«Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»


«Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени — 2-3 занятия;

дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельности, так как значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара.

«Педагогика должна быть экономной» — вот девиз предлагаемого подхода. Поэтому важно пересмотреть содержание работы, убрать все липшее и объединить усилия всех специалистов, а детям предоставить больше времени для самостоятельных игр, творческой деятельности и прогулок.

Однако такой результат достигается не сразу, так как требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов работы с детьми.

Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделяем три этапа.

На1-м этапе

(начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей
к подражанию,
которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этап

обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений
самостоятельно
исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

3-й этап

работы — подведение детей к
творческой интерпретации
музыкального произведения, развитие способности к
самовыражению
в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода. К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в то же время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).

Итак, резюмируя сказанное, подчеркнем, что импровизация, как у детей, так и у взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Так же считал и Жак Далькроз: «Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического, — все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства».

Поэтому, если мы хотим достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть
привлекательным, игровым и творческим.
И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это в свою очередь будет стимулировать их общее развитие.

В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культурой, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.

Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка сформировать потребность заниматься физической культурой. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. Регулярное проведение ритмической гимнастики поможет восполнить недостаток двигательной активности, а также восполнить дополнительную двигательную активность у гиперактивных детей, которые в ней нуждаются.

В настоящее время ритмическая гимнастика – одна из самых популярных форм занятий физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности. Ритмическая гимнастика – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях. Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. Кроме того старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7–10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Дети проявляют интерес к своему здоровью. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым. Таким образом, комплекс ритмической гимнастики должны быть подобран не только полезным, но и занимательным, иначе желаемого результата можно не достичь.

Комплекс ритмических упражнений подбирается по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев. Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако соблюдаются возрастные особенности детей, двигательный режим, быстрая утомляемость от выполнения одних и тех же упражнений.

Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

упражнения для рук и плечевого пояса. упражнения для мышц шеи и туловища. упражнения для ног и мышц всего тела. С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников включаю знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

Ритмическую гимнастику с детьми можно проводить в различных вариантах:

В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера (комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут). В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий (продолжается 10-30 минут). При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы). Проводится ритмическая гимнастика в зале, в котором предварительно делается влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей – облегченная, на ногах матерчатые тапочки или махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались. Воспитатель одет в спортивную форму – так удобнее показывать упражнения, особенно из исходных положений сидя и лежа.

Каждый комплекс ритмической гимнастики используется в течение 1 месяца. Упражнения разучиваем во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, отдельные элементы – на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр.

Структура ритмической гимнастики

Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части.

Вводная – занимает 7 — 10% времени занятия, движения выполняются в умеренном темпе с постепенным увеличением темпа. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега. Таких вариантов не более четырех. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики – тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.

Основная – занимает 75-80% времени, упражнения проводятся в быстром темпе. В начале основной части следует серия упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в стороны; упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистым приседанием или ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола. Некоторые упражнения могут иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются. Выполняются эти упражнения из одного и того же исходного положения. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь используются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Например, упражнения “Шмель”, “Бабочка”, “Журавлик” и т. д. эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При выполнении детьми упражнений особое внимание обращают на осанку. Затем следует партерная серия упражнений из исходных положений сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Здесь применяю такие упражнения как “Неваляшка”, “Ветерок”, “Люлька”, “Лягушка” “Корзиночка” и т.д. Все упражнения выполняются в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Так же используются различные виды бега и прыжков. Следует обратить особое внимание на дыхание детей.

Заключительная – занимает10-15% времени, включает упражнения на расслабление с глубоким дыханием с постепенным понижением темпа их выполнения с целью восстановления организма после нагрузки и приведения его в состояние, близкое к исходному. Упражнения имеют свое название, это помогает детям правильно осмыслить характер их выполнения. Следует учитывать индивидуальные способности детей группы, условий детского сада. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.

Ритмическая гимнастика способствует развитию координации у детей дошкольного возраста.

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной.

