Квест-игра «В поисках потерянного слова»
автор:Зверева Лариса Александровна
учитель-логопед МБДОУ ДС № 10 Технологическая карта НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Квест-игра «В поисках потерянного слова»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Родничок»
Технологическая карта НОД по подготовке к обучению
грамоте в подготовительной группе
Квест-игра «В поисках потерянного слова»
Подготовила: учитель-логопед
Зверева Лариса Александровна
Озерск, 2019
Тип НОД : Итоговое занятие-игра с элементами квест-технологии.
Форма организации: групповая .
Возрастная группа: подготовительная. Образовательные области: речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие.
ЦЕЛЬ: закрепление умений и навыков, приобретенных в процессе НОД по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умения:
-подбирать антонимы,
— составлять слово и предложение,
— находить родственные слова и подбирать прилагательные к ним,
— распознавать звуки в слове.
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки;
-логическое мышление, внимание, сообразительность;
-способствовать развитию мелкой моторики рук как эффективному средству преодоления речевых нарушений;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
-умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;
— навык самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
— совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу; Дополнительные задачи:
Игровая задача
: закреплять умение играть в д/игры с использованием квест-технологии.
Планируемые результаты:
— дети имеют представление о понятии «звук» и «буква»;
-умело применяют свои знания;
-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;
— обладают навыками участия в игровой деятельности с использованием квест-технологии.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры
Практические: упражнения в печатных карточках Материалы и оборудование: Необходимый материал: конверт с заданием (лист по цвету радуги), предметы расставленные по группе, соответствующие описанию, мяч, буква «А» (на листе), набор букв на каждого ребенка, картинки соответствующие словам.
Ход НОД:
Технологическая карта НОД
№ | Этапы НОД | Методы и приемы | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1.Вводная часть Мотивационный этап | Организационный момент | -Ребята, сегодня я вам хочу предложить пройти квест? а что это значит, вы знаете? Что такое квест?) квест – в переводе с английского — поиск, а квест- игра – это приключенческая игра. В этой игре всегда есть задания, которые необходимо выполнить, чтобы отыскать или получить сообщение, а может быть и клад. Ну что, будем проходить квест? | ответы детей | Создать положительный эмоциональный настрой | |
Сюрпризный момент | -Ребята, как вы думаете, что это за конверт, в нем письмо и карта. что это значит? в письме написано: Белое поле,Черное семя,Кто его сеет,Тот разумеет,Кто его знает,Тот разгадает. А это ваш путевой лист. | ответы детей | Сформировать мотивацию у детей на работу Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента | ||
Постановка цели НОД | И так, перед вами зашифрованное слово, чтобы его расшифровать необходимо выполнить 7 заданий. справившись с заданием вы получаете букву (педагог показывает лист, раскрашенный всеми цветами радуги). Кто будет ответственным за хранение букв? | Дети выбирают капитана команды, который будет отвечать за карточки с буквами | Цель занятия поставлена детьми. | ||
2.Основная часть Содержательный этап | Задание №1 | Первый цвет – красный. Детям дается задание, найти в группе предмет красного цвета, из ткани, с цветным горохом (штора) Под этим предметом находится записка с заданием. Игра «Наоборот» Ответив, дети получают первую букву «Г» | ответы детей | Умение называть слова антонимы. Дети умеют называть слова, противоположные по смыслу, закрепляют знания об окружающем | |
Задание №2 | Второй цвет – оранжевый Детям дается задание, найти в группе предмет оранжевого цвета, маленького размера, круглой формы, из пластмассы (апельсин), под этим предметом находится записка с заданием. Игра «Составь слово» дети с помощью карточек с буквами составляют на столах это слово (книга) Для детей, которые затрудняются или не знают буквы, педагог показывает написание этого слова. Справившись, дети получают следующую букву «Р» | Дети с помощью карточек с буквами составляют на столах это слово, помогают друг другу, выполняют анализ слова, которое получилось. | Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв. Сформировано умение взаимопомощи и самоконтроля | ||
Задание №3 | Третий цвет – желтый Детям дается задание, найти в группе предмет желтого цвета, большого размера, головной убор , нужен людям опасных профессий.(каска). Под этим предметом находится записка с заданием. Игра «Родственные слова» Справившись, дети получают следующую букву «А» | Дети образуют новые слова от заданного слова | Сформировано умение образовывать новые слова от заданного | ||
Задание №4 | Четвертый цвет – зеленый Детям дается задание, найти в группе предмет зеленого цвета, большого размера, сделанный из стекла (ваза). Под этим предметом находится задание. Игра «Составь из слов предложение». Справившись, дети получают следующую букву «М» | 1 команда: дети выкладывают предложение из слов 2 команда: дети, не умеющие читать, выкладывают предложение из картинок и схем. | Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Сформирована пространственная ориентация, умение конструировать слова в предложения | ||
