Конспекты экспериментов с песком для младшего возраста
Краткая аннотация.
Для детей с ослабленным зрением весьма важно развитие других, сохранных анализаторов. Одним из способов познания мира для детей с ограниченными возможностями здоровья является экспериментирование.
Данный материал может быть полезен и для педагогов общеобразовательных ДОУ и для родителей младших дошкольников.
Экспериментирование с песком (младший возраст).
Цель:
познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Материалы для экспериментирования:
емкость с песком, вода, трафареты, формочки, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка).
Эксперимент 1. «Песочный домик»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.
Эксперимент 2. «Следы на мокром песке»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами).
Эксперимент 3. «Где вода?»
Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет).
Эксперимент 4. «Ветер»
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган — дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).
Опыты с песком во второй младшей группе
Альбина Шмитько
Опыты с песком во второй младшей группе
Опыты с песком во 2 младшей группе.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка.
Задачи:
Обучающие задачи:
Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природ
Познакомить детей со свойствами песка.
Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.
Учить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.
Развивающие задачи:
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия
Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Обогащать словарный запас.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать нравственные качества ребёнка во время его общения с природой
Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность)
.
Опыт №1 «Знакомимся с песком»
Цель: познакомить с песком, обратить внимание на свойство сухого песка (сыплется, не марается)
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Опыт №2 «Легко ли сыпется песок»
Цель: Учить набирать песок и удерживать в ладонях, пересыпать его тонкой струйкой
Материал: подносы с песком.
Опыт №3 «Прятки»
Цель: Учить детей зарывать (доставать)
игрушки в сухом
песке, и прятать игрушки погружая их песок.
Материал :центр песка
Опыт №4 «Найди предметы»
Цель : учить просеивать песок через сито.
Материал :центр песка, ситечко, мелкие предметы (камушки, бусинки и т. д.)
Опыт №5 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Цель: Закреплять знания о свойствах песка
Материал: «песочница»
— банка с насыпанным тонким слоем
песка, подносы с песком, коктельные трубочки.
Опыт №6 «Чудесные превращения песка»
Матери: стаканчики с песком и водой.
Цель учить детей поливать сухой песок из лейки. Развивать умение замечать изменения происходящие с песком (Цвет, состояние)
.
Опыт №7 «Лепим из песка»
Цель: познакомить детей со свойствами влажного песка.
Материал: подносы с мокрым песком.
Опыт №8 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Опыт №9 «Чей след»
Цель: Формировать умение оставлять следы на песке, затем определять каким предметом оставлен след.
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Опыт №10 «Рисуем песком»
Цель. Формировать умение насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать излишки песка.
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Свойства воды, камня и песка
Савельева Ирина ВалерьевнавоспитательМБДОУ ДС № 27 «Березка» Старооскольского городского округа
СВОЙСТВА ВОДЫ, КАМНЯ И ПЕСКАКонспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе
Цель занятия: закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, камня, песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, холодная, камешки тяжёлые, песок холодный, сыпучий и т. д. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.
Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.
Оборудование: Кораблики бумажные, таз с водой, баночка с камушками, баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей.
Рекламное сообщение
Ход занятия-экспериментирования:
- Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
- не брать песок, камни в рот;
- не брызгаться водой, не обсыпаться песком;
- не тереть глаза грязными руками.
Воспитатель: Ребята я вам сегодня на занятия принесла бумажный кораблик и баночку с камешками и песком.
Выполнение 1-й части эксперимента.
Воспитатель: Ребята давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку, водичка какая дети? (Дети отвечают: холодная водичка.)
Воспитатель: А теперь пустим кораблик в ванночку. Ребята, что происходит с корабликом. (Дети: Кораблик плывет.)
Воспитатель: Давайте подуем на кораблик, что с ними происходит? (Дети: Быстро плывет).
Воспитатель: А теперь ребята посмотрим, что у нас в первой баночке?
Воспитатель: Беру баночку с камешками и спрашиваю у ребят, что это такое. (Дети отвечают.)
Воспитатель: Ребята возьмем в одну ручку камушек, а в другую кораблик. Кораблик какой? (Дети: Лёгкий)
Воспитатель: А камушек? (Дети: Тяжёлый.)
Воспитатель: Давайте их опустим на воду, смотрите кораблик плывёт потому что лёгкий, а камушек утонул он тяжёлый. А скажите ребята камушек видно? (Дети: Видно.)
Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите Ваши ручки в ванночку, вы видите их? (Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)
Воспитатель: Ребята теперь возьмите салфетки и вытрите ручки.
