План мероприятий в рамках празднования «Недели толерантности» в подготовительной группе
Цель: Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России.
Задачи:
— воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;
— создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
— развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;
— расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
— формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
— знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Девиз:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из детсада гони!
№п/п | Образовательная область | Мероприятие | Участники |
В течение недели:- проведение акции «Поможем малышам» (помощь в одевании, изготовление подарков);- чтение художественной литературы про дружбу («Заяц хвастун» Н. Носов, «Заплатка» А. Аким, «Моя родня» Е. Чарушин, «Лисята». Заучивание стихотворения Наталья Майданик «Единство навсегда»);- просмотр тематических мультфильмов;- проведение игр разных народов (русские, татарские, хантыйские, таджикские, молдавские и т.д.);- прослушивание национальных мелодий. | |||
05.11.2013г. | |||
1 | Коммуникация | Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!». | Дети, воспитатели |
2 | Чтение художественной литературы, социализация | Оформление тематической книжной выставки «Все мы — дружная семья!» | Дети, воспитатели |
3 | Художественное творчество | Акция «Давайте жить дружно!» | Дети, родители, воспитатели |
4 | Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?» | Родители | |
06.11.2013г. | |||
5 | Коммуникация, музыка, чтение художественной литературы | Непосредственно образовательная деятельность на тему «Что такое добро?» | Дети |
6 | Музыка, коммуникация | Хороводные игры «В хороводы становись». | Дети, воспитатели |
7 | Физическая культура | Физкультурный досуг «Веселая компания» | Дети, воспитатели, родители |
8 | Буклет для родителей: «Как воспитывать толерантность». | Родители | |
07.11.2013г. | |||
9 | Коммуникация, труд, социализация | Создание «Экрана добрых дел». | Дети, воспитатели |
10 | Художественное творчество (рисование, аппликация). | Практическая мастерская: «Улыбка», изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему». | Дети, воспитатели |
11 | Коммуникация | Дидактическое упражнение «Назови соседа ласково». | Дети |
12 | Пополнение уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро», «Как помочь ребенку стать добрым». | Родители | |
08.11.2013г. | |||
13 | Художественное творчество (лепка). | НОД «Дружные ребята» | Дети |
14 | Коммуникация, здоровье, физическая культура, музыка | Итоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь». | Дети, воспитатели. |
Что такое толерантность?
В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия.
Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.
Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».
Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.
Толерантность – это активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание помогать людям, делать мир лучше.
Толерантный человек имеет такие характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и коммуникабельность.
Проблема толерантности в России и в мире
Вопрос терпимости и уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно, поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории.
В Европе, например, в связи с большим потоком мигрантов с Ближнего Востока, участились случаи нападения на беженцев радикально настроенных коренных жителей, которые выступают против «исламизации» своих стран.
А мигранты-мусульмане, в свою очередь, также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским традициям и святыням.
В России проблема толерантности была актуальна всегда. Поскольку наша страна многонациональна, на её территории с давних пор уживается большое количество разных народов со своими традициями и обычаями.
Разделение «мы и они», «свой и чужой» было всегда. Представители разных культур старались держаться обособленно, защищая свои этнические взгляды, нередко путём кровопролитных войн.
Но времена меняются, и люди, к счастью, стали понимать, что «отличные» взгляды и обычаи не значит «плохие». Что каждый человек имеет право на своё мировоззрение и свои ценности. И это право нужно уважать.
Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?
Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.
Но чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.
Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам и папам нужно иметь в виду особенности возраста.
Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный.
В то же время в 3-4 года они уже начинают обращать внимания на расовые различия. Например, ребёнок на улице может сказать: «Мама, смотри, этот мальчик чёрного цвета!». Или: «Почему у этой девочки такие узкие глаза?».
Советы родителям дошкольников:
Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас
Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.
Вот список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с дошколёнком.
Мультфильмы про расовые различия:
- «Зверополис» (2016, США).
- «Каникулы Бонифация» (1965, СССР).
- «В порту» (1975, СССР).
- «Дружба народов» (2015, Россия).
Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:
- «Аккуратная история» (2014, Россия).
- «Подарок» (2015, Германия).
- «Про Диму» (2016, Россия).
- «Кастрюлька Анатоля» (2014, Франция).
- «Струны» (2014, Испания).
- «Тамара» (2013, США).
- «Необычный младший братик» (1995, Франция).
- «Мой братик с Луны» (2007, Франция).
Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте
«Да, у этого мальчика действительно темная кожа. Девочка Маша из твоей группы носит очки, а у нашей соседки Асемы узкий разрез глаз. Мы все разные, и это здорово!».
Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.
Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей
И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.
Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.
В младшем школьном возрасте с детьми уже можно говорить не только о различиях между представителями разных народов и культур, но и о негативном к ним отношении со стороны некоторых людей – о расизме и национализме.
Советы родителям школьников:
Все понятия объясняйте доступным и понятным для ребёнка языком
Например:
- расизм – это когда кто-то ненавидит человека только потому, что у него другой цвет кожи;
- национализм — это любовь к своей Родине. Но она может быть и хорошая, и плохая. Хорошо — это когда ты гордишься своей страной, своим народом и культурой, но плохо — когда ты считаешь, что только твоя нация – самая лучшая и начинаешь испытывать ненависть к представителям других народов;
- дискриминация — это несправедливое отношение, унижение человека за то, что он чем-то отличается от тебя.
Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации в форме активного диалога
Спросите, есть ли в его классе дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то отличаются от нас.
Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у вас в городе фестивали национальных культур
Попробуйте традиционные блюда, пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.
Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема выступает на первый план
Обсудите с ребёнком, какое он видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.
Фильмы для семейного просмотра:
- «Просто помиловать» (2019, США).
- «Ограды» (2016, США).
- «Чужая ненависть» (2018, США).
- «Зеленая книга» (2018, США).
- «Кожа» (2008, Великобритания).
К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и общественных настроений.
К сожалению, многие начинают придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение, а отсюда недалеко и до националистических убеждений.
Советы родителям подростков:
- Обозначьте ребёнку свою чёткую позицию по отношению к расизму и национализму.
- Обращайте внимание на внешкольную жизнь подростка. Как правило, к националистическим группировкам примыкают те дети, у которых нет ни увлечений, ни интересов.
- Научите сына или дочь не оставаться в стороне, помогать слабым и обязательно сообщать о случаях насилия и травли взрослым.
Почему так важно говорить об этом с детьми?
В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.
Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.
В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.
Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2022 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.
Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2022 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.
Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.
Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.
Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
«Мой сын – националист, что делать?»
Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:
«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.
А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….
Сказать, что я была в шоке – это не сказать ничего. Рассказала всё мужу, вечером устроили Диме выволочку, а он в ответ: «Ну и что такого? Он и правда чурка! Ненавижу его! Пусть возвращается в свой аул, а здесь ему делать нечего!».
У меня так и руки опустились. Скажите, что мы сделали не так? Почему наш сын стал таким?».
Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.
Стоит бить тревогу, если ребёнок:
- Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в одиночестве.
- Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или пропагандирующие идеи нацизма.
- Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
- Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными фразами.
- Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к лицам другой национальности.
Что делать родителям:
- Не подвергайте резкому осуждению поведение подростка, постарайтесь в спокойной доверительной беседе выяснить причину, почему сын или дочь поддерживает эти взгляды. Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор.
- Дайте оценку своим чувствам: «Мне очень больно и неприятно, что ты так поступаешь».
- По возможности ограничьте общение ребёнка с людьми, оказывающими на него негативное влияние.
- Обратитесь за помощью к детскому психологу.
Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой, как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от него.