – это модно», где приняли активное участие родители воспитанников. Основная цель данного мероприятия – формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа жизни. Ребята совместно с родителями сами составляли распорядок дня и придумывали правила по здоровому питанию и гигиене. Волонтеры рассказала ребятам, что нужно делать для того, чтобы расти здоровыми, сильными и крепкими. Дошколята получили много интересной и полезной информации и с пользой провели время.
6. «Трудовой десант».
Все лето работал волонтерский отряд «Трудовой десант», которые проявили инициативу и помощь в наведении порядка в МДОУ д/с № 98. При этом главная цель отряда-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Выделилась группа добровольцев из школы «Добрые дела дошколят» в составе 7 человек. Ребята следили за порядком на участке детского сада, ухаживали за клумбами, изготавливали совместно с младшими дошкольниками украшения для участка. Волонтерский отряд вместе с младшими дошкольниками на метеоплощадке «Маленькие метеорологи» проводили элементарные опыты, исследовали свойства предметов и явлений, развивали познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным. И нам это удалось!
7. «Бессмертный полк».
В преддверии Дня Победы 8 мая 2022 года в МДОУ д/с № 98 прошел парад воспитанников «Бессмертный полк», посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествовали колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов, близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле была оформлена стена памяти «Бессметный полк». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» представили презентации и рассказы о своих прадедах-ветеранах, где рассказали о героических подвигах. В рамках акции старшие дошкольники оформили «фронтовые» письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны. По окончании акции у старших дошкольников прошел музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи. От искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы. Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.
8. «Президентская компания».
В преддверии выборов президента РФ 2022 в МДОУ д/с № 98 по инициативе детей состоялась деловая игра «Выборы президента группы». Развернулась нешуточная «политическая борьба»: ребятам предстояло выполнить нелегкую задачу – они должны были выбрать президента группы. На этот пост претендовали 2 кандидата из школы волонтеров «Добрые дела дошколят» Ярослав Саломатин и Кирилл Павлов, воспитанники подготовительной группы № 4, которые представили свои предвыборные программы юным жителям детского сада «Ивушка». По итогам состоявшихся выборов победил Кирилл Павлов, что не удивительно, ведь он пообещал изменить жизнь в саду к лучшему, построить футбольное поле для мальчиков, а для девочек–салон красоты. Будущий президент получил удостоверение президента и подарок. Деловая игра «Выборы» вызвала огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у их родителей, которые пришли после работы проголосовать за своего кандидата. Мэр города Волжского Игорь Воронин лично поздравил Кирилла Павлова с победой.
9. Семейный фестиваль «Чудный миг».
В преддверии старого Нового года в камерном зале Центра культуры и искусства «Октябрь» прошел семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни пришли волонтеры, а также воспитанники МДОУ д/с № 98 с родителями и педагогами. Был издан сборник рождественских песен, которые малыши разучивали заранее. В завершение мероприятия перед собравшимися выступил благочинный Волжского округа протоиерей Александр Копейкин. Он вручил музыкальным руководителям дипломы участников, а ребятам – сладкие подарки.
10. Праздничный карнавал «Яркие люди».
В Волжском 16 июля 2022 г. состоялся праздничный карнавал, посвященный Дню рождения города! Разноцветье масок, атмосфера веселья, юмора и прекрасного настроения–самый необычный творческий проект под открытым небом! Колонна ярких волжан под веселые песни проследовала от Дворца творчества детей и молодежи до пл. Ленина, где участники карнавала представили красочные флешмобы. Волжане с восторгом встречали участников карнавала на главной площади города в парке «Волжский». Педагоги города ярким шоу «Мэри Поппинс» напомнили гостям праздника, что все мы–родом из детства! А наши «Стиляги» воспитанники МДОУ д/с № 98 и волонтеры школы «Добрые дела дошколят» были самыми яркими участниками праздника, которые зарядили публику драйвом и зажигательными танцами.
Детям очень нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу, не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка».
Анализируя опыт работы «волонтеского» движения в МДОУ д/с № 98 мы пришли к выводу, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, социального и познавательного) от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения МДОУ д/с № 98 «Ивушка» –это включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
Литература:
- Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
- Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.
Проект ” Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят”
Детское волонтерство -как средство эффективной социализации дошкольников в ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
— Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные образовательные учреждения — социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.
В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких месяцев мы делали добрые дела, помогая ребятам младшей группы (учили их одеваться, играть дружно, занимались ежедневной утренней зарядкой, мастерили им подарки к различным праздникам, показывали им театральные спектакли) , учавствовали в сборе кормов для приютаживотных, собирали макулатуру в акции «сбереги дерево, сдай макулатуру», совместно с ребятами других групп провели акцию «Накорми птиц зимой», изготавливали кормушки для птиц, которые прилетают на территорию детского сада, в течении зимы прикармливали птиц, весной провели субботник, помогая ребятам дладших групп навести порядок на участках, называя это акцией «Добрых дел».
В2018-2019 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское движение под названием «Мы волонтеры».
Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
— к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
— к оптимизации детско — родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это — организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей.
При взаимодействии с родителями (законными представителями) я использую различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение – это нечто особенное.
Родители–волонтеры— это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации (буклеты) по готовности меняться самих родителей: «Правила общения с детьми», «Секреты любви и взаимодействия» (тайные мечты каждого ребенка, «4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха», «Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей», и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для решения данной проблемы мы разработали проект, поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Мы волонтеры»объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы «Колокольчики»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в группе и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях города.
Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, родители воспитанников.
Организация практики волонтерства в нашей группе осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа — изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Были поставлены цели, задачи и началась предварительная работа с родителями. Также произошли некоторые изменения в развивающей среде нашей группы. Придумали совместно девиз нашего движения:
«Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появились шапочки с символикой волонтерства, сделанные своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.
Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в детском саду.
Введение детского волонтерства произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мной проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей«. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерскогодвижения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерской деятельности. Совместно с воспитанниками разработали правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи начатое дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Волонтерское движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 9-10 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.
На месяц составлялся план работы. Иногда, в течение месяца он корректировался. Но это не влияло на конечный результат. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – аккуратное складывание одежды в кабинки. Во второй половине дня – заправление кроватей, совместная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в уборке и мытье игрушек.
Использовали в своей работе эффективную и результативную форму работы с воспитанниками «Дети для детей». Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети – волонтеры не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.
Мы организовывали для малышей показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» «гуси-лебеди», театр теней «под грибом» . Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением «Рождественская сказка» И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.
Участие в акции «Давай дружить» помощь приюту для собак и кошек. Ребята совместно с педагогом разработали и смастерили макет листовок, которые они с родителями раздавали знакомым и проходим, для того чтобы подключить взрослых к проблеме приютов для животных. Совместно с родителями были собраны корма и различные предметы ухода для животных, которые затем вместе с ребятами передали в приют.
Это помогло понять проблему приютов, сопереживать и заботиться о животных. Дети искренне хотели помочь всем кошкам и собакам.
Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерскойдеятельности организуя «Рефлексивный круг», в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.
Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров, 70% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.
Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.
Анализ
Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогла нам решить следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты:
• волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную.
• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».
• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.
Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Заключение.
Волонтерство — очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»»