Обучение здоровью — валеологическое просвещение
Обучение здоровью входит в одну из задач «Первоочередных направлений научных исследований, способствующих здоровью для всех» (ВОЗ, 1989). Педагогическая валеология — это новая область научных знаний, зарождающаяся на стыке общей педагогики и валеологии, несущая здоровье, предопределяющая принципы и пути достижения телесного, душевного и социального благополучия, увеличения резервных возможностей. Образовательные учреждения всех уровней призваны реализовывать педагогическое направление валеологии, формируя у субъектов образовательного процесса культуру здоровья, что обеспечит позитивные изменения в здоровье населения в будущем.
Актуальными являются разработка и внедрение комплексной программы валеологического обеспечения дошкольного образования, включающей как задачи по профилактике заболевания детей, развитию их физических и психических резервов, так и задачи по формированию стереотипов здорового образа жизни, а также обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья детей.
По мнению многих Российских ученых, современная образовательная система направлена не на сохранение и улучшение здоровья учащегося и учителя, а на его ухудшение. По статистике 80-85 % детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более половины студентов вузов нуждаются в лечении, более 85 % учителей имеют хронические заболевания. Профессиональная деятельность педагога не способствует сохранению его здоровья — среди педагогов со стажем практически нет здоровых. За период обучения число здоровых детей уменьшается. Причинами такого положения, по официальным данным, являются факторы внутришкольной среды: переполнение классов, несоответствие мебели гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях, совместное обучение детей с разным уровнем подготовки, авторитарный стиль работы учителя, перегруженность учебных программ, неблагополучие психологического климата школьных коллективов. Низкий уровень здоровья выпускников школы негативно сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.
По мнению отечественных валеологов, педагогическая валеология должна обеспечить формирование валеологической грамотности, валеологический подход к учебному процессу, оздоровительную работу в учебное и внеучебное время.
Внедрение педагогической валеологии предусматривает два направления: проведение уроков здоровья, начиная с первого класса, и валеологизацию всей системы образования. Последнее предполагает, что каждый урок и любое школьное мероприятие должно содержать оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. Это может быть достигнуто решением проблемы школьного питания, оптимизацией двигательного режима, закаливанием, проведением полноценных уроков физкультуры, соблюдением гигиенических требований. Эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от выполнения перечисленных компонентов школьного режима (Казин, 1999).
Формирование здоровья детей педагогическими средствами должно зависеть не только от усилий педагога валеолога, но и от участия воспитателей, учителей всех специальностей, всего педагогического коллектива не только школ, дошкольных учреждений, но и учреждений дополнительного образования. Совершенствование учебных режимов и педагогических технологий силами только валеологов невозможно, если валеологическая культура всего педагогического коллектива недостаточна. Под валеологической культурой личности В. В. Колбанов понимает не только валеологическую осведомленность, но и динамический стереотип поведения, выработанный на основе истинных потребностей, способствующих здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих. Одной из трудностей внедрения валеологической парадигмы является требование валеоподготовленности педагогов всех специальностей.
В конце 90-х годов в России было открыто новое научное направление и специальность «Валеология», разработан образовательный стандарт для подготовки специалистов-валеологов. Государственная система образования по этой специальности должна быть направлена на подготовку специалистов, знающих функциональные возможности организма здорового человека на всех возрастных этапах, способных своевременно и эффективно определять отклонения от возрастных нормативов и реально обеспечивать индивидуальную коррекцию состояния человека и его развития. Профессиональная деятельность такого специалиста должна обеспечиваться междисциплинарными фундаментальными знаниями по биологии человека и практической подготовкой, обеспечивающей определение уровня здоровья и проведение коррекции в случае функциональных нарушений. Обсуждался вопрос об открытии специальности «Валеология» для присуждения кандидатских и докторских ученых степеней. К сожалению, не только не была введена новая специальность ВАК, но и прекращена подготовка специалистов с высшим валеологическим образованием. Несмотря на то, что валеология в настоящее время в Российской Федерации не имеет указанных официальных форм признания, многие известные ученые в ведущих Российских научных центрах активно работают над проблемами формирования, развития, сохранения и укрепления здоровья человека на всех возрастных этапах.
Значительных успехов в решении вопросов ва — леологического образования добились в ряде регионов РФ: Санкт-Петербурге, Кемеровской области, Ростовской области, Новосибирской области, Туле, Липецке, Красноярске и др. Назрела необходимость формирования валеологической службы не только в каждом образовательном учреждении, но и в целом в муниципальных, региональных и федеральной системах образования. Потребность в создании такой службы подтверждается тем, что несмотря на многочисленные методические, организационные, финансовые затруднения, она в различных регионах вводится в учебных заведениях всех типов и уровней.
