Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Мы юные дизайнеры»
Конспект занятия по детскому дизайну «Мы юные дизайнеры» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей представления о дизайне , как области искусства предметного мира;о ценности дизайнерских разработок ; о структуре конкретного трудового процесса (моделирование, изготовление одежды). Знакомство с новой техникой рисования «фроттаж».
Задачи:
-Продолжать, обобщать представления о связи труда людей занятых на одном производстве.
— познакомить детей с профессией модельер – дизайнер, её предназначением.
— Знакомить с работой великих кутюрье — дизайнеров (В. Юдашкиным, В. Зайцевым) .
-Познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой текстурного рисования фроттаж.
— Формировать умение в создании дизайна одежды используя полученные знания при выполнении практических заданий:украшение (дизайн) современной одежды.
-Совершенствовать навыки штриховки, регулировать силу нажима, подбирать цветовую гамму, закреплять умение создавать композицию.
— Развивать умения, необходимые для коллективного творчества, коммуникативные навыки, наблюдательность, творческие способности, эстетический вкус.
-Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе. Вызвать интерес к нетрадиционному изобразительному материалу и желание действовать с ним. — Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал и оборудование:картинки с изображением великих кутюрье– дизайнеров -В. Зайцева и его коллекции одежды, В. Юдашкина и его коллекции дизайнерской одежды. Коробка с катушками ниток, сантиметром, ножницами, иголками, мелом,наперстком, небольшой швейной машинкой, кусок ткани, лекало, готовое платья. Эскизы одежды на бумаге А 4, восковые мелки, мягкие цветные карандаши, разнообразные фактуры для подкладывания под бумагу, образцы готовых узоров.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: — Посмотрите ребята, сегодня на занятия я принесла красивую коробку. Давайте все вместе посмотрим, что в ней находится?
Педагог достаёт из коробки по одному предмету и предлагает детям назвать эти предметы (нитки, сантиметр, ножницы, иглы, мел, наперсток, ткань, небольшую швейную машинку, лекало, фасон платья).
Воспитатель: — Молодцы! Скажите, кто же работает с этими предметами, и что с помощью этих предметов можно делать?(Ответы детей).
Воспитатель: — Перечислите профессии, которые относятся к пошиву одежды?( Закройщик, швея, портной, модельер).
Воспитатель: — Вы правильно назвали профессии людей, которые занимаются пошивом одежды.
— Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Вопрос- ответ».
Вопросы: 1. Все люди во что-то одеты, где они приобретают свою одежду? 2. Как одежда попала в магазин? Кто её сшил? 3. Как называют тех людей, которые шьют одежду? 4. А если в магазине вы не сможете найти то, что нужно, где можно сшить одежду? 5. В ателье примет заказ человек, который кроит одежду. Как называется его профессия? 6. Принесли портнихе ткань, просят сшить платье. С чего она начинает свою работу? 7. Что нужно сделать, прежде чем раскроить платье для пошива? 8. Где портниха берёт модели одежды? 9. Кто придумывает модели одежды?
— Не все люди могут шить и придумывать красивую одежду. Нужно много учиться и любить это делать, быть фантазёром, иметь эстетический вкус.
Все профессии: швея, закройщик, модельер тесно связаны между собой и занятына одном производстве.
Воспитатель: — Вы все молодцы и верно ответили на все вопросы, правильно назвали профессии, которые участвуют в пошиве одежды и рассказали о функции каждой.
Воспитатель: — На сегодняшнем занятии, я предлагаю поближе познакомиться с профессией «Модельер – дизайнер».
Основная часть: Рассказ воспитателя.
Модельер (в русской традиции) – это специалист по изготовлению моделей одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, разрабатывающих декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
— Мы сейчас познакомимся с двумя известными модельерами – дизайнерами, первыми завоевавшими признание и славу в индустрии моды и прославившие эту творческую профессию не только в России, но и за приделами нашей Родины.
Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Человек года в мире моды.
Родился 2 марта 1938 года в Иванове, в рабочей семье. С отличием окончил Ивановский Химико-технологический техникум, получил квалификацию художника по росписи тканей. 1962 год — закончил с отличием Московский Текстильный институт. Работал на экспериментальной швейной фабрике. Сейчас возглавляет Московский Дом Моды. В. Зайцев ведёт многогранную творческую работу с молодыми художниками, модельерами и дизайнерами. Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место. (показ коллекции одежды от В. Зайцева)
Валентин Юдашкин родился 14 октября 1963 г. в поселке Баковка Одинцовского района Московской области.
Страсть к моделированию одежды у Валентина Юдашкина проявилась еще в школе. Днями и ночами, будущий кутюрье рисовал свои первые «модели» и сам же воплощал их в жизнь. Делал выкройки, шил из всего, что попадалось под руку — для себя и для друзей. После сдачи выпускных экзаменов для Валентина не стояло вопроса, куда пойти учиться. Новость о его решении огорчила родителей, считавших, что профессия модельера — «не для мужчин». В 1981 году Валентин поступил в Московский индустриальный техникум на факультет моделирования. Юдашкина не остановило и то, что на его курсе «Дизайн моды» были одни девчонкиТак получилось, что уже с первых шагов в профессии Юдашкин представлял российскую индустрию моды за рубежом коллекции его работ демонстрировались во всех мировых столицах мод, некоторые модели платьев Юдашкина находятся в Музее костюмов Лувра. Среди знаменитостей он считается королем свадебной моды. (показ коллекции)
Вашему вниманию я предлагаю коллекцию и других модельеров- дизайнеров, которые создают красивые платья не только для взрослых, но и для детей.)
(показ коллекции платьев для девочек)
Воспитатель: — Вам понравились необыкновенно красивые, эксклюзивные дизайнерские работы модельеров – дизайнеров? (ответы)
Школу юных модельеров собираюсь я открыть,
Не хотели б Вы, девчёнки и мальчишки, в эту школу поступить (да) Очень рада, но сначала, говорю без лишних слов
Одного желанья мало — каждый должен быть готов: РИСОВАТЬ — ЧЕРТИТЬ, КРОИТЬ И ШИТЬ Быстро научиться, а для этого нам всем
Школа «Юных модельеров» очень пригодится.
Воспитатель: — Я всех зачисляю в школу «Модельеров» и прежде чем пройти на рабочие места предлагаю поиграть в подвижную игру «Фигура с платками.»
(под музыкальное сопровождения проводится динамическая пауза)
Музыка звучит раз, Музыка звучит два, Музыка звучит три, Красивая фигура с платками замри. (играем 2 раза)
Воспитатель: — Какие красивые движения вы выполняли под музыку, а фигуры были интересные, молодцы.
— А сейчас я прошу пройти в школу и попробовать себя в роли модельеров — дизайнеров и разработать коллекцию одежды, а так как скоро наступит лето предлагаю сделать летнюю коллекцию под названием «Яркие краски лета». Ребята, посмотрите у вас на столах лежат модели одежды. (Юбка, шорты, платье, футболка)-вырезанные из бумаги заготовки.Выберите себе любую модель.Но ваши модели одноцветные и чтобы они стали дизайнерскими к ним надо подобрать ткань. Сейчас мы расскрасим ваши модели в технике ,которая называется фроттаж. Трафаретами для нашей ткани могут быть любые предметы с рифленой поверхностью: обычная расческа, салфетки, кружева, листья деревьев, терка для овощей, детали конструктора, гофрированный картон, москитная сетка, обои с выпуклым рисунком.Нужно взять трафарет и подложить его под ваш эскиз выбрать восковой мелок, который вам понравился, и заштриховать модель. С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей или восковых мелков можно создавать не только красивые ткани ,но и оригинальные рисунки.
Воспитатель:Ребята предлагаю вам выбрать шаблоны трафаретов и приступить к работе.
Рисовать нужно аккуратно, не выходить за контур фигуры, каждую деталь раскрашивать в одном направлении, придерживать основу, подбирать соответствующие цвета.
Самостоятельная работа детей в технике «Фроттаж». Индивидуальная помощь каждому.
Воспитатель: Сегоднявы все молодцы! Очень постарались, хорошие и интересные наряды у вас получились. Давайте устроим выставку работ. (работы вывешиваются на доске,дети комментируют свои работы, обсуждается каждая работа).
Воспитатель: — Когда вы станете взрослыми, может кто-то из вас станет известным модельером, закройщиком или портным.
Конспект занятия в старшей группе «Зимняя одежда. Головные уборы. Обувь»
Савина Наталья Викторовна,
МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида», г. Саранск
воспитатель
Конспект НООД в старшей группе
«Зимняя одежда, обувь, головные уборы».
Цели:
формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; развивать и активизировать речь; воспитывать мотивацию познавательной деятельности.
Предварительная работа:
рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащенная практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряжение, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?», «О чем может «рассказать» одежда?»
Материалы и оборудования.
Предметные картинки по теме одежда, для игры «Четвертый лишний», индивидуальный картинки по теме «Одежда». Предметы кукольной одежды.
Ход НОД.
Орг. момент.
Сядет тот, кто назовет предметы одежды.
Загадка про одежду:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло, И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено. Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать. Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос. Они о многом могут рассказать: Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять? Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши. Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье
— Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом — одежда.
2. — Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна? — Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога. (Выставляются карточки с изображением сезонных изменений: СНЕЖИНКА). — Какой это знак? (СНЕЖИНКА) — К какому времени года относится? (к зиме) — Какую одежду мы носим зимой? (тёплую) — Найдите и покажите карточки с зимней одеждой. — Посмотрите на карточки. Все правильно показали? — Как называется твоя одежда?
Игра «Четвертый лишний»
Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка) Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли) Для тела (куртка, шуба, шляпа, пальто).
(Выставляются карточки с предметами одежды, дети называют лишний предмет).
Игра «Зимняя прогулка» — физкульт. минутка
(выполнение движений за текстом)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
Текст книги «Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий»
Тема недели «Пернатые друзья»
Занятие 11. Это что за птица? (Рисование цветными карандашами)Программное содержание.
Учить детей самостоятельно рисовать необычных птиц и украшать их сказочными узорами. Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом. Развивать воображение, фантазию, художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.
Демонстрационный материал.
Книга В. Сутеева «Это что за птица?».
Раздаточный материал.
Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши.
Ход занятия
Заранее познакомьте детей со сказкой В. Сутеева «Это что за птица?». На занятии еще раз рассмотрите, какие странные и необычные получились птицы. Предложите придумать птицу, которая не существует, и нарисовать ее. Напомните, что у каждой птицы есть туловище, голова, шея, ноги, хвост, клюв. А уж какими будут эти части – ребенок может придумать сам и изобразить птицу на альбомном листе простым карандашом. Затем нужно раскрасить ее цветными карандашами, используя яркие цвета и причудливые узоры.
Занятие 12. Каргопольские птички (Роспись гуашью)
Программное содержание.
Познакомить с росписью каргопольской игрушки, ее характерными элементами (полосками, дугами и овалами). Учить украшать объемное изделие каргопольскими узорами. Развивать зрительную память, воображение и чувство цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Демонстрационный материал.
Каргопольские глиняные игрушки (свистульки: трубочки, уточки, курочки; фигуры животных: кони, олени, собаки, тройка белых коней; люди: пряха, сеятель с лукошком, бородач с охапкой дров, крестьянка с ребенком).
Раздаточный материал.