Воспитатель: Дети давайте встанем на коврик и немного поиграем.
Физминутка «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять Будем прыгать и скакать. Наклонился правый бок Раз, два, три – наклонился левый бок – раз, два, три. А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.
Выполнение 2-й части эксперимента.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у нас во второй баночке?
Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).
Воспитатель:
- Этот песок – сухой, сыпучий. (Дети повторяют).
- – Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).
- – Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)
- – Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)
- – Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Сопровождаю свои слова демонстрацией опыта).
Воспитатель: Ребята у нас столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится у нас куличик или нет.
Аккуратно насыпаем песок в формочку.
Воспитатель: Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)
Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком? (Дети отвечают: Намочить.)
Песок мокрый – он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Воспитатель: Наливаю воду в песок.
- Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый’? (ответы детей)
- Тёплый или холодный? (ответы детей) .
Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным. – Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его. Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)
– Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.
Воспитатель: Подвожу итог. Сухой песок сыпется, а мокрый лепится. Из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно.
Проект «Песок и вода»
Автор:
Хуголь Татьяна Федоровна
Воспитатель Детский сад 170 ОАО «РЖД»
Ташкенова Елена Александровна
Воспитатель Детский сад 170 ОАО «РЖД»
Проект «Песок и вода»
Экологический проект во II младшей группе« Песок и вода»
Составила воспитатель: Хуголь Т.Ф., Ташкенова Е.А.
Тип:
краткосрочный, исследовательский.
Цель:
Знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов. Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком и водой.
Задачи:
- Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится), и воды (жидкая – растекается, переливается).
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.
- Знакомить с правилами игры в песочнице.
Ресурсное обеспечение:
песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, решето.
Участники:
дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком и игры с водой – одни из любимых детских забав.
И не удивительно, ведь игры с водой и песком полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода и песок развивают различные рецепторы, успокаивают, дарят положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
- Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
- Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на один месяц.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направляет детей, удивляет, создаёт атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты:
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
2- й — исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный):
Игра – развлечение с песком: «Ручейки». Фотоотчёт проекта.
Предварительная работа:
Подбор дидактических игр по экологии. Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, тематических развлечений группировка материала, составление плана.
Реализация проекта:
сроки | Образоват. область, деятельность. | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | |
Образ. деятельность в режиме дня | Организ. образовательная деятельность | ||||
Первая неделя | Познавательное развитие Физическое развитие Элементарный труд. Речевое развитие | Утро : ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).Прогулка : Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: формировать умение осознанно действовать в соответствии с текстом игры. | Опыт №1. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). Игры с песком и водой «Я пеку, пеку, пеку», «Испечём торты (куличики). | Поливка песка в песочнице из леечек. Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой. Игра «Рисование на песке», «Волшебные отпечатки на песке» | Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». |
Вторая неделя | Речевое развитие Познавательное Социально-коммуникативное развитие Элементарный труд. | Утро : чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа. Прогулка : дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их. | Проведение опытов №2, №4 «Мокрый песок» (Полить сухой песок водой). Опыт №3 «Песок может двигаться» Просеивание сухого песка через сито. Цель: формирование бытового навыка: просеивание сыпучих веществ через сито | Проведение опытов с мокрым песком, используя различные формочки. Опыты с сухим песком (сито для песка,). Копание песка совком «Угадай, что спрятано в песке?», «Что я закопала в песок?», «Норка для мышки». | Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка. |
Третья неделя | Речевое развитиеПознавательное Социально-коммуникативное развитие Элементарный труд. | Утро : Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Прогулка . Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам | Проблемная ситуация: «Поможем кукле Кате. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. | Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. Игры «Приготовим обед», «Новая квартира для Маши», | Подобрать стихи, загадки о песке. |
Итоговое мероприятие: | Познавательное развитиеХудожественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие | Игра – развлечение с песком: «Ручейки»Цель: Предложить детям строительную игру «Ручейки для лодочек». Развивать способности к ориентировки в пространстве и конструктивной деятельности. Музыкально – ри Цель: Формировать умение детей выполнять танцевальные движения по образцу, двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение, способствовать профилактике нервного напряжения. | Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. «Заборчики», «Горка для куклы». | Изготовление лодочек. Строительство ручейков. Цель: создание благоприятных условий для игрв детей; закрепление навыков строительств песочных построек |
Результаты проекта:
Создание папки «Игры с песком и водой»
Консультации для родителей (игры с песком и водой).
Фотоотчёт проекта.
Список используемой литературы:
Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.
Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с
Консультация для родителей:
«Играем с песком и водой»
О пользе игр с песком сказано много, тут и развитие сенсорного восприятия и творческого мышления, и совершенствование навыков манипуляции, и положительное воздействие на психическое здоровье ребенка. Недаром сегодня всё больше и больше используют терапию песком, позволяющую естественным путем разгружать психику и находить равновесие. Не лишайте малыша удовольствия повозиться в мини-песочнице, домашнем «островке лета», в любое время года! Играть с песком очень полезно. В песочнице ребенок развивает мелкую моторику – пересыпая песок в руках, глазомер – наполняя формочки песком, здесь он приобретает первые навыки общения с другими детьми и именно в песочнице начинают развиваться его творческие способности.
Игры с песком
Давайте познакомим наших детей с основными свойствами сухого и мокрого песка. Предлагаю вам множество разнообразных игр, связанных с этими материалами. Предложив ребенку сыграть в эти игры, вы наверняка услышите восторженное согласие.
Изучаем свойства песка и «печем куличи»
Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведерко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно.
Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным
.
Сухой песок
рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое.
Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком
. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.
Игры для ребенка
Постепенно ребенок учиться лепить из мокрого песка не только замки, но и другие фигуры. А если это происходит на море, то готовые скульптуры можно украсить ракушками и камушками, а также цветами и листьями. Можно даже строить здания с колоннами из толстых палочек. А если проложить вокруг дорожки, сделать клумбы и «посадить» деревья, то получится целый город. Вокруг замка можно сделать ров с водой, а поверх него построить мост. Заодно расскажите ребенку, что раньше примерно так и был устроен замок, а ров защищал его от набегов врагов. Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.
В какие игры поиграть с ребенком в песочнице
На улице потеплело, и вся детвора устремила свои взгляды на песочницы. И это вполне понятно. Ведь песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Однако не всегда взрослые знают о том, что благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Включите фантазию! Вспомните свое детство — и вперед! Не секрет, что большинство ребятишек любят копошиться с песком. Они лепят различные фигуры, просеивают песок через сито, строят замки. Давайте узнаем, а какие же игры можно организовать с помощью песка.
- Сооружение городов, замков, строительных комплексов. Не удивляйтесь этому факту, это действительно осуществимо. Если ребята будут иметь при себе набор для игр с песком, воду, и естественно, сам песок, то путешествие в “Страну Волшебных Городов” уже обеспечено. Конечно, уместны в данной игре будут вспомогательные игрушки – машинки, маленькие куклы, кубики. Кстати, каждый раз можно менять сюжет, все время, усложняя игру. Например, в этот раз построить туннель для поезда. Помимо развития воображения, дети благодаря такому времяпровождению могут узнать или закрепить знания о железнодорожном транспорте.
- Знакомство с буквами. Что могут предложить взрослые своим сокровищам: с помощью обыкновенной палочки рисуем на песке любую букву, которая уже знакома ребенку. Предлагаем также попробовать и малышу. Такие несложные задания стимулируют ребят к непроизвольному изучению алфавита в игровой форме. Ведь никто не просит юное создание правильно написать букву. Речь идет о первичном запоминании алфавита через такую игровую форму. Безусловно, это задание-игра не будет интересной для самых маленьких карапузиков.
- Песок – отличное место для рисования. Ведь проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. Например, если во время прогулки мама с сыном или дочкой разговаривали о солнышке, и его пользе для природы, то можно запросто прорисовать солнце на песке, и уже закрепить знания о таком чуде природы.
- Используя воду, малыши могут лепить все что угодно из природного материала. Это могут быть и животные, и фигурки, и сказочные герои. Такого рода игры развивают у детей творческое воображение и мышление.
Поиграем в археологов
Пусть малыш отвернется, а вы закопайте в песок игрушку. В процессе раскопки по открывающимся частям малыш догадается, что вы спрятали.
Сыграем в прятки
Малыш закапывает свои ручки в песок, ваша задача искать пальчики по именам. Это поможет выучить крохе названия пальчиков.
Отыщем клад
В песочнице ваш малыш может представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой очерченной площади закопайте несколько монеток. Вооружите малыша ситечком, и, просеивая песок, он найдет «сокровища пиратов».
Пальчик-машинка
Для развития мелкой моторики нарисуйте на песке дорожку и попросите ребенка проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину». Однако прежде чем подпускать своего малыша к песочнице, предлагаем обратить внимание на следующие пунктики.
— Обязательно перед игрой с песком взрослым нужно просмотреть песочницу. Ведь не все люди хорошо воспитаны, и бывает такое, что в песке можно обнаружить и окурки сигарет или колющие предметы. В любом случае, даже если игровая площадка ограждена от окружающих, было бы не лишним проявить бдительность в данном вопросе.