Активная работа ученых разных специальностей по внедрению здоровьесберегающих форм обучения и методик обучения здоровью была продемонстрирована на I Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека», которая состоялась в Ростовском государственном университете в сентябре 2006 г.
Практика внедрения здоровьесберегающих технологий в систему образования Кемеровской области убедительно свидетельствует о необходимости создания в каждом муниципальном образовании целостной территориальной программы, которая ориентировала бы каждый район, город и каждое образовательное учреждение на решение (реализацию) формирования целостной здоровьесберегающей среды и социально-педагогического пространства в рамках трех основных проблем: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях; организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса; обеспечение непрерывного образования педагогов и учащихся по вопросам формирования, сохранения, укрепления и развития физического, психического и социального здоровья.
Стратегической целью предлагаемых программ является повышение качества образования при сохранении и развитии физического, психического и социального здоровья детей и подростков учреждений образования за счет осуществления индивидуально ориентированной психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи обучающимся, воспитанникам, психолого-физиологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса с целью решения проблем школьной и социальной адаптации и дезадаптации, научного обоснования выбора индивидуальных педагогических программ и профиля обучения.
В Красноярском государственном техническом университете создан валеологический центр, директором которого является профессор О. Н. Мос — ковченко, разработаны программы, включающие комплекс диагностирующих и профилактических мероприятий, повышающих интенсивность реализации валеологического направления в повышении жизнедеятельности человека. Опыт успешной работы валеоцентра уже распространен на другие вузы города. Показано, что внедрение здоровьесберегающих технологий в учебную деятельности позволяет повысить интерес студентов и развить потребность в самообразовании. Обмен авторскими образовательными программами специалистов разных вузов в смежных областях знаний существенно расширяет диапазон валеологического образования и способствует более быстрому внедрению новых образовательных технологий, направленных на эффективность учебного процесса при решении задач теоретического и практического характера. Цель здоровьесберегающих технологий: развитие устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию. Сформулированная цель определяет базис культуры здоровья как многопланового понятия целостной системы, компонентами которой являются не только физический потенциал человека, но и его духовное и нравственное здоровье — как социально-значимые качества личности. (Московченко, Фуряева. Красноярск).
Создан Центр Здоровья Тульского государственного университета. Разработано авторское оборудование для проведения мониторинга здоровья студентов. По результатам обследования в режиме реального времени формируется заключение, в котором указана группа функционального состояния, по Р. М. Баевскому, результаты и оценка выполненных тестов (в том числе в динамике), риски отклонения функциональных систем и подробная индивидуальная программа реабилитации. Программу реабилитации также можно пройти в Центре Здоровья.
В Центре медицинской профилактики «Истоки здоровья» в Рязани разработан и успешно применяется аппаратно-программный комплекс «Истоки здоровья» для оценки, прогноза и коррекции функциональных резервов здоровья (резервов адаптации) участников образовательной и трудовой деятельности, для создания и использования «Паспорта здоровья» человека.
В Томском государственном университете создан Автоматизированный комплекс для оценки функциональных резервов человека и ведения «паспорта здоровья». Комплекс зарегистрирован в Роспатенте, апробирован и внедрен в ряде учебных заведений Сибири, удостоен наград региональных выставок.
С целью ранней донозологической диагностики снижения возможностей организма предотвращать возникновение заболеваний в Современной гуманитарной академии (Москва) был разработан комплекс «Пульсар-А». Разработка велась на основе классических представлений вариационной пульсометрии. Программно-аппаратный комплекс Пульсар-А показал высокую чувствительность и воспроизводимость результатов при массовом обследовании и может быть использован для постоянной экспертизы состояния здоровья студентов, в качестве элемента здоровьесберегающей системы обучения в высших учебных заведениях, использующих дистанционные технологии как первичный, скрининговый метод (Качалова, Киш, Логинов, 2006)
В Санкт-Петербургском госуниверситете аэрокосмического приборостроения в рамках работы по теме «Методология скрининговой оценки здоровья детей и подростков с использованием мультифункциональных диагностических комплексов» на основе оригинальных авторских устройств неинвазивного съема информации были разработаны и изготовлены опытные образцы мультифункционального аппаратнопрограммного комплекса «Кириллица-Аз». Данный комплекс предназначен для одновременной регистрации ЭКГ по 12 каналам и последующего автоматического контурного анализа данных и реализации методик вариационной пульсометрии, разрешенных Министерством здравоохранения РФ. Использование комплекса «Кириллица-Аз» в рамках проводимых городским клинико-диагностическим (СПб.) скрининговых обследованиях более двух тысяч подростков в возрасте 10-15 лет показали, что такие характеристики комплекса, как устойчивая программная среда, возможность работы в режиме монитора, автономность, а также его предельная простота и удобство для среднего медицинского персонала, позволяют вплотную подойти к организационно-методической оптимизации диспансеризации юного населения Петербурга (Килимник и соавт., 2006).
