ИКТ в детском саду
Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Внедрение ИКТ в детском саду повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры.
В разделе сайта ИКТ детском саду ДОУ для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя на разные темы:
- ИКТ в ДОУ
- Конспект НОД с ИКТ в детском саду
- Конспект НОД в детском саду по развитию речи с ИКТ старший дошкольный возраст
- Интегрированное занятие с применением ИКТ в средней группе
- Возможности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе и в работе с педагогическим коллективом
- Конспект занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе
- НОД по ФЭМП с использованием ИКТ по мотивам сказки
- Использование информационных и коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе
- Информационные технологии для работы с детьми 4-6 лет по обучению рисованию и музыке
- Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
- ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста
- Комплексное занятие по развитию речи с использованием ИКТ
- Конспект занятия по математике в подготовительной, к школе группе с использованием ИКТ
- Конспект НОД с использование ИКТ в подготовительной группе детского сада
- Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании элементарных математических представлений
В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе. ИКТ в дошкольном образовательном учреждении можно можно классифицировать: ИКТ, с помощью которых решаются педагогические задачи (электронные учебники, электронные системы для обучения и контроля знаний). Электронные системы для практического применения знаний (виртуальный конструктор, программы, для моделирования, тренажёр).
Современный детский сад невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Наиболее широко ИКТ в детском саду используются при работе со старшими дошкольниками и младшими. Это, как правило, интерактивные обучающие программы и мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Информационно-коммуникационные технологии в практике дошкольного образования очень положительно сказываются на образовании детей в целом, ИТ-технологии помогают детям в усвоении различных материалов.
Использование ИКТ — технологий педагогом ДОУ
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ
Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 88» г. Березники Пермского края Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения ИКТ-технологий, в работе обозначены проблемы и перспективы использования ИКТ-технологий в ДОУ. Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий: — Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу; — Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности; — Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования. Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются: 1. Организационное: — Модернизация методической службы; — Совершенствование материально – технической базы; — Создание определенной информационной среды. 2. Педагогическое: — Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ; — Внедрение ИКТ в образовательное пространство. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Что же такое ИКТ? Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1.
Ведение документации. В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио. 2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий. Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей. Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса. 3. Воспитательно – образовательный процесс. Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя: — организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника, — организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, — реализацию проектов, — создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Виды занятий с ИКТ
1.
Занятие с мультимедийной поддержкой. На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ. Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: — Осуществление полисенсорного восприятия материала; — Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; — Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; — Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; — Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; — Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. 2. Занятие с компьютерной поддержкой Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: — исследовательский характер, — легкость для самостоятельных занятий ребенка, — развитие широкого спектра навыков и представлений, — высокий технический уровень, — возрастное соответствие, — занимательность. Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста 1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. 2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией. 3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков. 4. Игры-путешествия, «бродилки». 5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др. Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение. Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют: — Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ; — Систематизация компьютерных развивающих программ; — Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК. 3. Диагностическое занятие. Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике. Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения: 1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее; 2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; 3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная; 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь; 5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.); 6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; 7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы
: 1.
Материальная база ДОУ. Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов. 2. Защита здоровья ребенка. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз. 3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога. Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet. Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником. Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий: — обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; — облегчение процесса усвоения материала дошкольниками; — возбуждение живого интереса к предмету познания; — расширение общего кругозора детей; — возрастание уровня использования наглядности на занятии; — повышение производительности труда педагога. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Список использованной литературы.
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008 2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000 5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
Рекомендуем посмотреть:
Роль ИКТ в образовательном процессе Конструктор уроков — методика объектно-ориентированного конструирования уроков Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ Обобщение опыта работы учителя-логопеда. Использование ИКТ
Похожие статьи:
Информационные технологии на уроках английского языка
Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста
В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, компьютер, графики, информации, игры, творчество, технология
Курс о компьютерной грамотности Geekbrains – это программа для уверенного взгляда в будущее, основа для всестороннего развития и полной самостоятельности. Помогает в освоении таких программ как — Excel и Word, поисковик, почта и Zoom.
Какие знания будут получены:
- ребята освоят безопасное владение компьютером, работу с Microsoft Office, браузерами и сайтами, полезными для жизни;
- научатся принимать решения для практических задач;
- создадут презентации и собственную электронную почту, а также защитят личную информацию в интернете.
Вас ждут продуктивные вебинары, теоретические и практические занятия в онлайн и оффлайн формате, структурированная подача материала, постоянная кураторская поддержка преподавателей мирового уровня.
Приходите, будет познавательно не только для новичков!
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности [1]. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным — в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет.
Большинство детей дошкольного возраста использует компьютер в развлекательных целях, т. е. играет в компьютерные игры, изредка прибегая к помощи взрослых. Некоторые дети увлечены развивающими и обучающими играми, а также аркадами, гонками, играми на развитие скорости реакции. Таким образом, у монитора компьютера современные дошкольники проводят от получаса до двух часов в день, но используется это время не достаточно рационально с точки зрения обучения, воспитания и развития полноценной творческой личности ребенка.
