Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).
Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.
В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
- Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
- Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
- Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.
Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения
Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры. В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры». Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).
Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников
Почему ухудшается детское зрение?
Зрение является одним из пяти физических чувств, которые позволяют человеку воспринимать и познавать окружающий мир. Но новорожденный способен только видеть колебания света и тени. Его слабое зрение объясняется неполным формированием сетчатки глазного дна. Но с каждым днём благодаря укрепляющемуся зрению, крошка получает всё больше информации. Однако стоит понимать, что дети растут в таких условиях, где их невозможно защитить от вредных воздействий. Полезные для детского развития мультфильмы, телевизор, развивающие компьютерные игры давно стали неотъемлемой частью жизни любого дошкольника. Можно долго и без успеха говорить о вреде компьютера и телевизора, но разумней будет просто приспособиться к ним и другим сложившимся обстоятельствам. Учиться беречь зрение нужно именно в таких условиях. Парадоксально, что при ежедневной тренировке глаз зрение может всё-таки ослабевать. Врачи давно указывают на резко возросшее число заболеваний зрительных органов.
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:
- Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
- Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
- Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.
Польза глазной гимнастики
Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням. К тому же, и учебный материал будет лучше усваиваться. Элементарные упражнения глазной гимнастики следует применять уже в раннем возрасте. Годовалый малыш воспринимает пятиминутное занятие ею, проводимое дважды в день, как игру. Проще всего смыкать и открывать веки (получается темно и светло), вращать зрачками по кругу (мама водит по кругу игрушку, а ребёнок наблюдает за последней). После освоения малышом этих упражнений можно переходить к более сложным. В 3 года малыш охотно делает то, что его просят: артикулирует, гримасничает.
Методика проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
- Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
- Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
- Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
- Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
- Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.
Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
- По городу мчатся с утра и до ночи
- Машины всех марок, красивые очень.
- Поедут налево, направо, кругом –
- Свободны машины и ночью и днём.
При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.
Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки
Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.
Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.
Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.
Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.
Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.
Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).
Стереокартинки для отдыха глаз
Уже само по себе разглядывание стереоскопических картинок интересно, поскольку на плоском листе возникает объёмное изображение. Требуется только подобрать изображения с детской тематикой. Начать можно с игры «Угадай, кто спрятался на картинке». К первоначальному набору картинок (5-6) добавить на следующий день ещё одну, а малыш должен вспомнить, кого вчера не было на картинках. Нужно следить, чтобы при рассматривании ребёнок обязательно моргал. Лучше использовать бумажные картинки, а не представленные на мониторе. При этом упражнении параллельно будут развиваться внимание, воображение, способность ориентироваться в пространственной геометрии.
Примеры упражнений
При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:
- «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
- «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
- «Карусель». Круговые движения глазками.
- «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
- «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
- «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
- «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
- «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
- «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».
Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:
Таблица: «Шишка»
Как-то осенью в лесу Висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела И тихонечко висела. | Смотреть на указательный палец вытянутой руки |
Лось сказал, что низко, | Движения глазами вниз |
А зайчонок — высоко, | Движения глазами вверх |
Белочка, сказала — близко, | Движения глазами на кончик носа. |
А ежонок — далеко. | Движения глазами вдаль. |
Таблица: «Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. | Обвести глазами круг |
Наверху созрела слива, | Посмотреть вверх |
А внизу растёт крапива, | Посмотреть вниз |
Слева — свёкла, справа — брюква, | Посмотреть влево- вправо |
Слева — тыква, справа — клюква, | Влево — вправо |
Снизу — свежая трава, | Посмотреть вниз |
Сверху — сочная ботва. | Посмотреть вверх |
Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Закрыть глаза |
Таблица: «Ёлка»
Вот стоит большая ёлка, Вот такой высоты. | Посмотреть снизу вверх |
У неё большие ветки Вот такой ширины. | Посмотреть слева направо |
Есть на ёлке даже шишки, | Посмотреть вверх |
А внизу — берлога мишки. | Посмотреть вниз |
Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. | Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз |
Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.