Задание №5 | Пятый цвет – голубой. Детям дается задание, найти в группе предмет среднего размера, сделан из резины, сверху ткань голубого цвета . Под этим предметом находится задание. Игра «Имена со звуком А» (детям нужно построится в одну колонну в имени котором есть звук А. если в имени ребенка нет этого звука, нужно назвать его ласково. н-р: Илья – Илюшенька). Тогда все дети выстроятся в одну колонну. Справившись, дети получают следующую букву «А» | Дети вслух проговаривают имена друг друга и определяют наличие звука «А» | Сформировано умение работать в группах Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах. | ||
Задание №6 | Шестой цвет — синий Детям дается задание, найти в группе предмет круглой формы, маленького размера, сделанный из пенопласта в костюме синего цвета с золотыми снежинками, под этим предметом находится задание. Игра «Мой моя, моё, мои» детям показываются картинки и они подбирают местоимение. Справившись, дети получают следующую букву «Т» | Дети раскладывают карточки по таблицам с местоимениями | Сформировано умение согласовывать существительное с местоимением в роде и числе | ||
Задание №7 | Седьмой цвет – фиолетовый Детям дается задание, найти предмет фиолетового цвета, большого размера, полусферической формы с массажными пальчиками. Под этим предметом находится задание. Игра «Поймай слог». Педагог называет слог, а дети должны придумать слово, начинающееся на этот слог (н-р: во-вода, се-секрет, зи-зима и т.д). Справившись, дети получают следующую букву «О» | Дети называют слова на заданный слог | Сформировано умение делить слова на слоги | ||
3. Заключительная часть 1)Рефлексивный 2)Мотивация на последующую работу | После всех заданий, педагог выкладывает на доске слово ГРАМОТА и спрашивает о значении этого слова. — Хранитель букв, покажи нам карточки. Давайте попробуем собрать слово, которое было в загадке? Педагог: Грамота – это умение писать и читать. Все наши сегодняшние задания вам помогут стать в будущем грамотными учениками в школе. Есть такая поговорка – Грамоте учиться, всегда пригодится. рефлексия | ответы детей | Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога. Сформирован интерес к дальнейшей работе |
Март
15
2018
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5»
«Применение инновационной квест — технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
(демонстрация видеофрагмента интегрированного занятия с дошкольниками)
Подготовила: Сидоренко И. В.,
учитель-логопед
I квалификационной категории
Презентация()
(Слайд №1)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Квест-технология в работе с дошкольниками»
(Слайд №2)
В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
В педагогическом процессе инновации выступают в качестве новых внедрений в организацию взаимодействия педагога и ребенка. Инновационные формы работы с каждым годом расширяют возможности педагогов в том числе и логопедов в работе с дошкольниками с ОНР.
Не секрет что у дошкольников с ОНР отмечает низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний, логопедическая помощь может осуществляться в контексте игры. Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест.
(Слай №3)
Сначала следует выяснить, что же обозначает собственно слово «квест». Переводится оно с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры. Впервые попытку перенести виртуальный квест в реальность предприняли в азиатских странах в 2007 г., а в России в 2013 году. Как видите, это достаточно новое и молодое нововведение, которое уверенно и широко набирает обороты, в том числе и в образовании.
(Слайд №4)
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
(Слайд №5)
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов.
1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.
2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
3. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом.
4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
5. Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
6. Принцип разумности по времени. Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней.
7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме.
8. Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств.
Вашему вниманию представляется фрагмент видео интегрированного логопедического занятия в форме квест.
Занятие проводилось с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР 5-6 лет.
(Слайд №6) Просмотри видео
(Слайд №7)
Алгоритм проведения и организации квест – игры.
1.Определение темы
Темы квестов могут быть самыми различными:
- Поиск сокровищ
- Помощь героям или герою
- Познавательные
- С многообразием опытов и экспериментов
- Литературные квесты
- Физкультурные праздники.
2. Определить цели и задачи ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители)
3. Определить место проведения игры
4. Составить карту маршрута или паспорт прохождения этапов
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
5. Сформировать состав участников (педагоги, дети, специалисты, родители, количество организаторов и помощников
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.
6. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий, (конспект) Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
7. Подготовить задания, реквизит для игры
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; с водой; опыты, эксперименты; лабиринты; спортивные эстафеты.
8. Обговорить дату и замотивировать участников
9. Проведение игры
10. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и др.)
11. Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы)
(Слайд №8)
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
(Слайд №9)
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада. В первую очередь должны активно использоваться новые формы и методы работы. Одной из таких форм является организация и проведение квестов, которые позволяют расширить рамки образовательного пространства.
Спасибо за внимание!