Все самые важные процессы формирования и развития нашего организма происходят в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка появляются различные способности, вырабатываются черты характера, складывается модель нравственности. В раннем возрасте закладываются основы физиологического и психологического здоровья человека. Отдельное значение в данном процессе имеют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, цель которых заключается в развитии физических качеств, психических и интеллектуальных функций ребенка.
Первостепенные задачи
Вам будет интересно:Знаете ли вы сколько мегапикселей в глазу человека?
В детском саду среднестатистический ребенок проводит большую часть своего времени. Главное предназначение дошкольных образовательных учреждений заключается не только в присмотре за малышами в отсутствие их родителей, но и в подготовке детей к самостоятельной жизни, обучении их элементарным знаниям, умениям и навыкам. В данном контексте немаловажную роль играет отношение воспитателей к состоянию здоровья своих воспитанников и правильное применение здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ.
Под этим термином принято понимать систему мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Он не так давно появился в профессиональном словарном запасе педагогов. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ за годы их применения не претерпели даже малейших изменений. Это целая система мер по охране и укреплению здоровья детей, перед которой стоят следующие задачи:
- обеспечить ребенку все условия для возможности сохранения здоровья;
- дать базовые знания о пользе здорового образа жизни;
- обучить элементарным навыкам и научить применять их в повседневной жизни.
На каких принципах основываются
Вам будет интересно:Проблема Гольдбаха: определение, доказательства и решение
Говоря о здоровье ребенка, как о предмете здоровьесберегающих технологий, имеют в виду не только жизнедеятельность организма и его физиологические характеристики, но и психическое, социальное, нравственное состояние. Исходя из целей здоровьесберегающих технологий в ДОУ, несложно выделить их основные принципы:
- системность и последовательность;
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- сознательное и активное участие ребенка;
- активность и непрерывность процесса обучения;
- учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Классификация мер по охране и укреплению здоровья дошкольников
На сегодняшний день применяется несколько видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. К ним относятся:
- медико-профилактические и физкультурные мероприятия;
- основы социально-психологического благополучия дошкольника;
- валеологическое просвещение родителей;
- коррекционные занятия.
Вам будет интересно:Что это рычаг в физике? Принцип работы рычага. Виды рычагов
Каждый из вышеперечисленных типов имеет свои особенности. Так, например, фундаментальными элементами медико-профилактических технологий считают мониторинг здоровья дошкольников, организацию контроля в соблюдении санитарных правил и норм. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ включают в себя разработку рекомендаций по оптимизации питания детей младшего и дошкольного возраста, физической культуры, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и других профилактических мер (по предотвращению плоскостопия, формированию правильной осанки).
Обеспечение социально-психологического благополучия дошкольника напрямую зависит от педагогического сопровождения. Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении должен прививать ребенку и родителям культуру здоровья, обладать валеологическими знаниями, уметь давать объективную оценку своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью. К технологиям валеологического просвещения родителей относят оформление тематических папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, практических показов и обеспечение нетрадиционных форм взаимодействия с законными представителями детей.
От того, уделяют ли родители внимание здоровью своего чада, правильно ли организовывают режим дня, зависит общее самочувствие и настроение ребенка. Но тогда какова цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ? В образовательном учреждении происходит закрепление навыков и умений, полученных ребенком дома, а новая информация, полученная в детском саду, никогда не станет лишней или тягостной для дошкольника.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок — успешный ребенок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
Мы остановимся на тех, которые необходимы для воспитателей в работе с детьми
- Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
- технологии профилактики заболеваний,
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,
- реабилитация соматического состояния здоровья,
- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее — зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты,
- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
- Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
- закаливание КГН;
- беседы по валеологии;
- спортивные праздники;
- спортивные развлечения и досуги;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
семинары-тренинги, консультации для педагогов, практикум для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
- Валеологического просвещения родителей —это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
- Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
- Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
- Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
- Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
- Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
Ритмопластика.
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
Динамические паузы (физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп.
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз.
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика пробуждения.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.Оздоровительный бег со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст — в групповой комнате или физ. зале — 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Технологии для поддержания общего здоровья и развития
В основе здоровьесберегающих технологий в ДОУ, задача и цель которых – укрепление здоровья дошкольников, лежит комплекс оздоровительных и реабилитационных занятий для дошкольников всех категорий. Отдельно разрабатываются комплексы для детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, заболеваниями центральной нервной системы.