— Не забывайте о том, что те песочницы, которые доступны всем людям, также могут быть загрязнены домашними животными. Естественно, в такой песочнице не стоит играть ребятам.
— После игр желательно помыть руки. Конечно, не каждый родитель берет на прогулку все время воду, но обыкновенные влажные салфетки будут весьма кстати. Тем более, если после активного времяпровождения сын или дочка захотят подкрепиться.
Вот такие несложные манипуляции можно осуществлять благодаря обычному песку, и тем самым радовать своих детей.
Игры с водой
Игры с водой – одни из любимых детских забав.
Рекомендуется проводить специальные занятия с водой. Трудно найти среди природных богатств что-либо более любимое детьми, чем вода. При любых водных процедурах ребят неудержимо тянет поиграть с водой. Если не обеспечен контроль со стороны взрослых, то дети во время умывания и мытья рук больше играют с водой, чем занимаются умыванием. После дождя, выйдя на площадку, ребята тянутся к лужам, чтобы потопать босыми ножками по воде. Дети очень любят душ или обливание. Словом, при всяких водных процедурах ребята стараются максимально использовать воду для игры.
Организованные занятия с водой настолько увлекают детей, что их трудно отвлечь от нее, переключить на другой вид деятельности.
Малыши в жаркие летние дни плещутся в воде, наблюдают за плавающими фигурками — рыбками, лягушками, лодочкой, водят их по воде, вынимают их из воды и снова погружают, зачерпывают воду ведерками, переливают ее в другую посуду или выливают на траву, шлепают по воде ручонками и восторженно кричат, когда брызги обдают их с головы до ног.
Дети 2—3-х лет не только плещутся в воде и переливают ее из одной посуды в другую, но уже могут наливать воду в бутылочки через воронку или путем погружения бутылки в воду. Они могут вымыть игрушки.
С силой ударяя по воде ладошками, дети поднимают целый каскад брызг. Обливаясь водой, дети наслаждаются освежающей прохладой.
Такого рода игру нужно проводить незадолго до душа, ведь все равно ребенка необходимо после игры купать. Перед началом игры с водой необходимо напоить ребенка, чтобы у него не возникало желания пить из таза сырую воду. Различные водные процедуры приучают ребенка к опрятности и чистоте, развивают культурно-гигиенические навыки.
Игра с водой не только развивает устойчивость внимания и мелкие координированные движения, но и обучает ребенка различным техническим приемам. Например, при стирке лоскутов или кукольного белья ребенок учится смачивать материю водой, натирать ее мылом, простирывать натертые мылом места, отжимать выстиранную вещь. Все эти приемы, которыми овладевают дета в раннем детстве в интересной для них и веселой игре, развивают зачатки трудового процесса, ожидающего их в более старшем возрасте.
Во что же можно играть с водой?
Игра со струей воды
Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.
Водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.
Тонет – не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.
Пузыри
Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.
Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Игра с мылом
Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом — пусть попробует его поймать. Можно даже придумать сюжетные игры с водой и мылом.
Много, много пены
Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.
Фокус
Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.
Брызгалка
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость или просто рисовать на асфальте. Дайте ребенку брызгалку в жаркий день и ребенок сам сможет придумать новые игры с водой.
Учимся измерять
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.
Сквозь сито
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Купание куклы
Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.
Вымой нос, вымой ноги
Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Для разнообразия можно спеть какую-нибудь спокойную песенку или пока ребенок моется, пусть попробует сочинить стишок о каждой части тела.
Вот как этот:
Нам с мочалкой не до скуки,
Натираю мылом руки,
Мылом ноги натираю —
Это я себя стираю
Игры с песком и водой можно комбинировать. Перед игрой с сырым песком ребенок предварительно смачивает его водой. После игры ребенок моет в воде игрушки, которыми пользовался.
Картотека схем — опытов с песком для 2 младшей группы
ОПЫТ №1
Цель:
выделить свойства
песка
: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.
Материал:
песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.
Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего же состоит песок? Как выглядят песчинки? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают). Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.
Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками). Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).
ОПЫТ №2
Цель
: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения).
Материал:
песочница, совки, грабли, лейки с водой, камешки.
Что это? (собачка, машинка, уточка). У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере). Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок). Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж
ОПЫТ № 3.
«Песок может двигаться»
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
ОПЫТ № 4«Мокрый песок»
Цель.
Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы.
Мокрый песок, формочки для песка.
Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Проект «Песок и вода»