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть:

одноименными – движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными – выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть:

однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону). одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными – движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая–внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; наибольшее затруднение у дошкольников вызывают поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения.

Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают общеразвивающие упражнения, в которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть); требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне – при передаче мяча и т.д.); с некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения и более точно и координировано. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регулировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.

Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику, должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка. Музыка должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей.

Задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку, а затем привести его в норму. Важно, чтобы дети ушли из зала в приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интенсивным музыкальным произведением.

Слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя способствуют эффективному проведению ритмической гимнастики в детском саду. При ознакомлении детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильным выполнением упражнений и помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.

Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях.

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – М.: Аркти, 2002. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1978. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет: Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале; конспекты дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг, спортивно-дидактические и подвижные игры. – М.: ГНОМиД, 2004.

Ритмика- как один из видов муз деят-ти. Цель и задачи ритмики

Ритмика — один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а раз­нообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее воспри­ятия и понимания.

Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, 1 ю которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в 11ей музыкально-ритмические задания сочетались с ритмически­ми упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритми­ке Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств вырази­тельности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Задачи ритмики:

— учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

— развивать основы музыкальной культуры;

— развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т- д.);

— формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

— развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные эле­менты физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-об- разных движений.

Задачи эти успешно решаются, только если используются под­линно художественные произведения. Репертуар может быть са­мым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

15. Виды ритмики. Репертуар по ритмике.

Музыкально-ритмические упражнения условно можно разде­лить на подготовительные и самостоятельные. К первым отно­сятся упражнения, в которых предварительно разучиваются от­дельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринуж­денно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат сред­ством выразительной передачи музыкальных образов, персона­жей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Веселые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера): ребята начи­нают легко, ритмично, с настроением «скакать» под динамичную, стремительную музыку.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вер­тушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А- Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрий­ская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики—танцы, пляски, хороводы. Обыч­но их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народно­го, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннуш­ка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса), хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народ­ная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характер­ный танец —’плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, сне­жинки, котята, мишки, пингвины и др.).

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, ко­торые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музы­ку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже само­стоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого созда­ют «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева), «Мы веселые мат­решки» (музыка Ю. Слонова) и др.

Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду—важный метод музы каль- ного развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомите на­родными традициями — все это углубляет восприятие и понима­ние музыкального произведения, помогает сформировать музы­кально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных—вьн юлнить задание, связан! юе с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музы­ка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажи!: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на под­прыгивании) зайца и т. д. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на мало­контрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танце­вального характера.

Репертуар по ритмике. Подбору репертуара по ритмике все­гда придавалось важное значение. Именно от того, на каком прак­тическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.

Основными принципами отбора репертуара по ритмике явля­ются следующие:

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • моторный характер музыкального сочинения, побуждаю­щий к движениям («дансантность»);
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современ­ной музыки;

— соответствие движений характеру, образам музыки;

— разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

16. Методика обучения ритмике в детском саду.

При обучении ритмике используются тра­диционные методы: наглядный, словесный и практический. Вы­делим то общее, что характерно для их применения во всех возра­стных группах.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполне­ние музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И на­сколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботить­ся о художественном уровне ее обработки. Показ движения нуж- I ю заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонст­рировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хоро­водные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мело­дии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитате­лем показывает движение. Иногда педагог обращается за помо­щью к детям, предварительно подготовив их к нужным действи­ям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда од­новременно с показом звучит объяснение. Педагог может использовать и тактильно-мышечную нагляд­ность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен дтя раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточ­но объяснения.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напомина­ние, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения рит­мике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и прак­тическим методами. Применение его своеобразно тем, что состо­ит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рас­сказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в млад­шей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и стар­шей группах и т. д.