Таблица: «Дождик»
Капля первая упала: кап-кап И вторая побежала: кап-кап | Постучать пальцем по ладони |
Мы на небо посмотрели | Посмотреть вверх |
Капельки кап-кап запели | Постучать по голове |
Намочились лица, Мы их вытираем | Тереть аккуратно лицо и глаза |
Туфли — посмотрите | Посмотреть вниз на ноги |
Мокрыми стали | Показать на ноги руками |
Плечами дружно поведём И все капельки стряхнём | Потрясти плечами |
От дождя убежим | Бег на месте |
Под кусточком посидим | Присесть на корточки |
Таблица: «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. | Потягивание |
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! | Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны |
Справа — первые цветочки появились на лужочке. | Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк. | Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Мы кораблик смастерили, | Соединить ладони перед грудью |
В ручеёк пустить решили. | Удаление сложенных ладоней вперёд от себя |
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! | Машем ладонями, прощаясь с корабликом |
Вот как весело играть и в весенний день гулять! Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! | Лёгкие подпрыгивания на месте |
Таблица: «Кошка»
Вот окошко распахнулось, | Разводят руки в стороны |
Кошка вышла на карниз. | Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. |
Посмотрела кошка вверх. | Смотрят вверх |
Посмотрела кошка вниз. | Смотрят вниз |
Вот налево повернулась. | Смотрят влево |
Проводила взглядом мух. | Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому |
Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. | Дети приседают. |
Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. | Смотрят прямо |
И закрыла их руками. | Закрывают глаза руками |
Видео: воспитатель проводит с дошкольниками зрительную гимнастику
Видео: девочка делает гимнастику для глаз (7 упражнений)
Влияние гимнастики, эффект
Нужно понимать, что если у ребенка есть заболевание, ставшее причиной снижения зрения – миопия, гиперметропия, астигматизм – он нуждается в постоянной коррекции зрения очками или линзами. Однако многолетним практическим опытом доказано, что при легкой и средней степени близорукости общеукрепляющие мероприятия и упражнения (гимнастика) для глаз способствуют:
- улучшению кровоснабжения и питания структур глаза;
- устранению напряжения глаз и их быстрой “разгрузке”;
- уменьшению возможности возникновения спазма цилиарной мышцы или снижению его степени;
- укреплению наружных мышц глаза;
- укреплению склеры (наружной оболочки глаза), что оказывает стабилизирующее влияние, устраняя изменение размера глаза при увеличении близорукости.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.
Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир
Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:
- Предметы-ориентиры. Они раздаются всем детям либо воспитатель показывает предмет группе детей. В первом случае каждый дошкольник держит перед собой небольшой предмет (например, резинку для волос с бабочкой, её удобно надеть на палец) и перемещает его согласно указаниям воспитателя. При этом взгляд следует за ним. Подбираются такие вещи опять-таки согласно тематике занятия (упомянутая резинка-бабочка пригодится, например, при изучении темы «Насекомые»). В любом случае предмет должен быть достаточно крупным и ярким, не сливающимся по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Самый просто вариант такого зрительного ориентира — красочная волшебная палочка (указка). Также можно использовать пальчиковых кукол. На её конце можно прикрепить картинку. Когда ориентир показывает воспитатель, то к себе поближе он размещает малышей с более низкой остротой зрения, остальные же сидят или стоят сзади.
- Схемы. Такие пособия предназначены для старших дошкольников, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок может понять, как именно нужно выполнять действия.
- Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром около 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (расстояние — примерно 20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Воспитатель при этом просит рассказать дошкольника, что он там видит интересного.
- Настенные и потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище. Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняются коллективно.
- Индивидуальные офтальмотренажёры. Они представляют собой контурные картинки из множества отдельных мелких элементов — бабочек, листиков, ёлочек и пр. (в старшем возрасте это могут буквы или цифры). Ребёнок зрительно должен обвести контур, также можно помогать пальчиком. При этом картинку дошкольник держит перед собой на расстоянии вытянутой руки.
Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики
Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю
Тренажёры предназначены для индивидуальной работы
Ребёнок перемещает предмет согласно указаняим воспитателя, и следит за ним глазами
Схемы предназначены для работы со старшими дошкольниками
Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому
Видео: дошкольники выполняют гимнастику для глаз (упражнение со зрительным ориентиром — самодельным цветком)
Почти все атрибуты для зрительной гимнастики воспитатель легко может сделать своими руками. Так, несложное, но оригинальное пособие — Чебурашка с движущимися глазками (это может быть и любой другой персонаж). Он вырезается из цветного картона. С помощью такой игрушки можно не только укреплять зрение, но и повторять математические понятия («в какую сторону смотрит персонаж?»).