Ученые Оренбургского государственного педагогического университета утверждают, что педагогика здоровья, базирующаяся на здоровьесберегающих образовательных технологиях, является новым приоритетным направлением в обучении. Ее основным предметом является валеологизация образования, которая предполагает:
1. Обучение управлению собственным здоровьем, выработку индивидуального стиля жизни и умения вносить в него в процессе текущей жизнедеятельности необходимые коррективы.
2. Овладение теорией и методикой формирования у детей, подростков и молодежи мотивации здорового образа жизни и выработки у них «здравосози — дающего» способа жизнедеятельности.
3. Формирование умений создавать в процессе воспитания и обучения детей подростков и молодежи (как в учреждениях образования, так и в семье) такой педагогической информационной среды, которая соответствовала бы истинным потребностям обучающихся и обеспечивала бы непроизвольное формирование у них основных компонентов здоровья — соматического, психического, социального (Меерзон, Ермакова, 2006).
Программа «ЭСКИЗ» (Экспертная Система Коррекции Индивидуального Здоровья), разработанная в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины в г. Оренбурге под руководством академика РАЕН И. А. Гундарова, является современным сертифицированным продуктом, ориентированным на анализ резервов здоровья и выявление факторов его возможной утраты. За относительно небольшой период своего использования программа «ЭСКИЗ» позволила продемонстрировать свои возможности при организации службы массовой индивидуальной профилактики основных неинфекционных заболеваний в поликлинических условиях (Дерябин, Комаров, 2006).
В г. Кирове учеными Вятского государственного гуманитарного университета была разработана и реализуется в школах города и области комплексная целевая программа «Школа здоровья» для классных руководителей, педагогов, родителей, учащихся. В учебной работе предпочтение отдается синтезу программы «Здоровье» с базовым компонентом учебного плана, т. е. используется здравотворческий потенциал учебных дисциплин и элективных курсов. В ряде школ ведутся уроки здоровья в 1-5 классах. Примером является программа элективного курса «Культура здоровья», который является одним их разделов регионального курса экологии и отражает современные представления о формировании здорового образа жизни и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Реализуемые программы направлены на решение главных задач формирования потребности здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью на основе создания положительных мотиваций путем самопознания, саморазвития, самосовершенствования (Воронина, 2006).
Таким образом, имеется реальная возможность улучшения состояния здоровья населения в современных социально-экономических и экологических условиях за счет внедрения системы формирования здорового образа жизни людей с детского возраста путем валеологизации образовательной среды.
Пред. статья
- Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе соблюдение принципов безопасного секса как профилактики СПИДа
Содержание книги
След. статья
- Концепция валеологических центров. Методология и концепция ведения паспорта здоровья
Комментарии к статье «Обучение здоровью — валеологическое просвещение»
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.
Для того чтобы понять нужно ли применять валеологию в дошкольном учреждении, необходимо разобраться, что такое «валеология» и откуда взялось это понятие?
Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.
Слово «валеология» происходит от латинскоого слова: «valeo» — быть здоровым». Этот термин в научный оборот ввел российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор Брехман, Израиль Ицкович, он и стал создателем новой отрасли медицины — валеологии, а также Брехман изобретатель многих лекарственных препаратов.
Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.
В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.
Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.
«Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Э. Н. Вайнер» [4]
Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.
Вайнер Эдуард Наумович выделил основные задачи валеологии :
- Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].
Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Валеологическая культура дошкольника подразумевает:
– знание о своем здоровье;
– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
– валеологическая компетентность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:
– Строение человека.
– Значение здоровой пищи.
– Как поддержать свое здоровье. [2]
Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.
Главными союзниками воспитателя в поддержании здоровья дошкольника, являются родители. Взаимодействие с родителями необходимо, так как они являются эталоном для ребенка. Воспитателю необходимо донести до них важность и необходимость участвовать в воспитании здоровья своих детей. Для этого необходимо проводить консультации на тему «здоровья»; мероприятия совместно с родителями «мама, папа, я — спортивная семья» и т. д.
Методы и приёмы на занятиях по валеологии:
Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).
Словесный метод — вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.
– диалог
– беседа (рассуждения)
– объяснения
– чтение литературы
Наглядный метод — использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.
– наблюдение
– показ (рассматривание картин, иллюстраций)
– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)
Практический метод — Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.
– рисунки
– аппликации
– поделки
– опыты
Игровой метод — позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.
– дидактические
– подвижные
– театрализованные
Инновационный метод — позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.
– Монтессори
– сказкотерапия
– пескотерапия
– ТРИЗ и т. д.
Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Литература:
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
- «Валеология: учебник для вузов», 2016 г. (цитата из библиотеки Google Книги).