Моя малая Родина. Конспект интегрированной образовательной деятельности
Тема: «Моя малая Родина»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по теме: «Моя малая Родина»
Подготовила: воспитатель старшей группы Маргиева Динара Диляверовна
К
онспект непосредственной образовательной деятельности
Тема : «Моя малая Родина»
Цель: развивать чувства патриотизма и любовь к своей Родине.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:Образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»
— знакомить детей с понятиями : семья, род, родня, большая и малая Родина; — обогащать знания детей о своей малой Родине- Республике Крым; — развивать эмоционально- ценностное отношение к природному окружению и достопримечательностям родного края. — воспитывать у детей любовь к большой и малой Родине и желание приумножать природное и культурно- историческое наследие.
Образовательная область «Речевое развитие»
— закрепить умения детей правильно соотносить существительное с прилагательным : большая и малая Родина, родная страна, родной Крым, любимый поселок ; дорогая мама, близкая родня; ласковое море , нежится страна, спелый виноград, гроздья винограда, виноградная лоза, сладкий изюм. — учить детей выразительно рассказывать художественные произведения крымских и российских детских поэтов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»—
закреплять навыки детей рисовать пальчиками виноградную гроздь
Образовательная область «Физическое развитие»—
развивать мелкую моторику , двигательную активность детей средствами пальчиковых и народных игр; воспитывать физические качества , координацию , гибкость.
Методы и приемы
: -наглядные: карта Крыма, иллюстрации сортов винограда, муляжи виноградных гроздей; — словесные :беседа, художественное слово, рассказ легенды; — практические: дегустация соков, изюма; рисование пальчиками; индивидуальная работа по закреплению произношения слов активного словаря, выразительного чтения стихотворений с использованием мимики и жестов.
Предварительная работа:
беседа о России, Крыме. Чтение пословиц и поговорок, стихотворений, легенд о Родине, о Крыме , рассматривание фотографий с достопримечательностями родного края, экскурсии по родному поселку.
Материал:
аудиозапись детской песенки «Наш край» сл. Пришельца А., композитор Кабалевский Д. ; плакат Крым, виноградные грозди, иллюстрации с использованием ИКТ.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение:
Много мам живет на свете, Всей душой их любят дети, Только мама есть одна, Всех дороже мне она! Кто она? Отвечу я: Родная мамочка моя!
Вопрос
: Какая мамочка? – Родная! Давайте повторим нежно и ласково: — родная мамочка_ А как вы понимаете значение слова родная?
Ответы детей.Воспитатель:
Родная – значит, дорогая, близкая, любимая, милая. Вопрос: А кого или что мы еще можем назвать родным?
Ответы
: пап, брат, сестра, дядя, дом, детский сад, страна, город, край. Обобщение: Место, где все родное и близкое по – другому можно назвать своей Родиной.
Воспитатель:
У каждого из нас есть большая Родина и малая Родина. Большая Родина – это наша большая страна. А как она называется? (Россия).
Включить аудиозапись «Моя Родина»
Воспитатель
. Правильно — мы являемся частью России это наша большая Родина. Но, у каждого есть и своя малая Родина. Диана, Настя и Карина знают стихотворения о малой Родине, давайте их послушаем. Стихотворение: Малая Родина – островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья. Ласковая малая Родина моя! Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, садик, котенок и я! (Татьяна Бокова)
Воспитатель
. А как вы поняли, что же такое малая Родина? Дети. Я думаю, что малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город. Воспитатель. Ребята, а где ваша малая Родина?
Дети
. Моя малая Родина здесь, в Школьном, Наш поселок находится в Крыму. На ладонях ласкового моря Маленькая нежится страна, Сон ее оберегают горы, Колыбельную поет волна… Крым – это здравница и это чудо сад. Крым – это фрукты, это сладкий виноград. Крым – это море, это райские места. Крым – это южных гор крутая высота. Крым – это степи, заповедные леса. Крым – это сказка, заглянувшая в глаза. Так вот, ребята, я хочу рассказать вам одну такую сказку: Давайте мы с вами попробуем совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Произошло сильное землетрясение и из морских вод поднялась земная суша. Так появился наш Крым. Ветер и птицы принесли на крымскую землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда: есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов. А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь? Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник». Н аша крымская земля очень подходит для выращивания винограда. Если придется вам ехать на автомобиле по нашему полуострову, вы увидите множество виноградников. Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня есть три сорта: «Мускат», «Изабелла» и «Ркацители». Сейчас уже поздняя осень и мы не сможем их попробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Зато сейчас у нас будет дегустация виноградного сока.
Дегустация сока
Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью. А откуда взялись виноградные кисти разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Мы с вами уже читали легенды, и знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.
Легенда о винограде
«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона». С ейчас виноград созревает несколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику. Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы. Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».
Динамическая пуаза «Птицы и виноград»
Дети изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по команде «Сторож идет» начинает ловить детей-«птиц». Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда на нашем полуострове бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой виноградные лозы. Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно. (Показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушеные ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма.
Дегустация изюма
Оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье. Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе пальчики. Именно ими мы будем рисовать.
Пальчиковая гимнастика «Виноград»
Палец указательный самый любознательный. Может кнопки нажимать, может дырки ковырять. И зависит от владельца, как использовать умельца. Палец мы потренируем – виноград он нарисует. Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.
