Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной группе
Категория: Консультации Обновлено 17.02.2017 11:09 Создано 10.02.2015 20:52 Автор: Еранцева Оксана Александровна Просмотров: 19738
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
Видами драматизации являются: игры — имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры — драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- содержательное общение педагога и детей;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
- обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:
Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.
Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.
Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.
Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Классификация театрализованных игр
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
- настольный театр игрушек;
- настольный плоскостной театр;
- плоскостной театра на фланелеграфе;
- пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
- мягкой игрушки;
- деревянный театр;
- конусный театр;
- театр народной игрушки;
- плоскостных фигур;
- театр ложек;
- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
Предварительный просмотр:
«Чудесный мир театра»
Проект: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность» (средняя группа)
Актуальность : Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Цель: Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через театрализованную деятельность.
Усвоить нормы вежливого поведения.
Закреплять и применять в жизненных ситуациях вежливые, волшебные слова.
Развивать способность правильно поступать в конкретных случаях.
Повысить интерес родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра
Обогатить знания родителей о способах обыгрывания дома с детьми;
Воспитывать доброжелательность, вежливость, эмоциональность, чувство сопереживания и готовность помочь.
Сформировать первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение)
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
-пробудить интерес детей к театрализованной деятельности;
-привить первичные навыки в области театрального искусства.
-формирование потребности в частном индивидуальном общении с детьми.
Обогащение воспитательских умений, поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
-пробудить интерес к театру.
-заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра, декораций к постановкам, приобретении театральных костюмов.
-повышение квалифицированного уровня по самоподготовке;
-оказание консультативной и практической помощи родителям, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка к ДОУ;
-выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
Этапы и сроки их выполнения
Повышение уровня квалификации по данной теме самообразования.
Приобретение дополнительной литературы.
Познакомить с программными произведениями, основами театральной деятельности на основе чтения художественнной литературы. Научить правильному поведению со сверстниками и взрослыми. Учить вежливым словам и правильному применению этих слов через Театрализованные сценки, этюды.игры.
2.Основной. Изготовление книжки-передвижки о роли театрализованных игр в становлении личности ребёнка. .Проведение родительского собрания и консультаций для родителей. Открытый показ занятия «Волшебные слова».
3.Заключительный этап — Показ театрализованной сказки.
Продукт: Выставка совместных рисунков. родителей и детей на тему: По страницам сказок.
Мини фильм совместного проекта театральной деятельности «Волшебные слова».