Аттестационная работа воспитателя Дзагоевой Людмилы Владимировны

Одним из наиболее эффективных методов улучшения качества воспитания является проведение аттестационной процедуры для воспитателей детского сада. Каков порядок аттестации в 2020 году?

Жизнь в современном мире постоянно меняется. Вместе с развитием общества меняются требования к уровню подготовки и профессионализму различных специалистов.

Работники сферы образования при этом не являются исключением. К аттестации должен быть готов любой педагог.

Особенно целесообразна проверка профпригодности воспитателей детских садов, поскольку именно они причастны к становлению личности маленьких граждан. Какие особенности отличают процедуру аттестации воспитателей ДОУ в 2022 году?

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ↑

После получения образования педагог не должен останавливаться на достигнутом. Он может и должен повышать свой профессиональный уровень.

Определяется таковой квалификацией. Педагогические работники различаются по степеням и видам профессиональной обученности.

В соответствии с этим они по-разному вознаграждаются за свою деятельность. Степень квалификации любого педагога определяется присваиваемой категорией.

До недавнего времени воспитатели детских садов могли осуществлять свою деятельность при наличии первой, второй, высшей категории или вовсе без какой-бы то ни было.

Новая редакция законодательства несколько изменила существующий порядок. Теперь уровень заработной платы у специалистов разных категорий различается.

Кроме того, если раньше аттестация воспитателей проводилось по их личному желанию, то теперь эта процедура стала обязательной.

Любой педагогический работник обязан периодически аттестоваться, независимо от своего желания и стажа работы.

ПОНЯТИЯ

Аттестацией называется проверка знаний работника и его соответствия занимаемой должности. В зависимости от результатов аттестационной процедуры специалисту присваивается определенная категория.

Чем выше категориальная принадлежность, тем более профессиональным считается работник. Различают аттестацию добровольную и обязательную.

В случае, когда воспитатель желает повысить уровень своей зарплаты, он самостоятельно инициирует аттестацию.

Для этого он подает надлежащее заявление в любой временной период. Обязательная аттестация проводится независимо от желания работника.

Заявления при этом подаются работодателем. Каждый воспитатель один раз в пять лет должен подтвердить свое соответствие занимаемой должности.

КАКОВА ЦЕЛЬ ПРОЦЕДУРЫ

Непосредственной целью обязательной аттестации воспитателей является повышение уровня профессиональной компетенции работников.

Государству аттестационная процедура помогает обеспечить общества высококлассными специалистами и профессионалами своего дела.

От того насколько качественным будет воспитание молодого поколения, зависит его соответствие в будущем требованиям нового времени. Целью добровольной аттестации считается подтверждение профессиональной подготовки.

Воспитатель, работающий без квалификации или желающий получить более высокую оценку своего труда, вправе пройти аттестацию по своему желанию.

Для педагога аттестация это возможность повышения самооценки, профессионального роста и постановки перспективных целей.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Согласно Приказу Министерства образования РФ №209 от 24.03.2010 «О порядке аттестации педагогических работников»все работники сферы воспитания и образования, реализующие образовательные основные программы в рамках государственных и муниципальных образовательных учреждений, обязаны пройти аттестационную проверку.

Если по каким-либо причинам педагогический работник своевременно не прошел обязательную аттестацию, то таковая снижается автоматически.

Для восстановления категории необходимо снова подать заявление на аттестацию. В ином случае работник снова должен проходить аттестацию на подтверждение соответствия.

Если воспитатель утратил «высшую» категорию, то восстанавливать ее придется «с нуля». То есть сначала получить первую категорию. На «высшую» можно подать только по истечении двух лет после присвоения первой категории.

Согласно поправкам в законе все категории, полученные до 1 января 2011 года, считаются действительными до окончания срока их действия.

Вместе с тем отменено прежнее положение, когда двадцать лет педагогического стажа сохраняли вторую категорию пожизненно.

Теперь абсолютно все воспитатели детских садов должны подтверждать свою профпригодность один раз в пять лет.

Зачем педагоги проходят аттестацию

Педагоги на соответствие занимаемой должности, а категорию они получают добровольно. Опросы в социальных сетях показали, что они делают это по следующим причинам.

Повышают статус

. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней.

Повышают зарплату

. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж.

Считают, что так надо

. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты.

Идут потому, что заставили

. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально.

Повышают знания и опыт

. Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию. Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио. Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов.

КАК ПРОХОДИТ АТТЕСТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аттестация воспитателя, как и любого педагога, проходит в соответствии с Положением о порядке аттестации, утвержденном Министерством образования РФ в Приказе №1908 от 26.06.2000.

В процессе аттестации на присвоение квалификационной категории проверяется соответствие работника уровню, на который оный претендует.

При этом проверяется профессиональная компетентность, показатели деятельности, умения, знания и итоги работы.

Проводит аттестацию воспитателя аттестационная комиссия, сформированная образовательной организацией. Оценка осуществляется по нескольким критериям.

Так в процессе аттестации соискатель категории проходит экзамен в письменном виде либо посредством компьютерного тестирования.

Это помогает оценить уровень владения современными методами профессионального обучения, а также подтвердить степень компетентности и опыт работы.

Кроме того, аттестующийся воспитатель ДОУ представляет на рассмотрение комиссии свое портфолио, в котором собраны все наиболее выдающиеся результаты деятельности.

Результаты прохождения экзамена и рассмотрение портфолио помогают определить соответствие воспитателя определенной квалификационной категории.

Заседание аттестационной комиссии может проходить как при участии педагога, так и за «закрытыми дверьми».

Принятое решение оформляется в виде протокола, а затем вносится в аттестационный лист воспитателя ДОУ. После утверждения документа вышестоящим субъектом РФ итого передаются работодателю.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Подача заявки на представление воспитателя к аттестации должна оформляться по учрежденному образцу.