Большинство современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ базируются на физической культуре, как средстве профилактики искривления позвоночника. В ходе занятий лечебной гимнастикой преследуется цель предотвратить развитие патологий опорно-двигательного аппарата у дошкольников. Для выполнения упражнений целесообразным считается использование реабилитационного оборудования:
- ортопедических мячей;
- «сухих» бассейнов;
- мягких модулей;
- детских тренажеров;
- скакалок;
- гимнастических палок.
Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий, к целям и задачам которых относится поддержание здоровья дошкольников, проходило поэтапно. Немаловажное значение имеет программа закаливания и плавание. Эти виды лечебно-профилактических мероприятий направлены на физическое и умственное развитие детей, они способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, мышечного и дыхательного аппарата, но являются доступными далеко не в каждом дошкольном учреждении.
Вам будет интересно:Что такое ржавчина и как с ней бороться: оксиды железа
В тех учреждениях, где отсутствуют плавательные бассейны, сегодня чаще делают выбор в пользу тренажерных залов для детей. Каждый урок педагоги проводят в строгом соответствии с медицинскими показаниями. Занятия на тренажерах повышают выносливость и улучшают общее самочувствие детей.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)
В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 «Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников» в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: «использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания».
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов
Цели использования здоровьесберегающих технологий:
- сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
- укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
- обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
- осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.
Средства здоровьесберегающих технологий: 1.Средства двигательной направленности: • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); • физические упражнения; • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др. 2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция). 3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.). Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ( из своего опыта).
В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:
Режим дня
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
1. Утренняя гимнастика
Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики – 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
2. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: «Мы листаем книгу», «На закате дремлет пруд…», «Рыбки», а также занятий пальчикового театра «Лошадка», «Ловко с пальчика на пальчик…», «Яблочко», «Петушок». Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
3. Игровой самомассаж.
Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.
4. Мытье рук и лица холодной водой.
Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем — лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.
5. Перед занятием – звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика — это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
6. Динамическая пауза на НОД.
Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
7. Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
6. После НОД – йога в играх.
Йога – одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.
9. Прогулка.
Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
10. Подвижная игра
Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.
11. Дыхательная гимнастика
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: «Пузырики», «Говорилка», «Ветерок», «Пчелки», «Косим траву», «Петух», «Каша кипит», «Вырасти большой», «Мельница», «В лесу», «Веселая пчелка».
12. Гимнастика пробуждения (в постели).
Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием «чудо» – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.
13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).
— Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам») 15-20 сек. — Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).
14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).
Задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.
15. Осанка (профилактика сколиоза).
Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.
16. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей. Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.
Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.
Список литературы:
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
- Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
- Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
- Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
- Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
- Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.
Корригирующие занятия
Помимо основной физкультуры, в некоторых дошкольных учреждениях с детьми занимаются йогой, обучают самомассажу, акробатике, спортивным танцам, художественной гимнастике.
Интересно, какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, в ходе применения которых используется музыка? На самом деле специалисты отводят особую роль музыке в оздоровлении и лечебно-профилактических программах для детей. Музыка лежит помогает разрабатывать межфункциональные тренинги. Занятия с музыкой значительно обогащают и усиливают оздоровительную направленность всех форм двигательной активности, помогают подготовить детей к школьному обучению.
Целью использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ многие специалисты считают осуществление разносторонней предшкольной подготовки, которая направлена на развитие двигательных навыков, оттачивание механизмов памяти, речи, чтения, мышления, художественно-изобразительной деятельности, музыкальности.
Немало внимания и времени уделяется обучению основам здорового образа жизни, как одного из важных условий сохранения здоровья дошкольников. Объемную работу педагогический состав вынужден проводить и по валеологическому воспитанию детей, беседовать с родителями. Для малышей подбирают специальные приемы и методики, которые позволяют в доступной форме преподнести малышам информацию о строении тела, объяснить, насколько важно правильно питаться, спать днем, ходить на прогулку и др. Таким образом, детей приучают к здоровому образу жизни с ранних лет.