Р исование «Грозди винограда»
Включить аудиозапись «Моя Родина без слов»
Дети рисуют пальцами ягоды винограда на листе бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему винограду. Обратить внимание на форму грози: сверху ягод больше, чем ниже, тем меньше ягод.
Вопросы:
1. Чем отличается виноград культурный от винограда дикого? 2. Кто такие виноградари? 3. Как называют ствол виноградного куста? 4. Какого цвета бывают виноградные ягоды? 5. Перескажите легенду о винограде. 6. Что делают из винограда? 7. Что называют изюмом? 8. Кто, кроме человека любит виноград? Кстати! А вы обратили внимание, что наш Крым по форме напоминает виноградную гроздь. Крым – наша Родина, помните это! Души не жалейте ради нее, Пусть над зеленым островом этим Мирное доброе солнце встает!
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «Моя малая Родина»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить формировать понятие «Малая Родина» Задачи: • закреплять представления детей о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой Родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет. • развивать познавательный интерес к знаниям о малой Родине, речевую активность, мышление в процессе настольной игры; • расширение знаний об историческом прошлом; • воспитывать любовь к своей малой Родине. Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная. Предварительная работа: Экскурсии по достопримечательностям села, в краеведческий музей, по улицам села. Чтение и разучивание стихов о Родине, составление рассказов о достопримечательностях села, рассматривание фотографий из книг краеведа А.А.Бахматова. Материал: Демонстрационный: фотографии села, карта, аудиозапись песни «Гимн села Юрла» Раздаточный материал: фломастеры, альбомные листы, настольная игра «Изба наших предков»
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент. Приветствие в кругу: Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Мы живём в родном краю, Всех я Вас приветствую! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)2. Основная часть. Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как наша страна называется? Дети. Россия. Карта, может многое рассказать о нашей стране. Россия — это большое и сильное государство, в котором много городов, озёр, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. Звучит аудиозапись: «Вальс о Юрле»
— О чем поется в песне? Сегодня мы с вами поговорим о малой Родине – Юрле. — Кто из вас знает, что такое малая Родина? Высказывания детей.
(Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш родной дом, где живут близкие и дорогие нам люди. Это леса, поля, реки. Это наш поселок. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Самое дорогое, что есть у человека, это земля, где трудились наши предки).
Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
3. Составление модели о малой Родине. Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры)
— На какой планете мы живём?
Дети. Земля. Возьмите круг. Это планета Земля. — Как называется наша страна? Дети. Россия. Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом кругу круг поменьше. Это наша Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша большая Родина. Взрослые еще называют Россию – Российской Федерацией. — Как называется край, в котором мы живём? Дети. Пермский. Возьмите карандаш синего цвета и нарисуйте внутри красного круга ещё один круг. Это наш Пермский край. Возьмите карандаш зеленого цвета и внутри синего круга нарисуйте ещё круг — это наша малая Родина — Юрла. Малая Родина — Островок Земли Под окном смородина, Вишни расцвели. А под ней скамья. Ласковая малая Родина моя! 4. Игра с мячом «Какое наше село?» Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какое наше село? Я вам задаю вопрос: какое наше село? — Наше село…? (Красивое, чистое, зеленое, современное, любимое, удивительное, цветущее, великолепное, гостеприимное, многонациональное, прекрасное, замечательное и т. п.).5. Игра « Улицы поселка» Ребята, у нас в селе много улиц, давайте вспомним названия, на какой улице каждый из вас живет? (Дети по очереди передают друг другу флажок и называют свою улицу).6. Рассказы о малой Родине. Дети, а вы любите свою малую Родину — Юрлу? (Ответы.) Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о нашем селе, тем больше мы будем любить его. Я предлагаю подойти к столу, взять любую фотографию – достопримечательности нашего села и рассказать. (Рассказы детей о Юрле)
Мы любим свое село и гордимся нашим селом, знаем, что наше село замечательное и современное, но надо знать и его историю, как жили наши предки на этой земле. Давным-давно в деревне Жила одна семья, Оставила в наследство нам Большой сундук добра. Его сейчас откроем, И поведём рассказ. Как жили наши предки, Всего лишь век назад.
(Воспитатель достает из сундука настольную игру).
Я вам предлагаю поиграть в
игру «Изба наших предков» Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси. Ребята, перед вами картины — жилища наших предков, вы видите обстановку крестьянского быта. Ваша задача найти те предметы утвари, которые изображены на картинах. (Самостоятельная деятельность. Дети находят предметные картинки домашней утвари старины — прялка, крынки, коромысло, сито, чугунка, ухват, корыто, сундук, прялка, ткацкий станок, угольный утюг.)6. Рефлексия. Вот и подошла к концу наша беседа о малой Родине. Закрепим знания, которые вы получили сегодня. — Кто сможет составить модель нашей Родины с помощью разных колец. Дети по желанию выполняют задание. Обобщение. Давайте представим, что вот этот маленький зеленый круг – это наше село – Юрла. Наше село находиться в Пермском крае. Мы обозначим кругом побольше. Пермский край находится в России. Обозначим ее большим кругом – красным. Молодцы ребята, спасибо за работу. Как бы было приятно услышать от вас, подрастающего поколения такие слова: — «Я люблю свое село!» — «Я могу рассказать, какое замечательное мое село» Любите свою малую Родину ребята! Гордитесь ею!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Экология в творчестве Бианки» Конспект занятия «Наблюдения за облаками» в старшей группе
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе