Беседы о доброте
Нравственные беседы с ребенком очень важны. Они не только способствуют развитию кругозора у детей и умению рассуждать, но и воспитывают умение видеть и дарить доброту другим, воспитывают в детяхвежливость, внимание и заботу.
Что такое доброта
Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она связана с другими положительными качествами: человечность и человеколюбие, благородство и великодушие, вежливость и воспитанность, забота и сочувствие, доброжелательность и внимательность, чуткость и терпение.
Давайте разберемся, что значат эти черты характера.
Человечным называют того, у кого внутри доброе сердце, который любит других людей и поступает как настоящий человек.
Когда человек любит людей, старается видеть в других хорошее, помогает людям, то такое качество называется человеколюбием.
Благородство– умение в любых ситуациях вести себя красиво, честно.
Великодушный человек обладает величием души, умеет прощать и даже с нехорошими людьми ведет себя красиво и честно.Такое человек не причиняет зла животным, бережно относится к природе.
Чуткость – это когда человек хорошо понимает и чувствует настроение и желания другого человека, способен его пожалеть.
Отзывчивость – это когда человек отзывается на чужие просьбы, старается помочь.
Вежливость – это доброжелательное, уважительное поведение и общение человека с другими людьми.
Доброжелательность – способность хорошо относиться к людям, животным, природе, желать добра близким и чужим людям.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
Люди рождаются с разной степенью доброты. Но можно увеличивать количество доброты в себе, нужно стремиться быть добрым. Зачем быть добрым? Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают, хорошо относятся, когда у него много друзей. Но это возможно лишь в том случае, когда человек сам так ведет себя с другими. У равнодушного, злого, грубого человека черствая душа, с ним неприятно и неинтересно дружить. И только отдавая хорошее, мы можем надеяться на прекрасное отношение к нам окружающих людей.
Доброта настолько важна людям, что есть специальный праздник — Всемирный день доброты. Он отмечается ежегодно 13 ноября.
Детям довольно сложно воспринимать абстрактные понятия. Объясняя, что такое доброта, приводите конкретные отрицательные и положительные примеры из литературы и жизни, читайте философские сказки и обсуждайте их, и, конечно же, вдохновляйте детей своим примером.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
«Философия для детей в сказках и рассказах» М. А. Андрианов Эта книга предлагает юным читателям и их взрослым наставникам заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем. Книга научит ребенка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и значительно уточнит его восприятие и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений. | |
«Философия для детей в рассказах и картинках» Петр Экберг Увлекательное повествование Петра Экберга и прекрасные прекрасные иллюстрации Свена Нурдквиста заставят детей задуматься об общечеловеческих и важных нравственных ценностях, а не просто прочитать книгу. Картинки в книге «Философия для детей в рассказах и картинках» носят дополняющий характер и представляют собой маленькие сценки из жизни, иллюстрирующие определенные моменты, разбираемые в книге. Издание адаптировано для России: в качестве примеров используются, например города России, Шуховская башня. | |
«Философия в сказках. Пособие по воспитанию» Л. Сурженко Как ответить ребенку на сложные вопросы? Проще всего сделать это, рассказав сказку. Перед каждой сказкой автор обращается к ребенку, освобождая родителей от навязывания темы, чтение превращается в игру в вопросы и ответы. А ведь это же является любимым занятием всех детей! В конце каждой сказки можно просто поговорить, задавая друг другу вопросы. Это освободит родителей от скучных нравоучений и сделает общение интересным, радостным и продуктивным. Кроме всего прочего, совместное чтение сказок — это прекрасный досуг. |
Что такое доброта?
Конспект игрового НОД, посвящённого понятию «доброта», для детей средней группы.
Цель:
обучение детей правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать чувства других людей, формирование умения управлять своими чувствами и эмоциями.
Задачи:
- расширять представление о доброте;
- развивать у детей коммуникативные навыки, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства;
- расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям;
- раскрывать значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
- формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим;
- учить детей правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать чувства других людей.
Предварительная работа:
беседа на тему доброта, рассматривание иллюстраций хороший и плохой поступок.
Оборудование и материалы:
книга Г. Остера «Вредные советы», «волшебный» стул, подборка музыкальных произведений, мольберт, солнышко, кукла Добряша, листочки цветка, сердечки, шарики.
