Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Инновационный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни»

МБДОУ «Детский сад «Ромашка»

1сл. “Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Для грамотного подхода к решению задач по здоровьесбережению в нашем МБДОУ был составлен долгосрочный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

2сл. Актуальность проекта: В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. Более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации

3сл. Цель проекта: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранение и совершенствование здоровья ребенка – дошкольника.

4сл. Задачи проекта:

  1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
  2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
  3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
  4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
  5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

5сл. Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания).

6сл. Основные принципы проекта:

  • научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
  • активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
  • сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
  • единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных)
  • систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
  • целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)

— оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

7сл. Проект реализуется через следующие разделы:

  • укрепление материально – технической базы ДОУ
  • работа с детьми
  • работа с педагогами
  • работа с родителями

8сл Укрепление материально – технической базы:

  • музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, проектор, несколько гимнастических скамеек, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое.

На территории детского сада оборудована спортивная площадка для физического развития детей, для занятий на воздухе, она оснащена необходимым инвентарем и оборудованием (спортивный комплекс, горки, лиана).

В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

9сл. Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; систему закаливания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.

  1. Диагностику проводят: медицинский работник; воспитатели групп; учитель – логопед; педагог – психолог; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель.
  2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания.
  3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе); специальные мероприятия (водные, воздушные и солнечные).
  4. Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей:
  • повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
  • индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  • достаточный по продолжительности сон детей.
  • организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
  • Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

10сл Работа с педагогами:

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что у них главная социальная роль
  • просветительная работа по направлениям проекта
  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый ребёнок; здоровый педагог – больной ребёнок; больной педагог – больной ребёнок

Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.

11 сл. Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
  3. Внедрение новых здоровьесберегающих технологий, методов и упражнений для психического и физического развития детей;
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
  5. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
  6. Пропаганда здорового образа жизни;
  7. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

12сл. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика — проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
  • Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Бодрящая гимнастика — проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
  • Артикуляционная гимнастика — Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит учитель — логопед.

2. технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
  • Занятия из серии «Здоровье» — проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
  • Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
  • Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
  • Коммуникативные игры — проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

3. коррекционные технологии:

  • Технология музыкального воздействия — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
  • Арт-терапия — проводится сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.
  • Игротерапия — проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
  • Сказкотерапия — проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
  • Технологии коррекции поведения — Проводится как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
  • Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю для старших дошкольнико

35сл. Методические рекомендации по оздоровлению:

Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

36сл. Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей
  • пропаганда общественного дошкольного воспитания
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка
  • вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары
  • валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье

— включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

37сл. результаты реализации проекта:

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.

Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.

Следующая >

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Пухова

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии. Здоровье детей — одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей,если: Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию,гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Тема здоровья очень актуальна, поэтому в своей работе я использую различные методы для его сохранения у моих воспитанников. Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. А здоровый образ жизни-это образ, направленный на профилактику заболеваний, укрепление человеческого организма в целом. Технология-это мастерство, искусство, умение, совокупность инструментов для достижения желаемого результата, в широком смысле-применение научного знания. Здоровьесберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь, взаимодействие всех факторов, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах их обучения и развития, активное формирование здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Задачи: сформировать здоровьесберегающее поведение детей в условиях ДОУ, создать комфортную психологическую ситуацию в группе, обогащая ее положительными эмоциями, развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни.

В своей работе с детьми я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

• Валеологические и логоритмические упражнения, распевки (поднимают настроение, подготавливает детей к пению, помогают преодолеть речевые нарушения, так происходит сочетание слова и движений).

• Пальчиковые игры (развивают речь, двигательную активность пальчиков)

• Дыхательную гимнастику (формирует правильное дыхание, тренирует дыхательный аппарат, мышцы, устраняет дыхательные нарушения).

• Арт-терапию (предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом, придают уверенности ребёнку).

• Артикуляционную гимнастику (укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, готовит ребёнка к правильному произношению звуков).

• Психогимнастику –этюды, упражнения, игры (учит ребёнка контролировать эмоции, проводится коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств, преодолеваются барьеры в общении).

• Игротерапия-подвижные игры, игры соревновательного характера, сюжетно-ролевые игры (приводят к здоровому эмоциональному возбуждению, повышают стрессоустойчивость ребёнка, учат сопереживать и радоваться успехам других детей, улучшается память, ориентировка в пространстве).

• Музыкотерапия (создаётся положительный эмоциональный фон, происходит стимулирование двигательной функции, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат, выявляются творческие способности детей).

• Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Я стараюсь планировать каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Стараюсь создать такую среду в группе, которая благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, я использую все эти специальные технологии. А также провожу беседы с родителями, размещаю информацию в приёмной группы. В результате работы созданы картотеки, презентации.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии, которые используются мной в группе №10 в течение 2 лет.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня и особенности методики проведения.

Ритмопластика- не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка, учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности проводятся ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с местом и временем их проведения. Используются также игры на ускорение, внимание с движениями и музыкальным сопровождением.

Релаксация проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Используется спокойная, классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Осуществляется на занятиях, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая Проводится в любое удобное время, во время занятий по необходимости. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, отдельные упражнения включаются в гимнастику после сна. Обеспечить проветривание помещения, с детьми проводится беседа об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика пробуждения- ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по «дорожке здоровья»

.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

-1 раз в неделю по 30 мин. Могут быть включены в качестве познавательного развития.

Самомассаж используем в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Технологии музыкального воздействия. Музыкотерапия эффективна в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом- как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Сказкотерапия- 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Психогимнастика- курс специальных занятий 1 раз в неделю по 20-30 мин. Проводятся игры, этюды, упражнения, направленные на развитие и коррекцию сторон психики ребёнка, проводится профилактическая работа с детьми на предупреждение эмоциональных расстройств.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Результат использования здоровьесберегающих технологий, эффективность (положительная динамика результата)

.

1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогов, успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. 2. В течение межаттестационного периода в группе выявлено улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников 3. Сформированность навыков здорового образа жизни соответствует возрастным показателям детей. 4. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающая НОД сочетается с выполнением дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями. 5. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом. 6. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательнообразовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья. 7. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости в нашей группе. Уровень заболеваемости снизился и значительно снижено количество пропусков по болезни.

За два года показатели индекса здоровья выросли, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми подготовительной группы №10, укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]