ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.
Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.
Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.
Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.
Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.
Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.
Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.
Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях.
При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей, представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма.
Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.
Игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.
Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы. Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.
- Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
- Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия).
- Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия).
- Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.
- Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.
- По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.
Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.
Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.
Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста.
Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.
Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме, вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.
В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения, но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.
В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например: путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.).
Игровые формы ООД: спектакль, сказка, встреча и т. д.
Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.
Путешествия провожу самые разнообразные:
«В страну сказок».
«В страну Любознаек».
«На остров Фантазий».
«Путешествие на площадь «Искусств», где познакомимся с архитектурными памятниками».
«Космический полёт на ракете». И т. д.
Приведу пример (конструирование).
— Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?
— Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?
Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.
Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.
«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.
Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».
— Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения).
Итак, мы отправимся на улицу «Строителей», где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.
Приведу пример математического путешествия на поезде.
— Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.
Поезд наш необычный — математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)
А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.
(Далее дети выполняют задания: например: называют геометрические фигуры, из которых состоит паровозик и вагончики, посчитать сколько вагончиков и т. п.)
ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками, куклами).
ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.
При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.
При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком: по росту, по возрасту, по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например: по картинкам предложить вопросы и задания: (картинки: мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).
— Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.).
— Каким по счёту стоит зайчик? Волк?
— Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?
— Каким по счёту с конца стоит котёнок?
Очень любят дети игру на развитие внимания: они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.
По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7».
Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.
Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах», можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях». Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много». Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.
Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.
Следующая > |
«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»консультация на тему
Консультация для воспитателей:
«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель — Колесникова С.В.
Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.
Одним из путей, направленных на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых методов и приемов. Эти методы, представляющие собой определенную дидактическую систему, нацелены на овладение детьми способами сюжетно – ролевой игры.
В настоящее время педагоги используют множество игровых методов и приемов, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными.
Во-первых, потому, что созданная взрослым игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им радости и не развивает их.
Во- вторых, потому, что игровые методы и приемы, не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно и используются.
Наиболее распространенные способы использования игровых приемов.
- Воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет, что к ним «кто-то пришел».
- Игровой персонаж ( зайчик, собачка и т.п.) «просит помочь ему. Дети выполняют просьбу игрушки ( лепят «морковку» для зайчика или «косточку» для собачки). Воспитатель от лица игрушки благодарит их.
- При выполнении какого – либо задания воспитатель побуждает детей к перевоплощению в те или иные образы. Например, при рисовании фруктовых деревьев предлагает стать садовником, при создании изображения по мотивам декоративно- прикладного искусства – народным мастером и т.п.
- К «приходу» игрушки или куклы бибабо малыши 2-3 лет относятся с неподдельным, искренним интересом, а для старших детей этот прием не только не эффективен, но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.
- К «просьбам» игрового персонажа младшие и старшие дошкольники также относятся по-разному: малыши – с готовностью, старшие – индифферентно.
Дети 2-3 лет готовы «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Сначала он должен взять ее в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, захотеть что-то для нее сделать. В результате, кроме эффекта новизны, никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает.
- Во-первых, такой подход является педагогически неверным с точки зрения построения игры, потому что:
- Содержит требование разыгрывания готового, заданного взрослым сюжета;
- Не способствует обогащению содержания игровой роли, так как для проведения подобной работы требуется чтение специальной литературы, позволяющей в доступной для детей форме раскрыть профессиональные функции садовника или художника.
Во-вторых, для решения изобразительных задач данный игровой прием также неэффективен, потому что принятие роли не влияет на повышение уровня представлений ребенка об изображаемом объекте, не способствует формированию его изобразительных умений и навыков.
Беспорядочность в использовании игровых методов и их несоответствие способам построения сюжетно – ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства не оказывает положительного влияния ни на развитие игры, ни на повышение эффективности обучения.
Согласно исследованиям Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой на протяжении дошкольного детства дети овладевают 3-мя способами построения сюжетно – ролевой игры:
- Предметно – действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
- Ролевым ( средний дошкольный возраст)
- Сюжето-осложнением (старший дошкольный возраст)
Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.
Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубок ниток, дождик и др.) лишен для него смысла, и он действует без старания и интереса.
Но такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества.
Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным?
Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?
Это мир детской игры. Именно там и дождик, и т.д. могут очень пригодиться.
Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создает мотивацию.
Игровая мотивация – дело серьезное. Почему? Хотя бы потому, что работа по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.
Вторжение в сферу игры ребенка – тонкое и деликатное дело. Для дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание и обучение вполне понятны. Но когда воспитатель начинает с детьми играть, то они относятся к этому достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяется и хочет использовать игру в каких – то корыстных целях?»
Для того чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию « равного» партнера. А по ходу руководства детской деятельностью не «соскальзывать» с игры, сохраняя игровой характер деятельности.
Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно – ролевой игры, игровая мотивация должна меняться.
Следовательно, педагог должен уметь создавать ИМ с учетом способов построения сюжетно – ролевой игры.
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший дошкольный возраст
- Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, и др.) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д.
Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или уже успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
- вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидайтесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
- Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
- Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т.д. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких объемных или плоскостных игрушек.
- Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
- По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при делании полученный продукт.
Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к жизни и предстоящим с ними событиями.
Средний дошкольный возраст
В работе с детьми этого возраста используются два типа мотивации.
Первый тип предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных игровых персонажей.
Довольно часто дети этого возраста выдумывают себе друзей по играм, которых никто никогда не видел: фей, гномов и др. существ. Эта способность детей помогает развитию здоровой фантазии и способности решать различные проблемы.
Для этого педагог кратко, но достаточно убедительно рассказывает детям о нуждах или потребностях вымышленных персонажей.