Вылепленные из глины на занятии по лепке и покрытые белилами (смешанными с клеем ПВА) уточки, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход занятия
Расскажите детям об истории зарождения и развития глиняной каргопольской игрушки: в северном городе Каргополе и его окрестных деревнях издавна изготавливались глиняные игрушки, их украшали мелом и печной сажей.
Своеобразна роспись игрушек. В ней северная сдержанность и суровость края. Узоры напоминают поле, колосья, цветы на лугу. Мастера использовали неяркие цвета бледных оттенков – серые, розовые, желтые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые. Существует три способа росписи: сплошная, пятнами и линиями, сочетанием штрихов (в виде своеобразного геометрического узора). Покажите детям образцы игрушек.
Предложите ребятам расписать своих птичек. Голову и шею утки можно полностью закрасить синим или зеленоватым цветом. А на белом туловище и хвосте расположить полоски, дуги и овалы.
Тема недели «Золотая осень»
Занятие 13. Радостная осень (Рисование акварелью)
Программное содержание.
Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи. Упражнять в рисовании разных деревьев. Подвести детей к пониманию, что в рисунке есть передний и задний план. Закреплять умение разбавлять акварель водой для получения светлых тонов. Учить приему размывки.
Демонстрационный материал.
Репродукции картин с изображением ранней и поздней осени.
Раздаточный материал.
Листы акварельной бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход занятия
Вспомните с детьми названия осенних месяцев.
Рассмотрите репродукции картин, определите, какое время года изобразили художники. Поставьте перед детьми проблемную ситуацию – почему осень такая разная? (Разные периоды осени.) В начале сентября солнце еще греет землю, к концу месяца на деревьях постепенно появляются разноцветные листья, в октябре начинается листопад, а в ноябре деревья уже стоят голые, начинаются заморозки, выпадает снег.
Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень» и предложите детям подумать, к какой картине можно отнести это стихотворение и почему:
Тихо. Все застыло В свете сентября. Где же ты, художник? Как зовут тебя? Кто раскрасил листья — Непонятно мне: Все деревья леса В золотом огне.
Верно, в стихотворении описывается период ранней (золотой) осени.
Спросите детей:
– Какие краски есть у ранней осени? (Зеленая, желтая, оранжевая, красная, охра, пурпурная.)
Осень в этот период можно назвать радостной, золотой. Обратите внимание ребят, как художник передает предметы, деревья, которые находятся близко и далеко. (То, что близко, рисуется крупно, а задний план – мельче и не так детально, передний план загораживает задний.)
Предложите детям подумать, как бы они изобразили золотую осень. Ребята проводят линию горизонта, делают набросок карандашом и оформляют рисунок в цвете, используя прием размывки кистью прямо на листе. В конце обязательно надо закрасить оставшиеся куски белой бумаги.
Занятие 14. Грустная осень (Рисование гуашью)
Программное содержание.
Обобщать знания детей о поздней осени и ее характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план. Развивать способность передавать колорит, характерный для поздней осени, подбирать нужные цвета. Учить передавать настроение в рисунке.
Демонстрационный материал.
Репродукции картин с изображением ранней и поздней осени.
Раздаточный материал.
Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход занятия
Рассмотрите репродукции картин, определите, на какой из них изображена поздняя осень. Поздней осенью на деревьях и кустах совсем мало листьев, идут дожди, деревья качаются от ветра.
Спросите детей:
– Какого цвета поздняя осень? (Коричневого, серого, черного.)
Прочитайте детям стихотворение В. Авдиенко «Осень»:
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, И нет просвета. Затерялось где-то Лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый — Кленовый.
Спросите детей:
– Какая осень вам представилась, когда вы слушали это стихотворение? (Грустная, дождливая.)
Предложите детям подумать, как бы они изобразили позднюю дождливую осень. Можно использовать рисование по мокрому листу бумаги. Ребята проводят линию горизонта, делают набросок карандашом (напомните им про передний и задний план), оформляют рисунок в цвете, используя краски грустной осени.
