Значение экологического воспитания в развитии дошкольника


Значение экологического воспитания дошкольников

светлана евсеева

Значение экологического воспитания дошкольников

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим,если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Формируя гуманное отношение к природе,необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:

Представления о растениях и животных, их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, осознания того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой взаимосвязей (биологическое равновесие)

и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Совместно с родителями и детьми мы создали экологическую книгу (на данное мной стихотворение о живой природе, отношение животным, правила поведения в природе, они рисовали рисунок) Обложку книги предлагаю вашему вниманию!

Формы и методы работы с детьми

Охрана природы – это процесс, в который вовлечен каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивной деятельности. Чем более ребята будут вовлечены в работу, чем интереснее им будет на занятиях, тем больший вывод они сделают по результатам уроков.

Учитель и ученики с моделью экологического дома изучают альтернативную энергетику

Работать с детьми на уроках, посвященных экологическому воспитанию, можно с использованием нескольких методов:

  • Словесные. Такие способы хороши тем, что их применяют при работе с детьми любого возраста.

    В детском саду можно проводить беседы или рассказы на простом языке и с использованием большого количества иллюстративного материала.

    Школьники уже понимают простые термины и оперируют более сложными понятиями.

  • Наглядные. Несмотря на то, что такие методы считаются подходящими для детей 2-10 лет, ими пользуются и в старшей школе. Изменяется только подход к подбору иллюстраций: они становятся более сложными, начинают демонстрировать диаграммы, графики и другие абстрактные схемы.

    Внимание в данном случае стоит уделить показу обучающих фильмов, которые нравятся всем детям.

  • Практические. Здесь дошкольникам и школьникам предстоит работать уже самостоятельно.

    Они могут заниматься сортировкой бытового мусора, заботиться об общих питомцах в «Живом уголке» или убирать территорию возле школы во время субботников.

Отдельно стоит упомянуть проектный метод, который сейчас активно применяется в российских школах. Ученикам младших классов обычно предлагается просто подобрать теоретический материал на тему рационального пользования природными ресурсами и красиво его оформить. Подростки могут формулировать уже собственные мнения и идеи по поводу того, как стоит беречь окружающую среду.

Дошкольного возраста

В ФГОС для дошкольных учреждений экологическое воспитание было внесено относительно недавно. Хотя ранее, в ходе занятий по знакомству с окружающим миром, беседы на данную тему с малышами все равно проводились. Новый стандарт предполагает более углубленное изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:

  • Лекции воспитателя. Во время такого урока педагог обсуждает с детьми определенную тему («Почему нельзя разорять птичьи гнезда»). Параллельно используют наглядные пособия: иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

    Задача подобных занятий – предоставить ребенку больше информации о природе и пояснить, почему разрушать ее плохо.

  • Практические уроки. Они могут быть продолжением лекции или иметь собственную отдельную тему. Во время практики малышей учат полезным навыкам (как сортировать мусор) или предлагают сделать что-то важное для обитателей природы. Многие школьники делают скворечник, подготавливают корм для птиц.

  • Занятия с использованием проектора. Использование мультимедиа-технологий помогает показывать детям презентации, тематические фильмы или мультфильмы. При том важно, что дошкольники лучше воспринимают информацию визуально, поэтому для них наличие иллюстраций и поясняющих картинок облегчает усвоение информации.
  • Творческие работы. Даются группе как в ходе конкурсов (на лучший экологический плакат), так и как часть тематического плана. Такие задания помогают проявить творческий потенциал ребенка и позволит ему выразить собственное отношение к проблемам экологии.

В теплое время года малышей выводят на тематические прогулки. Такие «походы» призваны познакомить детей с многообразием природных явлений и дать им больше информации об окружающем мире. Воспитатели рассказывают подопечным о видах, оказавшихся на грани вымирания и поясняют, что природу нужно беречь.

Особенно важны практические занятия для городских детей, которые достаточно оторваны от окружающего мира и большую часть времени проводят на улицах мегаполисов.

Школьного возраста

Экологическое воспитание не преподается в школах в качестве отдельного предмета. Развивать бережное отношение ребенка к окружающему миру приходится классному руководителю или преподавателям таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология» или «Обществознание». В некоторых школах имеются кружки по экологии, где проблемами влияния человека на планету занимаются более серьезно.

Среди форм работы с детьми 7-16 лет выделяются:

  • Групповая работа в классе. Организуется после прослушивания рассказа учителя на определенную тему. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию материала, составлять таблицы и графики и выполнять прочие задания, данные педагогом.
  • Самостоятельное исследование. Обычно это написание докладов на экологические темы. В старшем возрасте школьникам могут предложить подготовку презентации о проблемах окружающей среды, демонстрация которой будет происходить перед всем классом.
  • Тематические игры. Такие занятия позволяют заинтересовать ребят в актуальных проблемах современности и проверить уровень знаний по предмету.
  • Практические занятия. Этот вариант работы имеет много вариантов. Класс может отправиться на тематическую экскурсию или пойти в поход. Подростков часто привлекают к волонтерской деятельности. Нравятся ученикам разнообразные опыты, которые на практике показывают, как человек уничтожает и загрязняет природу.
  • Проектная деятельность. Ученикам старших классов, у которых накопилось достаточно знаний о негативном влиянии человека на планету, часто предлагают самостоятельно сделать проекты. Такая работа должна содержать конкретное предложение: как сделать город или район чище, избежать загрязнения рек и научить других беречь природу.

Детям рассказывают о солнечных панелях

Недавно в России начали проводиться Олимпиады по экологии среди школьников. В них принимают участие наиболее талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.

Экологическое воспитание в семье

Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.

Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.

Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:

  1. На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
  2. Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
  3. Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
  4. Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.

Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.

Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)

Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды.

Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:

  • беседы и изучение профильной литературы;
  • знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
  • просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
  • совместная волонтерская работа.

Чтобы у ребенка сформировался высокий уровень экокультуры, недостаточно просто запрещать ему делать неправильные вещи (бросать пластиковые бутылки в реку). Нужно объяснить, к каким последствиям приводит такое поведение.

С этим подходом дети осознают, насколько природа хрупкая. Появляется понимание того, что человек оказывает на планету настолько негативное влияние.

Экологическое воспитание младших школьников

В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:

  1. Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
  2. Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
  3. Давать знания, соответствующие возрасту.

Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.

Цели и задачи экологического воспитания

Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:

  • рационально пользоваться природными ресурсами;
  • заботиться об их сохранении;
  • изучать, охранять природу.

Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:

  1. Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
  2. Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
  3. Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.

Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]