При использовании практического метода (многократное вы­полнение конкретного музыкально-ритмического движения) осо­бенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, под­готовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпры­гиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облег­чает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно и даже может предло­жить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. При этом педагог напоминает последовательность эле­ментов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом ) I этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последо­вательность действий, своевременно, доброжелательно оценива- е г достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, 11аглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). 11а данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряядетей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-рит­мического движения нацелена на работу над его качеством. Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений. Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

Пособие «Ритмическая гимнастика в детском саду»

УДК – 796.412 Печатается по решению редакционно-

ББК – 75.65. издательского совета Бирской

Р – 55 государственной социально-

педагогической академии

Рецензенты

:

Н.П. Антонова

, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, кандидат в мастера спорта по гимнастике (г. Бирск, Республика Башкортостан)

Р.Х. Хусаинова

, старший преподаватель кафедры эстетического воспитания Башкирского института развития образования (г. Уфа)

Автор-составитель

:

З.Я. Злобина

, старший преподаватель кафедры ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре ГОУ № 8 (г.Бирск, Республика Башкортостан)

Ответственный за выпуск:

И.М. Синагатуллин

, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА (г. Бирск, Республика Башкортостан)

Ритмическая гимнастика в детском саду. Материалы для проведения ритмической гимнастики:

для студентов факультета педагогики детства Бирской государственной социально-педагогической академии (специальности 031200, 030700) /Авт.-сост. З.Я.Злобина. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2006. – 44 с.

В данном учебном издании представлен практический материал для проведения ритмической гимнастики в ГОУ. Предлагается система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора.

Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Почти каждое упражнение сопровождается рисунками, помогающими понять технику выполнения движений.

В учебном издании использован личный опыт автора-составителя, а также предлагаются различные методические рекомендации.

Материалы адресованы студентам педагогических вузов факультета педагогики детства, педагогических колледжей, инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям, воспитателям ГОУ, преподавателям ритмики в начальной школе.

© Автор-составитель

З.Я. Злобина, 2006

© Оформление

З.Я. Злобина, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Двигательная активность человека

– необходимое условие, определяющее
его
здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Естественная потребность ребёнка в движении является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.

Для гармоничного развития ребёнка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня в дошкольном образовательном учреждении и семье. Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика. Упражнения утренней гимнастики должны быть известны и хорошо освоены детьми, просты по структуре, координации, направлены на формирование осанки, свода стопы, включать дыхательные упражнения и подскоки.

Основные требования к проведению утренней гимнастики:

— место проведения – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната;

— рациональное использование помещения;

— надлежащая одежда и обувь;

— организация утренней гимнастики (своевременное начало и окончание, продолжительность гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приёмы регулирования дыхания и т.д.);

— соответствие упражнений (а также их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения) оздоровительным задачам, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности;

— реализация воспитательно-образовательных задач;

— качество выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок;

— хорошее самочувствие, настроение и поведение детей;

— уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений (с учётом возрастных особенностей детей); объяснения, указания, команды, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением; владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, доброжелательный тон, общение с детьми; характер ведения гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога;

— выполнение упражнений под хорошо подобранную музыку.

Музыка — это ключ к душе человека, исключительное средство психофизиологического воздействия. Она воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. «В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный), движения детей приобретают различный характер. Музыка может содействовать большой амплитуде движений или, наоборот, вызывает их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности; движения становятся более совершенными. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей: логического мышления, овладения языком и речью. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.

Необходимо с раннего детства приобщать ребенка к музыке через активные формы её постижения и такой является ритмическая деятельность.

Музыкально-ритмическая деятельность дошкольника способна выступить:

— детерминантой раскрытия и развития природных характеристик ребенка дошкольника: потребности движения, фантазии, общения, познания, понимания, сострадания, что являются значимым условием становлении личности;

— насущной необходимостью в плане постижения основных этических категорий, приобретения позитивного опыта межличностной коммуникации и других необходимых навыков и умений, необходимых ему для существования в этом сложном мире;

— эффективным способом телесно-чувственного постижения сути музыкального искусства, формирующим представление о системе общечеловеческих ценностей.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду предполагает использование в работе с дошкольниками разных видов утренней гимнастики (традиционная, игровая, сюжетная и т.д.). Среди данных видов выделяется ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика

– это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и направленные на формирование у детей координации движений, оформленные танцевальными движениями; разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствующие совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей; способ получения представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для детей новым и необычным; своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско; одна из форм организации музыкальной деятельности, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры дошкольников; прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие; одно из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.