Тема недели «Комнатные цветы»
Занятие 15. Дюймовочка (Рисование гуашью)
Программное содержание.
Продолжать учить рисовать иллюстрации к сказке. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела; добиваться выразительности образа.
Демонстрационный материал.
Книга Г. X. Андерсена «Дюймовочка» с иллюстрациями.
Раздаточный материал.
Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход занятия
Заранее познакомьте детей со сказкой Г. X. Андерсена «Дюймовочка». На занятии прочитайте детям начало этой сказки: «Жила-была женщина. И у нее не было детей, а ей очень хотелось иметь ребеночка. Одна колдунья дала женщине ячменное зернышко, которое нужно было посадить в цветочный горшок. Из этого зернышка вырос большой чудесный цветок, очень похожий на тюльпан, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. Женщина не удержалась и поцеловала красные с желтыми прожилками лепестки. Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, внутри которого сидела крошечная девочка. Она была ростом с дюйм, вот ее и прозвали Дюймовочка».
Предложите детям самостоятельно нарисовать горшок с красивым цветком и Дюймовочку на цветке. Напомните ребятам, что цветок был большой, а девочка – маленькая.
Занятие 16. Жостовские цветы (Роспись гуашью)
Программное содержание.
Познакомить детей с русским художественным промыслом – жостовской росписью, с построением традиционных жостовских геометрических и растительных орнаментов и формами цветков (розы, ромашки, пиона и т. д.). Учить рисовать элементы росписи концом кисти, держа ее перпендикулярно поверхности листа. Упражнять детей в составлении композиции и красивом сочетании цветов. Развивать фантазию и воображение детей.
Демонстрационный материал.
Жостовские подносы, образцы элементов жостовской росписи.
Раздаточный материал.
Картонные шаблоны подносов (разные по форме), тонированные черной гуашью, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход занятия
Расскажите детям, что недалеко от Москвы есть село Жостово. В нем живут умельцы, которые на железных подносах рисуют букеты цветов (ромашек, роз, пионов, колокольчиков и др.). В центре подносов располагаются яркие, крупные и сочные цветы, ближе к краям – цветы помельче. Вокруг как бы разбросаны по подносу зеленые листья. Форма подносов разная – и овальная, и круглая, и прямоугольная, и квадратная, и даже треугольная. Есть подносы большие, как обеденный стол, а есть маленькие – не больше тарелки. Сделаны подносы из металла и покрыты лаком.
Раздайте детям шаблоны подносов и образцы элементов росписи. Покажите, как волнистыми линиями с точками и листьями украсить борта подноса. Предложите расположить в центре несколько простых по форме цветков: ромашки, васильки, цветки яблони, а вокруг разбросать зеленые листья.
Тема недели «Кто живет у нас в квартире»
Занятие 17. Семейка змеек (Рисование ватными палочками. Гуашь)
Программное содержание.
Учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию.
Демонстрационный материал.
Картинки с изображением змей.
Раздаточный материал.
Альбомные листы, простые карандаши, ватные палочки, гуашь, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Э. Котляра:
Вот она семейка: Змей, Змея И змейка!
Спросите детей:
– Из скольких змей состоит эта семья? (Из трех.)
Предложите рассмотреть изображение змей и нарисовать их на альбомном листе простым карандашом. Затем нужно на кончик ватной палочки набрать гуашь определенного цвета и прижать к туловищу змеи. Из точек можно составлять различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т. д. Для того чтобы сменить цвет, надо взять чистую ватную палочку.
Занятие 18. Золотая рыбка (Рисование восковыми мелками и акварелью)
Программное содержание.
Учить использовать различные средства выразительности – линии, цвета. Учить соединять в рисунке несколько техник рисования. Развивать художественные способности.
Демонстрационный материал.
Книга А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями.
Раздаточный материал.
Листы акварельной бумаги, восковые мелки, акварельные (или акриловые) краски, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход занятия
Заранее познакомьте детей со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Начните занятия с чтения отрывка из этой сказки:
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу Раз он в море закинул невод — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод — Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой – золотою.