Умственное и психическое развитие дошкольников
Еще одной целью здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС можно назвать формирование у дошкольников доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия. Много внимания педагоги уделяют системе обучения малышей младше семилетнего возраста гигиеническим навыкам. На практике наилучшие результаты в усвоении правил здорового образа жизни демонстрируют дети 3-5 лет за счет максимально продуктивной организации сенсомоторной активности. Наилучших результатов удается достичь, если заниматься с детьми в игровой форме, используя тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и прочие виды игр.
Нельзя забывать и о современных методах укрепления психического здоровья, создании условий для комфортного самочувствия дошкольника. На сегодняшний день совершенствуются разнообразные игровые технологии, использующиеся для поддержания здоровья детсадовцев.
Поскольку эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ зависит от контакта, сотрудничества педагогов и родителей, наибольшее значение приобретают формы взаимодействия между ними. Все более популярными становятся такие форматы встреч, как:
- родительские собрания, для которых приглашается специалист (психолог) для проведения тестов, консультаций;
- игровые практикумы;
- дни открытых дверей;
- школа успешных родителей;
- обмен опытом.
Такие занятия будут способствовать повышению педагогической культуры родителей, поможет понять истинное предназначение физического воспитания в укреплении здоровья дошкольника.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулоки т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Внедрение технологий по поддержанию здоровья детей
Детский сад относится к государственной системе обязательного всеобщего образования. Обучение дошкольников азам жизни, здоровья и правил гигиены – это приоритетное направление деятельности ДОУ. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии? Главная задача, которая стоит перед педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса, заключается в том, чтобы настроить ребенка на ведение здорового образа жизни.
По сути, понятие здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ и понятие формирования здорового образа жизни являются тождественными. Они являются первостепенными в работе участников образовательного процесса каждого дошкольного учреждения.
Основные правила здоровьесбережения состоят в следующем:
- соблюдать режим дня;
- проявлять двигательную активность;
- обращать внимание на сбалансированность питания;
- поддерживать нормальную психологическую атмосферу и позитивное настроение.
Работая над созданием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ, необходимо учитывать адаптированные формы работы и особенности возрастной группы. Педагоги в детском саду применяют различные методики для поддержания здоровья малышей и их всестороннего развития.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
деятельность коллектива без слов. Это их дисциплинирует. Настроение у ребенка улучшается, капризы исчезают, поведение стабилизируется. Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем «ежики». В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. В конце занятия используем такие речевки: — По утрам зарядку делай — будешь сильным, будешь смелым! — Если день начать с зарядки, дальше будет все в порядке! — Все у рас хорошо, все у нас в порядке, Потому что по утрам делаем зарядку! Ежедневно проводим гимнастику после сна. Цель – поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам ( умывание прохладной водой ). ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ « РЫЖАЯ ПЛУТОВКА». БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ ЛИСА 1 «лиса». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Выполнить маховые движения рук и ног, изображая бег лисы. БЕЖИТ ЛИСИЧКА ОТ КУСТИКА К КУСТИКУ 2 « пригорок». И.П. то же, поднять прямые ноги вверх, опустить – 3 – 6 раз. 3 « Куст». И.П. то же, принять позу группировки, вернуться в И.П. – 3 раза. ХВОСТ К ЗЕМЛЕ, НЮХАЕТ ПОЖИВУ. 4 « Хвост лисы». Сесть на кроватке по-турецки, поворот туловища вправо- влево. – по 5 раз. ОСТАНОВИЛАСЬ ЛИСА, ПРИСЛУШАЛАСЬ – НЕТ ЛИ ЗАЙЧИКОВ. Глубоко вздохнула ( вдох), наклонилась ( выдох), выпрямилась и дальше пошла.