За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза
Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.
При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя
Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.
Интересно пособие – «Фруктовый сад». На плакате нарисованы различные фрукты: они образуют круги (маленькие внутри более больших). Педагог называет определённый фрукт, а дошкольники должны обвести глазами соответствующий круг.
Фрукты расположены в виде кругов разного размера
Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.
С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики
Мультимедийные пособия
Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.
Видео: солнышко
https://youtube.com/watch?v=LzbmJRaD4s8
Видео: бабочка
Видео: звёздное небо
Видео: шарики воздушные
Видео: геометрические фигуры
Видео: в пучине морской
Видео: следим за фигурами
Видео: радуга
Методика выполнения
Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.
- Движения глаз производятся вправо и влево, по кругу, в стороны по горизонтали. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш. Ребенок смотрит за его кончиком и следит за движением.
- Упражнение с точкой. На оконном стекле рисуем красную точку. Она должна быть на уровне глаз ребенка. Предлагаем дошкольнику 5 секунд смотреть на точку, затем перевести взгляд вдаль за окно, на какой-нибудь отдаленный предмет.
- Моргание. Расслабляет зрение, снимает усталость быстрое моргание в течение нескольких секунд.
- Закрыть глаза ладонями. Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
- Следим за предметом. Помимо карандаша можно предложить следить за любым ярким предметом. Лучше, если он будет простой формы: кубик, шар, свеча.
Тренажеры-массажеры для глаз
Тренажер представляет собой мощные очки, которые хорошо прикрепляются к голове и массируют большую область вокруг глаз. Зона прикосновения к глазам, снабжена дополнительными массажными щупальцами. Между ними находятся магниты, прибор дополнительно оказывает стимуляцию магнитотерапией.
Массажеры подключаются к сети и имеют пульт управления. Часто в приборах заложен таймер, процедура должна длиться не более 15 мин. После включения начинается слабая вибрация. Перед сеансом лучше принять удобную позу, с прибором ходить нельзя, да и расслабляться, лучше всего полулежа.
Тренажер для глаз Бейтса
Метод восстановления зрения предложен американским врачом-офтальмологом Бейтсом помогает восстанавливать зрение уже 100 лет. Методика временами запрещалась, врачи доказывали не эффективность. Но многие успешно применяют тренажеры для глаз Бейтса и довольны своими результатами.
Тренажер Бейтса представляет собой очковую оправу, в стекла, которых вставлены светодиоды. С наружной стороны прикреплены провода и пульт управления. Пациент надевает очки, включает тренажер и начинается лечение световыми импульсами. Аппарат имеет несколько режимов работы, сеанс длится 15 мин, таймер находится в самом аппарате и по истечении времени отключается.
Тренажер тщательно закрепляется не только на переносице, а полностью на голове. Глаза обязательно закрыты, тело расслаблено и обязательно в удобной позе. Во время работы массажера, у пациента нормализуется внутричерепное давление, снимается утомление глаз, повышается острота зрения.
Очки-тренажеры для глаз
Очки-тренажеры для глаз выпускаются в виде обычных очков в классической оправе с черным пластиком, вместо стекол. Вся поверхность пронизана отверстиями в определенном порядке. Кто надевает очки впервые, удивительно отмечают, что прекрасно обходятся без стекол с диоптриями.
Отверстия в линзах не простые: конические и цилиндрические. Количество дырочек зависит от модели, в некоторых линза полностью покрыта отверстиями, в других в определенном порядке. Качество это не изменяет.
После надевания очков-тренажеров, меняется восприятие света и его резкости. Перфорация способствует правильному распределению нагрузки на, заставляя работать полностью глаз.
Рекомендованы при:
- возрастных изменениях;
- трудной работе, когда глаза долго были напряжены;
- начальной стадии катаракты, строго после консультации с офтальмологом;
- астигматизме, миопии и амблиопии.
Носить рекомендуется до 2х часов в день. Можно разбить на 3-4 раза, на пример утром 30 минут, а днем и вечером по 1 часу. В очках сложно сфокусироваться на сложной зрительной работе, лучше выполнять, то что вы хорошо и уверенно делаете без очков: готовите пищу, смотрите телевизор, работаете в саду.