Спросите детей:
– Какой вы представляете себе эту сказочную рыбку? (Переливающейся, кружевной и т. д.)
Предложите восковым мелком нарисовать туловище рыбки (во весь лист) и разделить его тонкими линиями на отдельные чешуйки. Затем каждую чешуйку закрасить акварелью определенного цвета. Получится рыбка, переливающаяся разноцветными чешуйками. Вокруг можно нарисовать море и водоросли.
В конце занятия обсудите с детьми нарисованных рыбок, отметьте красивые сочетания цветов.
Это занятие можно усложнить, если контуры и чешуйки рыбки прорисовывать тушью при помощи палочки или пера.
Тема недели «На кухне»
Занятие 19. Гжельская посуда (Роспись гуашью)
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, усиками, пружинками, листиками, сеточками, цветами). Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Демонстрационный материал.
Посуда гжельских мастеров (чашки, блюдца, кувшины, вазы, чайники, подносы), образцы элементов гжельской росписи.
Раздаточный материал.
Шаблоны чашек и тарелок, белая и синяя гуашь, тонкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Напомните детям о гжельском промысле: «С давних пор в подмосковной деревне Гжель (от слова „жечь“ – обжигать глину) создают из глины гончарные изделия и игрушки, разные по форме, но расписанные синей краской по белому фону».
Рассмотрите с детьми узоры на гжельской посуде. Обратите внимание на кайму: она может состоять из многократно повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков и т. д. Кайма расположена в верхней и нижней частях изделия. В центре располагаются цветы из «капелек», «мазков» и «завитков». Один из главных элементов – это роза или лепестки роз. Розы могут быть составлены в букет, а могут быть «разбросаны» по всей поверхности изделия. Также фарфор украшают диковинными синими птицами или сценками из жизни людей. Покажите детям на отдельном шаблоне способ выполнения узоров на кайме и в центре. Обратите внимание детей, что гжельская роспись рисуется сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом.
Вспомните с детьми, как получить голубой цвет. Раздайте ребятам шаблоны и предложите, опираясь на образцы, украсить шаблон в стиле гжельской росписи. Шаблон можно поворачивать в разные стороны, чтобы рука с кистью находилась в удобном положении.
Занятие 20. Гжельское блюдце (Роспись гуашью)
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать блюдце из папье-маше простейшими видами растительных орнаментов (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, усиками, пружинками, листиками, сеточками, цветами). Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному искусству.
Демонстрационный материал.
Посуда гжельских мастеров (чашки, блюдца, кувшины, вазы, чайники, подносы), образцы элементов гжельской росписи.
Раздаточный материал.
Выполненные на занятии по аппликации блюдца из папье-маше, покрытые белой гуашью с небольшой примесью клея ПВА, белая и синяя гуашь, тонкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Положите перед детьми образцы элементов гжельской росписи и предложите самостоятельно украсить блюдце бордюрами и простейшими растительными орнаментами.
Тема недели «Моя комната»
Занятие 21. Обои (Рисование восковыми мелками)
Программное содержание.
Учить детей составлять узоры для обоев. Продолжать учить подбирать контрастные цвета. Закреплять умение рисовать восковыми мелками. Развивать художественный вкус, фантазию, воображение, самостоятельность.
Демонстрационный материал.
Квадраты, вырезанные из разных обоев и наклеенные на картон (в середине каждого квадрата вырезана какая-либо геометрическая фигура), заплатки к этим обоям в виде соответствующих геометрических фигур.
Раздаточный материал.
Листы акварельной бумаги, восковые мелки.
Ход занятия
Разложите перед детьми куски различных обоев и попросите подобрать подходящие заплатки.
Предложите детям самим придумать узоры для обоев и расположить их на листе. Предпочтительно использовать яркие цвета. Можно сделать полосатые обои или обои, усыпанные точками, цветами и т. д.