Затем осуществляется постановка игровой задачи (помочь заготовить для них фрукты, овощи, посчитать и т.д.), а на ее основе – учебной («я научу вас лепить или рисовать для них фрукты»)
Второй тип мотивации предполагает создание такого изображения, когда дети принимают на себя определенную роль действуют в ней.
Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
Старший дошкольный возраст
Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.
Это связано с тем, что дети начинают принимать учебные задания вначале только в тех случаях, когда полученные знания и навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или другой достаточно привлекательной для них деятельности. И только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение детьми знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем.
Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребенок их выполнял(это он может делать и под влиянием требований взрослого), а в большей степени для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить.
Эффективным подходом к решению данной проблемы является использование на занятиях игровой мотивации, направленной на осуществление самоконтроля в процессе выполнения задания.
Особое значение ИМ имеет при формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к взаимодействию друг с другом.
Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Пример проблемной ситуации:
Деловая игра
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.
2 группа (средний возраст) — создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.
3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.
Дата публикации: 29.06.2015
Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном воз-расте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию де-тей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями пе-дагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса.
Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педаго-га так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увле-ченность учебной деятельностью. Для каждой НОД нужно продумать игровую мотивацию.
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, це-лей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной дея-тельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятель-ности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая НОД должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть инте-ресный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже извест-ному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум нагляд-ности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).
Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры ( настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т.д.).
Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следую-щие условия:
1 Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и от-крытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
2 Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятель-ность детей, создавая атмосферу напряженной работы;
4 Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;
5 Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интере-сен для него;
6 Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспи-тателей;
7 Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, сти-мулировать познавательную активность детей.
За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к НОД с са-мых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного ре-зультата деятельности всех его участников. В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении.
Рассмотрим игровые приемы на примере таких образовательных областей как «Познание» (ФЭМП, «Формирование целостной картины мира»), « Коммуникация», «Художественное творчество».
Для создания интереса следует использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образо-вательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказоч-ных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путеше-ствие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например в младшем возрасте «К нам на за-нятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение . Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку. Построим матрешке домик. Нарисуем коврик для собачки и т.д.»
Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ре-бенку большую свободу воображения, мышление и способствует эмоциональной раскрепо-щенности.
Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникация». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картин-кам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения кар-тины и его рассматривания, загадки о том, что изображено. Дети быстро теряют интерес к ней. Чтобы интерес не терялся детям младшего возраста можно предложить игру «Чудесная коробочка». Воспитатель вызывает по очереди детей и просит их достать картинку и назвать, что на ней нарисовано. Можно использовать дидактические игры и упражнения, словесные игры «У кого», «Что бывает осенью», «Кто где спрятался» и др.
В старшем возрасте когда нужно составить рассказ на картине воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут расска-зывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгад-ку. Загадка загадывается в ушко.
Можно предложить игру «Оживи картинку» — дети должны озвучивать героев картинки, го-ворить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени го-да. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему «Весна» — которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку.
Образовательную деятельность по придумыванию рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса.
В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предло-жение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц».Дети говорят серый , пушистый, длинноухий.
Игра «Радио эфир» — эта игра помогает застенчивым детям проявить себя, показать свои зна-ния (говорящий прячется за ширму).
Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятель-ности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН , викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку». При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания в котором нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Игра «Погруже-ние в проблему» ( раздается стук в дверь, приносят письмо от космонавтов, они просят по-мощи, у них сломался корабль, маршрут неизвестен. Нужно разобраться в схеме. Присут-ствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабиринты, разгадывание кроссвордов, пред-ложить детям слепить из соленого теста или пластилина цифры. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на но-вые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экс-периментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлению детей с окружающим миром так же используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшеб-ная палочка» — она дает детям задания или задает вопросы. В старшей группе можно предло-жить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослу-шивание звуков живой и не живой природы – голоса птиц, шум воды, ветра, водопада и т.д.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привле-чению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображе-ния.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой в воздухе, затем пальцем по бумаге, дополняя движе-ния пояснением «Это бегает по дороге мальчик. Так бабушка мотает клубок и т.д.». Включе-ние игровых моментов в изобразительной деятельности в младшем возрасте проводится и при изображении предметов. Например Зайчик стучится в дверь, здоровается, просит сле-пить морковку.
Даже с детьми старшего возраста возможно применение игровых приемов. Например — Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, мож-но рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом в игро-вой форме происходит прививание ребенку знаний из разных образовательных областей, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способ-ности. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого НОД должны проходить в увлекательной игровой форме.
Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность должна способствовать развитию детей. Поэтому деятельность педагога необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация.
Организационно – мотивационный этап НОД считается наиболее важным, ведь от того как пройдет этот этап зависит успешность проведения всего занятия.
Организационно – мотивационный этап НОД состоит из следующихподэтапов:
1. Введение в игровую ситуацию
2. Мотивация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
-Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
-выхода из затруднительной ситуации.
Игровая мотивация –это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации
:
Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке»,
ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Например:
НОД аппликация, конструирование, рисование.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне»
. Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
1.Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
2.Каждому ребёнку даётся посильное задание.
3.В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Например:
в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности
Третий тип мотивации «Научи меня»
— основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Например
: В игровой деятельности, в НОД старших группах
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»
— основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Например:
Художественное конструирование, ручной труд, художественное творчество
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы
:
— нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
— обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
— должны соответствовать возрасту детей;
— должны быть эстетичными,
— должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
— должны иметь обучающую ценность,
— должны быть реалистичными;
— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.
— Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах
Младший дошкольный возраст.
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний возраст.
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
В старших группахпотребность в создании игровой мотивации сохраняется.
Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация
– спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря,
проблемная ситуация
– это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) самоконтролирует правильность этого решения.