Противопоказаниями считаются сложные заболевания глаз, головные боли, внутричерепное давление. В любом случае, если в очках некомфортно их не следует носить.
Другие комплексы упражнений для детей с близорукостью
Комплекс Бейтса
Литература о системе Уильяма Горацио Бейтса и его ученицы М. Корбетт – создателя немедикаментозного лечения рефракционных нарушений зрения, на основе теории аккомодации за счет работы глазодвигательных мышц и отвергнутой мировым офтальмологическим сообществом в 30-х годах прошлого века, как и многое другое, появилась в Советском Союзе в период «перестройки». Автор труда не отмечает, что разработанная система предназначена для профилактики и лечения близорукости у детей. Нет данных о том, кем и когда в нашей стране эта система была адаптирована для детей.
Одним из краеугольных камней теории является достижение полного расслабления глазодвигательных мышц с помощью аутотренинга (медитации), т.н. «пальминга», методику выполнения которого, наверное, не сможет освоить ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. и взрослому это сделать непросто. На сегодняшний день в интернет пространстве, даже от лица очень известных офтальмологических клиник(частных), представлено большое количество различных вариантов этой системы, в которых «пальминг» сведен к простому закрыванию глаз ладонями рук. А без него тренировки по системе У. Бейтса не работают. Настораживает, что ни один из авторов, предлагающих в РФ наиболее известные варианты комплексов упражнений в применением «пальминга», не является офтальмологом.
В западном мире существует модификация системы У. Бейтса, предложенная М. Уиндолфом, базирующаяся на «пальминге». Но считается, что применение этого метода может вызвать перенапряжение и дискомфорт у ребенка, он имеет противопоказания. Нет статистических данных об эффективности применения системы У. Бейтса. Заслуживает внимания следующий достоверный факт. Один из друзей и ярый пропагандист системы У. Бейтса известный писатель-романист Олдос Хаксли, демонстрируя публике свою «победу» над «старческой дальнозоркостью», читал текст на близком расстоянии, не пользуясь очками, и вдруг замолчал. История умалчивает о том, как он вышел из этой ситуации. Позднее в приватной беседе О. Хаксли признался, что забыл выученный наизусть текст.
Аппаратное лечение
Для его проведения в отечественной офтальмологии было разработано множество методик. От классической физиотерапии (электрофорез с медикаментами, электростимуляции цилиарной мышцы и зрительного нерва) до приборов на основе магнитного и лазерного воздействия.
Для аппаратного лечения иногда используется прибор «Визотроник». Кроме того, есть несколько компьютерных программ, которые могут быть использованы для улучшения зрения детей. Обратите внимание, что речь идет об отечественных разработках. Дело в том, что вплоть до недавнего времени западные практические школы не рассматривали близорукость как заболевание, а всего лишь как состояние зрения, нуждающееся в коррекции. Аппаратное лечение тоже имеет недостатки. И в первую очередь это затраты, связанные с регулярным посещением медицинского учреждения. Во – вторую, отсутствие стабильного и длительного эффекта. Мнение по этому поводу можно услышать в этом видео.
Упражнения для глаз с тренажерами
В этом разделе также существует масса методик. Наиболее известные это оптические тренажеры и так называемые «перфорационные очки». В первом случае для тренировок применяются комбинации очков с определенной силой линз, во-втором, линейка с призмами разной силы. Оба метода базируются исследованиях. В третьем варианте на фоне массированной рекламы отсутствует четкое понимание принципа действия данного устройства, как и статистики о его эффективности. Как и все перечисленное, тренажеры не дают перманентного эффекта.
Упражнения для дошкольников
Упражнения для глаз при близорукости, приведенные выше, подходят дошкольникам в качестве профилактических мер.
Маленьким детям бывает сложно понять, что именно от них хотят родители, поэтому взрослым рекомендуется выполнять упражнения вместе с ними. При этом следует помогать маленьким пациентам — например, рисовать пальцами фигуры или обводить их на карточках.
Для упражнений с детьми можно использовать практически любые предметы в доме.
Например, попросите малыша обвести взглядом контуры мебели. Или расклейте на стены и мебель стикеры с фигурками и попросите ребенка найти нужную фигурку взглядом, не поворачивая голову. При этом фигурки могут отличаться по цветам, что положительно сказывается на тренировке зрения.
Не забывайте о гигиене зрения!