Пробежка по ортопедическим дорожкам. ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА. Цель: поднять настроение, мышечный тонус с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. 1 Разминочные упражнения в постели: самомассаж, пальчиковая гимнастика. — Поглаживание рук от кистей вверх. — Растирают ладони, снимают и надевают браслеты. РУКИ БУДЯТ ЛИЦО. — дети потирают глаза, брови, нос, уши. ЛИЦО РАЗВЕСЕЛИЛОСЬ. — дети гримасничают языком. Губами, улыбаются. БУДЯТ НОГИ: поглаживают их, похлопывают. А ТЕПЕРЬ РАЗБУДИМ ЖИВОТ- круговыми движениями погладим живот, отбросим одеяло и накроемся одеялом. 2 Общеразвивающие упражнения ( убираем одеяло и подушку ) — И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать вдох-выдох – 3-4 раза. — И.П. то же . Потянуться как котята, руки вверх – 3-4 раза. — И.П. то же. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх – 3-4 раза. — И.П. то же. Руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя. То же левой ногой 3-4 раза. — И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в И.П. – 3-4 раза. — И.П. то же. Едем на велосипеде. 3 Пробежка по ортопедическим дорожкам. 4 Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ.
1 комплекс. « Греем наши ручки» Соединить ладони и потереть ими до нагрева. « Лепим ушки» Указательным и большими пальцами лепим ушки. «Правая ноздря, левая ноздря» Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем. « Сдуваем листик» Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.
2 комплекс. « Греем наши ручки» Соединить ладони и потереть ими до нагрева. « Проверяем кончик носа». Слегка подергать кончик носа. « Сделаем носик тоненьким». Указательным пальцем массировать ноздри. « Примазываем ушки, чтобы не отклеились» Растираем за ушами сверху вниз указательными пальцами. « Как мычит корова» Сделать вдох и на выдохе произносить звук: «м-м-м», при этом постукивая по крыльям носа. «Сдуем снежинку с ладони» Вдох через нос, выдох через рот. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ.
— В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленном графиком. — Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде ( при температуре не ниже 18-20 градусов). — Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной комнате. — Организуем дневной сон без пижамы ( в майках), если температура в спальне составляет 18 градусов и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 градусов, проснувшись, ребенок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 градусов. Это отличный треннинг для терморегуляционного аппарата. — Организуем ходьбу по ребристой доске, ортопедической дорожке после дневного сна. ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. — Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и тела. По окончании водной процедуры каждый ребенок самостоятельно вытирается полотенцем. — Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приема пищи, постепенно снижая температуру на 1 градус, доводя до 18 градусов.
В течение дня неоднократно проводим различные подвижные игры, как в группе, так и на улице.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
ПАСТУХ И КОРОВЫ. Цель: Совершенствовать навыки ползания на четвереньках. Развивать ориентировку в пространстве. Описание. Воспитатель – пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к пастуху, который в это время произносит:
Милые коровушки, Белые головушки,
Злой колдун здесь побывал И коров заколдовал. На зеленом на лугу Я буренкам помогу. Будут все коровы веселы, здоровы. Дети изображают коров, мычат.Пастух касается их рукой, расколдовывая, после чего дети пляшут.
САЛЮТ. Цель: Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора. Оборудование: мячи по количеству детей. Описание: Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит: Это не хлопушки: Выстрелили пушки. Люди пляшут и поют, В небе – праздничный салют. Дети подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками.
МЫ РЕБЯТА СМЕЛЫЕ. Цель: Упражнять детей в умении прыгать на месте, приседать, выполнять повороты туловища влево-вправо.Развивать умение согласовывать движения со словами. Хоровод, хоровод ( хлопки в ладоши ) Пляшет маленький народ ( прыжки на месте )
Танцевать, скакать и прыгать ( прыжки на месте )
Мы готовы круглый год ( приседания ) Под кустом, под кустом ( наклоны туловища влево-вправо ) Кто-то с рыженьким хвостом ( повороты туловища влево-вправо) Это рыжая лисичка – Под кусточком лисий дом. ( прыжки на месте )
СОБАЧКА И ВОРОБЬИ Цель: развивать умение действовать согласно правилам, упражнять детей в умении совершать прыжки, развивать крупную и мелкую моторику, развивать умение согласовывать движения со словами. Описание: Воспитатель выбирает ребенка – собачку, остальные дети – воробьи действуют согласно тексту. Скачет, скачет воробей: Скок – поскок! Скок, поскок! Кличет маленьких детей: « Чив, чив, чив, Чив, чив, чив!» Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: « Чик – чирик, Чик – чирик!» Вдруг собачка прибежала и залаяла. Ребенок – собачка бежит за воробьями, которые прячутся в домике. В свободное время ( утром и вечером ) рассматриваем иллюстрации о спорте, проводим беседу на тему « Забочусь о своем здоровье», проводим дидактические игры « Угадай вид спорта», « Сделай как Петрушка» и т.д.