Занятие 22. Фоторамка (Рисование клеем. Акриловые краски)
Программное содержание.
Познакомить детей со способом создания «клеевой» картинки. Учить выполнять работу в строгой последовательности для получения нужного результата. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, самостоятельность в создании рисунка. Воспитывать аккуратность.
Раздаточный материал.
Фотографии детей, вырезанные из картона рамки разных форм (квадратные, прямоугольные, круглые, овальные) для фотографий, простые карандаши, клей ПВА с узенькой насадкой, широкие мягкие кисти, акриловые или акварельные краски, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Попросите детей принести свои фотографии. Вместе с детьми рассмотрите фотографии, попросите детей рассказать, что на них изображено.
Предложите сделать рамки для фотографий. Детям нужно выбрать понравившуюся форму рамки, наметить простым карандашом любые узоры (полосы, волнистые линии, завитки, точки, цветы и т. д.). Затем на контуры узоров нанести тонкой выпуклой линией клей из флакона со специальной насадкой.
В свободное от занятий время, когда клей подсохнет, рельефную рамку дети полностью покрывают акриловой или акварельной однотонной краской.
Рамка для фотографии готова.
Тема недели «Мой гардероб»
Занятие 23. Вологодские кружева (Роспись белой гуашью)
Программное содержание.
Развивать интерес к созданию кружевных изделий. Учить выделять разные построения узоров. Учить рисовать элементы вологодского плетеного кружева – волнистые и прямые линии, капельки, завитки, узелки, сеточки, кружочки. Закреплять умение рисовать кончиком кисти. Формировать эстетический вкус.
Демонстрационный материал.
Кружевные вологодские изделия (салфетки, накидки, покрывала, воротнички, манжеты), образцы элементов рисования плетеного кружева, репродукция картины В. Тропинина «Кружевница».
Раздаточный материал.
Шаблоны черного цвета в виде свитеров, белая гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Скажите детям, что люди издавна стремились украсить одежду: вышивкой, бисером, лентами, рюшками, воланами. А в городе Вологде люди создавали кружевные изделия (покажите детям образцы). Обратите внимание детей, что кружева как бы вырезные – есть плотная и прозрачная части. Кружева плетут из тонких нитей, начиная с центрального круга и создавая вокруг него узоры в виде кругов побольше, а также прямых и волнистых линий, капелек, завитков, узелков и сеточек. Плетут кружева с помощью деревянных палочек (коклюшек). Покажите детям картину В. Тропинина «Кружевница».
Раздайте детям шаблоны темных свитеров и предложите украсить их тонкими белыми кружевами.
Занятие 24. Русская народная одежда (Рисование цветными карандашами и фломастерами)
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания детей о русской народной культуре. Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов. Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные особенности, и украшать ее растительными узорами (цветами, листьями, стеблями, травками).
Демонстрационный материал.
Изображения русского народного костюма, образцы элементов вышивки растительных узоров.
Раздаточный материал.
Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Покажите детям изображения русской народной одежды (женской и мужской) и немного расскажите о ней: «Женщины по праздникам носили длинные белые рубахи – сорочки, украшенные вышитым узором. Сверху надевали сарафаны, тоже расшитые узорами или оформленные аппликацией из ярких лент или тканей. На голову надевали платки и кокошники, украшенные бисером, жемчугом, перламутром. Самой распространенной обувью были лапти, а зимой – валенки.
Мужчины одевались в вышитые рубахи с поясом, которые назывались косоворотки, порты (штаны), на голове носили картузы, а на ногах – лапти или кожаные сапоги».
Раздайте детям образцы вышивки растительных узоров, расскажите, чем женщины украшали одежду: вышивали на ней различные геометрические, растительные или зооморфные (животные) узоры. Растительные узоры состояли из стеблей, травок, листьев и цветов. Обратите внимание детей на то, где располагалась вышивка: по краям рубахи (на вороте, на рукавах и подоле), в центре и понизу на сарафанах.