Для исправления сложившейся ситуации было бы целесообразнее научить дошкольников использовать компьютер для создания продукта» творческой деятельности. Например, использовать программы к создания графических изображений, вовлечь детей дошкольного возраста их родителей в проектную деятельность с использованием компьютерных кинформационных технологий, побуждать ребёнка к использование компьютера как инструмента для творчества, отвлекая его тем самым от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Обучение элементам [2] компьютерной графики развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект, способствует общей подготовке к обучению в школе.
В дошкольном образовательном учреждении компьютер являете [3] инструментом демонстрации презентационных материалов, развивающие внимание и воображение детей, а на занятиях по изобразительной деятельности компьютер прежде всего, рассматривается как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. Вдошкольном возрасте у детей хорошо развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движения кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребят от того, что круги, нарисованные им, не круглые, линии не достаточно ровные, домики кривые а краска растеклась по листу и все испортилось. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправлять рисунок сколько угоди» раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требования! маленького автора и повышающего его самооценку.
На первых занятиях по компьютерной графике с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание нужно уделить компьютеру, еж электронной технике, названию частей и принципу их работы. Дети предлагается рассмотреть и нарисовать вместе с педагогом компьютер с монитором, клавиатурой, «мышкой», колонками и системным блоком. Путем графического изображения наглядно показываются и закрепляются названия составляющих компьютера и их взаимосвязь. Обсуждаются правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе за компьютером. Особое внимание уделяется правильной осанке и постановке ног при посадке за компьютерный стол, положению рук при работе с манипулятором «мышью» и клавиатурой, соблюдению необходимого расстояния между глазами ребенка и экраном.
Не смотря на то, что многие дети играют дома в компьютерные игры, не все умеют правильно держать руку на манипуляторе: многие путают управляющие кнопки и колесико «мышки», слишком далеко отводят руку с манипулятором, задирают вверх локоть, или пытаются держать манипулятор сразу двумя руками. Вначале вызывает определенную трудность попадание указателем в желаемую точку на экране. Это связано со слабым развитием мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В результате проведения нескольких тренировок по закрашиванию инструментом «заливка» достаточно мелких деталей, перемещению выбранных объектов по экрану и изменению размера эту трудность удается преодолеть — значительно улучшается координация движений, что позволяет не только справляться с заданиями компьютерной игры, но и Подготовить руку ребенка к письму.
Когда ребенок научился правильно пользоваться манипулятором можно начинать знакомить с названиями и функциями инструментов, расположенных на панели графического редактора. В течение нескольких занятий дети поочередно знакомятся с инструментами, затем учатся создавать с их помощью несложные композиции. Повысить мотивацию к изучению предлагаемого набора инструментов можно при использовании соревновательных моментов, тестовых заданий, загадок, ребусов.
После приобретения детьми необходимых навыков и умений по использованию ряда инструментов можно перейти к построению художественного изображения на заданную тему: создание пейзажа, характерного для разных времен года, предметного и сюжетного рисования. Усложнение задания происходит за счет увеличения количества используемых инструментов и добавления функций копирования и отражения. Также целесообразно использовать возможности выбора масштаба: в крупном масштабе создать изображение, затем перейти в обычный и получить мелкую деталь для последующего копирования и составления таким образом сложных композиций. Освоение этих приемов наряду с использованием инструментов помогает подготовить ребенка к самостоятельной работе по созданию художественного образа средствами компьютерной графики. Задания должны быть рассчитаны на одно занятие, на следующем допускается лишь раскрашивание уже готового графического изображения. Это связано с психологическими особенностями ребенка в возрасте шести — семи лет, которому трудно сохранить в памяти задуманный образ и не потерять к нему интереса до следующего занятия [1].
В данной статье мы говорим о рисовании на компьютере, только как о дополнении традиционных методов обучения и воспитания, такие занятии ни в коем случае не заменяют живопись, рисунок, лепку и аппликацию, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста резко повышает их мотивацию к обучению. Используя это качество, можно рационально предложить детям те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять и усвоить сложно, а так же те виды творческих заданий, выполнение которых в реальном материале было бы слишком трудоемким или нерациональным [1].
Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном возрасте развивает фантазию и творческие способности малыша. Хороший результат дает предварительная работа по выбору названия будущего рисунка, обсуждению сюжета и составлению карандашных эскизов по выбранной теме. Самостоятельная работа дошкольника по созданию рисунка на компьютере позволяет надеяться, что и по окончании занятий он сможет дома или в школе использовать функции графических программ, увлечется компьютерной графикой и будет меньше внимания уделять агрессивным компьютерным играм.
Литература:
- Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — Москва: Педагогическое общество России, 2005. — С. 56-58.
- Применение компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста https://lib.exdat.eom/docs/l 240/index-11612.html
- Турьев С. В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста // ИТО-Троицк Москва, 2008. — С. 27-28.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Использoваниe информационно-коммуникационных технологий в детском саду — актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео — мастер — классы, вебинары и др.
- значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде и т.д.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду — это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Следующая > |