Диагностика музыкального развития детей
КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Пояснительная записка
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкального развития дошкольников проводится во 2 – 6 группах (возраст детей от 2 до 7 лет) 2 раза в год с использованием определенных показателей. Показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей, определены для каждой возрастной группы.
Цель диагностики:
определение у дошкольников уровня трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма с целью оценки эффективности педагогических действий и организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)оптимизации работы с группой детей.
Диагностика проводится в течение нескольких занятий. Часть заданий дети выполняют небольшими группами, а часть – индивидуально. Диагностика проводится с использованием программного материала.
Результаты наблюдения заносятся в графы карты музыкального развития дошкольника.
Результаты наблюдения представляются в виде трехуровневой шкалы: оптимальный уровень, достаточный уровень, низкий уровень:
оптимальный уровень
: ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого:
достаточный уровень
: ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
низкий уровень
: ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
Метод педагогической диагностики
: наблюдение за каждым ребенком на музыкальных занятиях в ходе выполнения специально подобранных заданий.
1 младшая группа
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий) | Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы | Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки | Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук | Итоговый показатель (среднее значение) |
Диагностика музыкальных способностейрабочая программа на тему
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
в подготовительной группе
сентябрь года
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз.-слуховое представление. | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Высокий уровень 36 баллов
ближе к высокому 27-34
Средний уровень 24 баллов
ближе к низкому 13-20
Низкий уровень 12 балла
май год.
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз.-слуховое представление. | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Задания для диагностики музыкальных способностей детей
В подготовительной группе.
Начало года.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.
«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.
«1» — нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» — внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.
«2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.
«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.
«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..
«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» — внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.
«2» — слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.
«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» — узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.
«2» — слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.
«1» — нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» — внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.
«2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.
«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.
«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..
«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» — внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.
«2» — слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.
«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Начало года.
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.
«2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» — называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — называет правильно, но песенки не получается.
«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..
«3» — называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.
«2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.
«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» — поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.
«1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» — называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» — называет правильно, но песенки не получается.
«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.
«3» — называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.
«2» — называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма.
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»
«3» — точное выполнение ритмического рисунка.
«2» — не совсем точное.
«1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.
«3» — смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» — мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» — выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» — есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» — выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» — есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Конец года
Чувство ритма.
Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»
«3» — точное выполнение ритмического рисунка.
«2» — не совсем точное.
«1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» — смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.
«2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» — мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.
«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.
«2» — не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.
«1» — задание выполняет без желания, не проявляет интереса.
Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.
«3» — выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» — есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей
Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей.
1)Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма:
— для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1.
Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2.
Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3.
Упражнения на различение лада.
— для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений
Задание 1.
Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).
Задание 2.
Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3.
Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
— для установления уровня развития чувства ритма
Задание 1.
Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2.
Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара, дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный, важный уверенный марш.
Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3.
Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
2)Тест-игра «Тембровые прятки»
Цель:
выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии
— Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.
Критерии оценки:
- слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;
- средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
- высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.
3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»
Цель:
определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
— Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).
— А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).
Стимулирующий материал:
барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
- средний уровень = 2 – 3 балла;
- высокий уровень = 4 – 5 баллов.
4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель:
выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
— Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?
После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».
Стимулирующий материал
методики может подбираться диагностом самостоятельно.
Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
- средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
- высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.
5)Кот и котёнок
Цель:
выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
— Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до
1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например,
соль
1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?
Код задания | Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы) | Присуждаемый балл (за правильный ответ) | Правильный ответ |
1.1. | ми1 – соль2 | 1 | Кот — котёнок |
1.2. | соль2 – фа1 | 2 | Котёнок – кот |
1.3. | фа1 – фа2 | 3 | Кот — котёнок |
2.1. | фа2 – соль1 | 1 | Котёнок — кот |
2.2. | ми2 – соль1 | 2 | Котёнок — кот |
2.3. | ля1 – ми2 | 3 | Кот — котёнок |
3.1. | ля1 – ре2 | 1 | Кот — котёнок |
3.2. | ре2 – си1 | 2 | Котёнок — кот |
3.3. | до2 – си1 | 3 | Котёнок — кот |
Алгоритм предъявления теста:
Вначале даётся задание 1.3.
Далее, в случае правильного ответа –
задание 2.3.
, затем –
задание 3.3.
Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается –
1.2.
(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся
задание 1.1.
(1 балл). И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
- высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
- средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
- низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).