Предложите мальчикам простым карандашом нарисовать мужскую одежду (рубаху и штаны), а девочкам – длинную рубаху-сорочку и сарафан без рукавов. Затем закрасить цветными карандашами, а растительные узоры выполнить фломастерами.
Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны
Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию на тему «Кукла в национальном костюме», 09.11.2020 год
Цель: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить детей с разными видами национальной одежды, традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
– Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение и форму, пропорции частей тела.
– Учить изображать характерные особенности национального костюма.
– Закреплять навыки в технике работы карандашом. Продолжать учить рисовать контур простым карандашом.
Развивающие:
– Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук.
– Расширять кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные:
– Воспитывать интерес к культуре разных народов.
– Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Словарная работа: сарафан, кокошник, рубаха-косоворотка, шаровары, картуз, оберег, вышивка.
Материал: картинки с изображением людей в национальных костюмах, куклы в русских национальных костюмах и картинки на ТВ с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, листы и простые карандаши на каждого ребенка, ластики.
Ход занятия:
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, 4 ноября мы с вами отмечали День народного единства и говорили о том, что мы живем в самой большой стране – в России. В нашей стране живут люди разных национальностей, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. Предлагаю вам пройти на выставку и попробовать по костюмам угадать национальность.
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Не смотря на все различия, все мы живем в России и главный язык – русский, а все мы россияне и всем нам нужно жить дружно.
- Мотивационный момент.
Раздается стук в дверь, воспитатель заходит вместе с куклами, одетыми в русский национальный костюм.
Воспитатель (другим голосом): Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон.
- Основная часть
Воспитатель: Какие странные гости к нам пожаловала. И одеты чудно и здороваются по-особенному. А прибыли наши гостьи Иван да Марья из Древней Руси. На нем рубаха, а на ней сарафан расписной. Включается музыка.
– В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.
– Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.
– Посмотрите какие красивые узоры-символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты).
– По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце. Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
– Например, на что похож вот этот знак? (солнце) Правильно солнце.
– А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие, счастье, благополучие.
– На что похож этот знак? (ручеек). Бежит, журчит, несет радость.
– Другой знак – это засеянное поле и обозначает достаток.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отблагодарить наших гостей Ивана да Марью и сделать им подарок, нарисовав их.
– Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:
Это чья рубашка? (сжимают и разжимают пальчики)
Белые горошины? (показать пальцами «горошины»)
Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
Это чей сарафан
С белыми ромашками? (сжимают и разжимают пальчики)
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки. (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
– Как вы думаете с чего мы начнем рисовать?
– Сначала надо решить, кого из них вы хотите нарисовать.
– Рисовать мы начнем с фигуру человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально, выпрямляем спинки и приступаем.
– Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому изображаем вверху, в середине листа голову нашей куклы в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.
– Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.
– Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана у Марьи.
– Прорисовываем рукава рубахи в форме овала и шаровары у Ивана.
– Прорисовываем сарафан.
– Рисуем кокошник или картуз кепку, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.
– Рисуем волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с ленточкой. Сапоги на ногах у Ивана, а у Марьи они проглядываются из-за сарафана.
– А теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.
Воспитатель: Ребята, после того как вы сделали набросок простым карандашом, что будем делать дальше?
– Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы. Это мы продолжим делать на следующем занятии или сегодня вечером.
- Итог занятия:
– Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?
– В каком костюме к вам приходили гости? (в русском национальном костюме)
– Из чего состоит русский национальный костюм у Марьи? (рубаха, сарафан, кокошник, сапоги)
– Из чего состоит русский национальный костюм у Ивана? (рубаха, шаровары, картуз кепка, сапоги)
– Вы хорошо поработали, на следующем занятии мы продолжим нашу работу и подарим рисунки Ивану да Марье.
09.11.2020 в 17:05. Рубрики: Занятия. Темы: Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе