Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.
Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.
Автор: Т. В. Рябцева
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]
Викторина [PDF] [DOCX]
Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.
Задачи:
- формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
- способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.
Задание.
Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?
Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.
Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.
Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?
Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?
2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?
(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).
Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.
Задание № 1. (прим. все задания в приложении)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
- Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.
Задание № 2.
Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.
Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.
Для справки.
Задание № 3.
Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?
Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.
На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»
(Например, … которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)
Задание № 4.
Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?
- Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
- Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
- Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
- Доступ к информации (ст. 17).
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
- Право на охрану здоровья (ст. 24).
- Право ребенка на образование (ст. 28).
- Право на отдых и досуг (ст. 31).
- Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).
Дополнительный материал: полный текст Конвенции о правах ребёнка.
В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.
(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)
Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!
Задание № 5.
Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Задание № 6.
Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.
Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»
Работа в группах.
Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.
Задание № 7.
После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.
Задание № 8.
Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.
(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)
Беседа с родителями о правах ребенка — дошкольника
Консультация для родителей
Подготовила старший воспитатель И.И. Синогина
«О правах ребёнка дошкольника»
Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
— на воспитание;
— на развитие;
— на защиту
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка».
Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.
Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.
Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Нарушением прав ребенка можно считать:
— лишение свободы движения,
— уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РБ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
— применение физического насилия к ребенку,
— унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
— угрозы в адрес ребенка,
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
— отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
— отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.