В группе проводим индивидуальные занятия на больших мячах. Проводим упражнения на дыхание , массаж, релаксацию. Начиная со средней группы, проводим физкультурно-познавательные занятия: « Мы – юные силачи» « Как стать сильнее волка» « кто любит детей – драчунов»
Следующая > |
Двигательная активность
Один из самых популярных и удобных методов в работе с детьми – это степ-аэробика. Этот вид физкультурно-оздоровительной деятельности относится к группе здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Каждое занятие должно длиться не более 10-30 минут. Также степ-аэробика может внедряться в процесс обучения в виде отдельных блоков как элементов каждого физкультурного занятия.
В дошкольном учреждении данный вид занятия, направленный на поддержание двигательной активности, с максимальной продолжительностью (25-30 минут) используется только для детей старших дошкольных групп. Степ-аэробика носит оздоровительно-тренирующий характер и для малышей в форме утренней гимнастики, которая дает не столько оздоровительный, сколько эмоциональный эффект. Длительность занятия с детьми младших групп составляет не более 10-15 минут. Кроме того, элементы степ-аэробики могут быть использованы в виде показательных выступлений на детских праздниках и в качестве развлечения.
Данный вид физкультуры способствует развитию ловкости, быстроты, учит детей ориентироваться в пространстве, укрепляет вестибулярный аппарат. Занятия степ-аэробикой вызывают у детей радость и восторг, дарят им свободу движения, улучшают самочувствие, даря чувство радости и сохраняя позитивное настроение.
Вам будет интересно:Образование в Сингапуре: особенности системы и отзывы
Еще одной специальной методикой, используемой в работе с детьми, является так называемый «алфавит телодвижений». По ФГОС, целью здоровьесберегающей технологии в ДОУ является повышение двигательной активности детей во время их пребывания в учреждении. Суть данного метода заключается в следующем: необходимо выполнять определенные двигательные действия на любую из букв алфавита. Для детей старших групп это очень увлекательная и забавная игра. «Алфавит телодвижений» состоит из трех десятков поз, каждая из которых соответствует конкретной букве алфавита. Задача детей – зрительно или на слух воспринять название литеры и, сделав правильное движение, изобразить эту букву.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.
Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.
Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут.
Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.
Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы детей;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия.
Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Обучение самомассажу
В дошкольных учреждениях воспитанники получают первые знания и навыки самомассажа, акупунктуры, оказания первой помощи. Если обеспечить систематическое проведение массажа, гарантировано улучшение функций рецепторов проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с кровеносными сосудами и мышцами. Например, самомассаж ушных раковин рекомендован для детей с самого раннего возраста. Он способствует улучшению в работе систем организма, развитию усидчивости, концентрации внимания, положительно отражается на интеллектуальных способностях. Самомассаж в игровой форме лежит в основе закаливания и оздоровления детей. Занимаясь самомассажем, играючи, дошкольники получают позитивные эмоции и радость. Упражнения такого плана формируют у ребенка сознательное стремление к здоровому образу жизни, способствуют развитию навыков собственного оздоровления.
Профилактика нарушений зрения
Здоровье играет особенную роль в нашей жизни. Чтобы оставаться здоровым во всех смыслах человеком в нынешнем жизненном темпе, необходимо прилагать серьезные усилия и уделять вопросу оздоровления и профилактики немало внимания. Одной из составляющих физического здоровья, как его неотъемлемой характеристики, является зрение. Видеть мир, его разнообразие и яркие краски – это настоящее счастье. Человек имеет возможность получать это счастье благодаря глазам. Чтобы поддерживать нормальный уровень зрения в детских садах актуальным является применение здоровьесберегающих технологий. В ДОУ используются:
- соблюдение светового режима;
- правильное рассаживание детей на занятиях;
- короткая, но частая гимнастика для глаз.
Во время занятий педагоги проводят физкультминутки или непродолжительные динамические паузы, которые включают в себя также упражнения для глаз с целью профилактики болезней органов зрения.