В пакете документов должны наличествовать все необходимые справки для аттестации работника, подробная оценка его профессиональных навыков и качества трудовой деятельности, описание педагогической деятельности воспитателя для аттестации.

Что является целью аттестации на право осуществления аудиторской деятельности смотрите в статье: аттестация аудиторов.Как отмечается гигиеническая аттестация в медицинских книжках, читайте здесь.

Также должна указываться информация обо всех результатах предыдущих аттестаций и пройденных курсах по повышению квалификации.

За один месяц до заседания аттестационной комиссии аттестуемый должен быть под роспись ознакомлен с представлением. Работодатель подает собранную документацию на адрес соответствующего субъекта РФ.

При этом информационная карта, заполненная надлежащим образом, должна содержать все необходимые данные.

Затем назначается дата, место и время проведения аттестационной проверки. При этом срок прохождения ее не должен превышать двух месяцев.

Полный пакет документов на аттестацию воспитателя ДОУ включает в себя:

  • заявление по образцу;
  • прошлые аттестационные листы;
  • новый заполненный лист;
  • портфолио достижений.

ПОРТФОЛИО

Портфолио воспитателя это наиболее эффективный на сегодняшний день инструмент, отображающий качество работы педагога.

Различают следующие его виды:

НакопительноеВключающее сведения обо всех достижениях и успехах
ТематическоеТребуется при изучении педагогом отдельной темы, образовательной области или направлению работы
ПроблемноеПосвящено затруднительным ситуациям и методам преодоления их специалистом
АттестационноеСодержит все достижения воспитателя в межаттестационный период

Именно аттестационное портфолио помогает экспертам комиссии составить мнение о профессиональном соответствии воспитателя определенной категории.

Допускается создавать электронное портфолио, что весьма удобно, поскольку помогает более наглядно обосновать применяемые методики и включить в него видеоматериалы.

Содержательная часть портфолио не регламентирована законом. Как правило, в сей документ включаются такие разделы как:

  • достижения воспитателя;
  • достижения воспитанников;
  • оценки экспертов;
  • рекомендации;
  • отзывы.

По своему желанию педагог волен включить в портфолио любые разделы, которые, по его мнению, помогут составить более полный образ его деятельности.

Таковыми могут стать содержательное эссе воспитателя ДОУ, автобиографический рассказ или профессиональный девиз.

Так портфолио воспитателя детского сада для аттестации на 1 категорию может заключать в себе краткий обзор становления применяемой им методики воспитания.

ХАРАКТЕРИСТИКА

В портфолио включаются в обязательном порядке разделы, позволяющие составить характеристику воспитателя.

В первую очередь указываются необходимые сведения:

  1. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография.
  2. Где и когда получена профессия, при этом прилагаются заверенные копии документов.

Далее следует указать стаж работы. При этом нужно подробно расписать, сколько лет всего ведется педагогическая деятельность, сколько лет отдано ныне занимаемой должности, где и на каких должностях приходилось трудиться ранее, какие успехи были достигнуты.

Например, характеристика на воспитателя школы интерната может содержать в себе сведения о достижениях выпущенных воспитанников.

Также нужно не забыть об указании имеющейся квалификации, поскольку портфолио аттестационное. Нужно приложить копию ранее полученного аттестационного листа.

Если были пройдены какие-либо повышающие квалификацию курсы, то следует приложить копии свидетельств об их прохождении.

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важной частью портфолио воспитателя для аттестации является самоанализ его профессиональной деятельности.

По сути, это краткое, но содержательное изложение всего процесса его трудовой деятельности, преследуемых целей, методов работы и итогов.

Так данная часть портфолио может состоять из следующих пунктов:

  • цель личной деятельности;
  • поставленные задачи для достижения цели;
  • применяемые методики и их следствия;
  • духовно-нравственная позиция;
  • совершенствование профессионального развития;
  • обмен опытом.

В принципе, при составлении самоанализа воспитатель ничем не ограничен. Здесь следует изложить, какой выглядит деятельность с собственной точки зрения.

Составляя лист самооценки, можно отметить все лучшие черты, результаты и достижения.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Творческий отчет воспитателя включает в себя сведения о достижениях воспитанников. В этот раздел помещаются дипломы, грамоты, сертификаты, подтверждающие профессионализм работника-педагога.

Если воспитатель участвовал в инновационной или методической деятельности, обязательно следует указать в какой именно.

Поскольку основная цель воспитателя это обучение детей, то в творческом отчете можно рассказать о достигнутых результатах.

Например, чему научились дети за время нахождения под воспитанием, можно привести сравнительные характеристики двух исследований (в начале отчетного периода и по его завершении).

Если воспитанники участвовали в каких-либо соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, нужно подтвердить это приложением сертификатов, дипломов или поощрительных грамот.

Можно приложить творческие работы детей, выполненные под руководством воспитателя. Один раздел творческого отчета стоит посвятить результатам взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

К примеру, работе с родителями, коллегами, администрацией. Можно приложить родительские отзывы, рекомендации более опытных коллег и пожелания администрации.

«Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ»

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

1.Активизация словаря детей младшей (средней, старшей) возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

3.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

4.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

5.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

6.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

7.Дидактические игры детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

8.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

9.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

10.Игра как средство общения дошкольников.

11.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.

12.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, редней, старшей группе.

13.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

14.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

15.Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.

16.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

17.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

18.Оздоровительная гимнастика после дневного сна.

19.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

20.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

21.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

22.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

23.Правила дорожного движения для дошкольников.

24.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

25.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

27.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

28.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

29.Развитие мелкой моторики дошкольников.

30.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

31.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

32.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

33.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]