Очень важным моментом профилактики является соблюдение правил гигиены зрения при зрительных нагрузках на близком расстоянии: длительном чтении и работе с компьютером. Необходимы перерывы на 5-10 минут через 30-40 минут для выполнения упражнений. Должно быть достаточное освещение рабочего места (с левой стороны, не в глаза, а на поверхность стола и не слишком яркое), правильное положение тела ребенка (без наклонов в стороны) на рабочем месте с соблюдением дистанции от глаз до объекта зрительной работы (30-40 см). Некоторые рекомендации для работы с электронными устройствами:
- При пользовании гаджетами (например, электронными книгами) стоит выставить везде максимальный размер шрифта.
- Не следует читать или пользоваться гаджетами при недостаточном освещении — лучше всего делать это при рассеянном естественном свете.
- После каждых 15-20 минут работы на близком расстоянии дошкольникам и детям младшего школьного возраста следует выполнять комплекс «Метка на стекле».
- Не забывайте о 2-часовых прогулках на свежем воздухе с активными играми (особенно такими, где ребенку нужно следить за мячом, воланом, фокусируя зрение на перемещении предмета вблизи и вдаль).
- Правильный режим питания без голодания и обезвоживания благотворно влияет на состояние глаз. Также рекомендуется включить в рацион продукты с высоким содержанием витаминов А, Е и С и содержащие зеаксантин и лютеин.
Помните о комплексном подходе для профилактики и лечения близорукости.
Ничто в этой статье не должно быть истолковано как медицинский совет или заменять рекомендации медицинского работника. По конкретным вопросам обращайтесь к своему офтальмологу.
Литература: 1. Э.С. Аветисов. «Близорукость», — М. Медицина, 1986 г. стр.208-229. 2. Э.С. Аветисов. «Охрана зрения детей»-М. Медицина, 1975 г. стр.60-89. 3. Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. «Занятия физической культурой при близорукости».- М. Физическая культура и спорт, 1983 г. 4. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян.» Специальная физическая культура для слабовидящих школьников». М. Советский спорт. 2000 г. стр.118-137. 5. Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах/ А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Медицина, 2005. Стр. 8-17.
фото: Shutterstock
Тренажер для глаз Базарного
Российский ученый В. Ф. Базарнов долгие годы изучал здоровье глаз школьников и разработал уникальный тренажер. Его можно изготовить своими руками, а при длительном использовании обходиться и без него.
Офтальмологи отмечают хорошее действие тренажера. Также его высоко оценили нейропсихологи. Работа с тренажером ежедневно повышает оценки в школе, детки начинают лучше концентрироваться над заданиями, лучшее соображать в логических задачах.
Сам тренажер для глаз Базарного представляет собой рисунок на стене или потолке из 3 разноцветных линий. В центре крупная горизонтальная восьмерка или знак бесконечности, например зеленого цвета. Вторая линия овальная, чуть больше восьмерки, зеленого цвета. Третья линия полностью повторяет вторую, чуть больше диаметром и красного цвета. {banner_gorizontalnyy2}
Часто эти три фигуры наносят на стандартный лист ватмана. На стену или потолок крепится так, чтобы пациент мог стоя рассмотреть все линии. Находят точку, от которой начинает глазами повторять восьмерку, затем оба овала. Маленьким деткам сложно сконцентрироваться и не потерять линию, можно помогать себе пальцем, ручкой или указкой.
Противопоказаний нет, если только не общее плохое самочувствие. Обычно все с удовольствием делают упражнения. Рекомендуется делать каждый день по 1 подходу 20 раз по каждой линии, или перед сложной работой, где необходима концентрация.
Тренажер для глаз на компьютере
Современные гаджеты не только могу ухудшить зрение, но также могу помочь глазам отдохнуть. Существует ряд различных офтальмологических приложений для смартфонов которые предназначены для расслабления и отдыха глаз.
Также существует ряд графических программ для зрения и на компьютера. Пациента усаживают напротив монитора и включают специальные программы.
Одной из наиболее распространенных тренажеров для глаз на компьютере считаются иллюзии, повторяющиеся рисунки и бесконечные лабиринты. Пациент должен наблюдать за центром экрана, не отвлекаться. Занятие часто сильно расслабляет пациента, маленькие детки могут заснуть около монитора.