Ритмическая гимнастика известна также как аэро́бика,

т.е. гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.

Вопросами ритмической гимнастики занимались такие учёные, как Жорж Демени, А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

Швейцарский педагог и композитор XX века Э. Ж. Далькроз впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, пластики и выразительности движений. Сущность его метода заключается в сочетании ритма, музыки и движения. Э.Ж. Далькроз считал, что целью ритмической гимнастики является совершенствование силы, гибкости, а также способности мышц к сокращению и расслаблению, чего можно достичь благодаря музыке, поскольку она определяет точность движений и скорость их выполнения. «Для этого нужно,— писал Далькроз,— чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению». Иными словами, необходимо развить две взаимосвязанные способности: первая — восприятие музыки с помощью движений, элементов пластики, а вторая — выражение движений тела с помощью музыкального произведения (импровизация).

В данном учебном издании разработана система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора. Представлено 12 комплексов ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, что облегчает педагогам-практикам проведение работы с детьми.

Музыкальный материал к комплексам составлен из детских популярных песен в современной обработке, классической и народной музыки.

При подборе музыкальных композиций нами учитывалось следующее:

— возраст детей;

— уровень общей и физической подготовленности детей;

— тематика, образность занятия;

— воспитательный момент;

— характер каждого упражнения;

— стилевое единство музыкальных отрывков, произведений или фрагментов;

— общность содержания музыки.

Все упражнения имеют интересные образные названия, такие, как «кит», «цапля», «часы», «карусели», благодаря которым дети могут на время перевоплотиться в кого-то или во что-то, способствуют развитию наблюдательности: как ходит кошка, козленок; как движется поезд, крутится карусель. Дети узнают новое для себя: что такое спутники планет, дирижёр и т.д.

Выполняя некоторые упражнения, дети с удовольствием произносят слоги, которые дополняют образ. Например, выполняя упражнение «самовар», дети говорят «пых-пых»; упражнение «насос» – «с-с-с»; «часики» – «тик-так»; «паровоз» – «чух-чух» и т.д.

Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Выполнив ритмическую гимнастику, педагог произносит первую строчку четверостишия, а дети – вторую. Педагог – третью, дети – четвёртую.

Основные упражнения иллюстрированы, что значительно облегчает педагогу понять технику их выполнения. Усвоение техники выполнения движений детьми происходит на занятиях утренней гимнастики, на физкультурных занятиях. орошрузыка усиливает образобраз. Также ывками, педагог успевает произнести название следующего упражнения. название 2121212121212121212121.тся 3-4 раза (10-15) упражнений. Поэтому каждое упражнениех смена21212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121Каждый новый комплекс ритмической гимнастики разучивается на физкультурном занятии без музыкального сопровождения. Педагог объясняет, как правильно выполняются упражнения, и показывает сам. Если по каким-либо причинам педагог не может показать какое-то упражнение, то он должен чётко и доступно объяснить его, а также может взять себе в помощники самого сообразительного и спортивного ребёнка. Первую неделю педагог выполняет комплекс вместе с детьми. В начале второй недели педагог не выполняет, а только называет упражнение. И на заключительном этапе весь комплекс дети выполняют самостоятельно, ориентируясь по музыке. Если усвоение какого-то комплекса затягивается, то его можно выполнять не две недели, а — три. По продолжительности каждый комплекс занимает 7 – 7,5 минут. Дети старшего дошкольного возраста с лёгкостью и играючи справляются со всеми предлагаемыми упражнениями, танцевальными движениями, которые включены во все комплексы, улыбки не сходят с их лиц, они получают большой эмоциональный заряд. А если сложные упражнения исключить или упростить, то и дети 3, 4 лет с удовольствием будут выполнять их.

Используя эти занимательные комплексы, можно легко заинтересовать детей и сделать утреннюю гимнастику любимым занятием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]