Ход занятия
Воспитатель:
Дорогие мои дети, предлагаю сегодня вам отправиться в страну Доброты, где живут только добрые и внимательные жители. Эти жители очень гостеприимные, и они очень любят играть с детьми. Но в свою страну пускают только добрых и воспитанных детей. Напомните мне, пожалуйста, как нужно вести себя в гостях. (
Ответы детей
.)
Воспитатель:
Молодцы. Итак, отправляемся в гости. (
Дети под музыку проходят на ковёр. Появляется сказочный персонаж – Добряша
.)
Добряша
: Добрый день, дорогие гости, рада вас видеть. Что делают воспитанные люди при встрече? (
Здороваются
.) Давайте и мы так сделаем: поздороваемся с нашим солнышком, с нашими цветочками. (
Разминка. Дети тянутся вверх к солнышку, наклоняются вниз к цветам, которые лежат на ковре
.) Ой, что такое? У нас случилась беда. Налетел сильный ветер и оборвал все лепестки с волшебных цветов. Дети, мне очень нужна ваша помощь. Поможете? (
Да
.)
Добряша
: Лепестки, ребята, не простые, а волшебные. Нужно вначале сказать доброе слово, а потом положить лепесток в корзинку. (
Дети собирают лепестки и по очереди говорят вежливые слова: спасибо, пожалуйста, до свидания и другие
.)
Добряша
: Спасибо! Дети, я хотела бы вам сказать, что каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу те искорки тепла и любви, что живут в наших сердцах. А наш круг назовём «Круг друзей». (
Дети встают в круг и в соответствии с текстом имитируют движения
.)
Добряша
: Ты – мой друг и я – твой друг. Становись скорее в круг! Крепко за руки возьмись и друг другу улыбнись! Хлопни, топни, покружись И друг с другом обнимись!
Почувствовали, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта? (Ответы детей
.)
Добряша
: А сейчас я вам предлагаю сесть на стульчики. Сегодня я хотела бы с вами поговорим о доброте. Об этом удивительном и волшебном слове! Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? (
Ответы детей
.) А любите слушать сказки? (
Да
.) Сказочные герои всегда бывают только добрые? (
Ответы детей
.)
Добряша
: Сейчас я хотела бы посмотреть, как хорошо вы знаете добрых и злых сказочных героев? (
Игра «Какой это сказочный герой». На мольберте висят изображения героев, дети поочерёдно называют героев и говорят, добрый или злой персонаж
.)
Добряша
: Вы очень хорошо справились с этим заданием. А вам известно, что добро – слово многозначное. Под словом «добро» понимают сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Добром также называют хорошую музыку, задушевные стихи, нежные слова. Но часто слово «добро» обозначает поступки, которые должен делать каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (
Ответы детей
.)
Добряша
: Каждый человек должен уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить. А вы умеете говорить добрые слова? (
Да
.)
Добряша
: Сейчас я это проверю, мы поиграем с вами в игру «Волшебный стул». (
Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют: «Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись». После того, как песенка закончится, тот, кто окажется ближе к стулу, садится на него. А все остальные по очереди говорят ему хорошие и добрые слова
.)
Добряша
: И правда, вы умеете быть добрыми. А, как вы думаете, быть добрым это легко? (
Ответы детей
.)
Добряша
: Да, вы правы, быть добрым очень нелегко, иногда и поделиться с другом игрушкой не хочется, иногда обидят – и прощать не хочется. Но я открою вам одну маленькую тайну, если научиться быть добрым, то у вас всегда будет много-много друзей. Вы со мной согласны? (
Да
.)
Добряша
: А сейчас я хотела бы посмотреть, какие вы друзья. Я вам буду задавать вопросы, если сказано правильно, хлопайте в ладоши и говорите «да-да-да», если неправильно – топайте ножками и говорите «нет-нет-нет». Будем крепко мы дружить? Нашей дружбой дорожить? Мы научимся играть? Другу будем помогать? Друга нужно разозлить? А улыбку подарить? Друга стоит обижать? Чай с друзьями будем пить? Будем крепко мы дружить?
Добряша
: Теперь я вижу, какие вы хорошие друзья! А вот вежливые ли вы друг с другом? Сейчас мы это и проверим. У меня есть большое сердечко и много маленьких. Маленькие сердечки оторвались от большого. Помогите, пожалуйста. (
Дети отвечают на вопрос и приклеивают маленькое сердечко на большое. Примеры вопросов. Какие слова говорят при встрече? Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнёшь? Кто должен уступать место в транспорте? Как ты попросишь у друга игрушку?
)
Добряша
: Молодцы, здорово справились с заданием. Я вижу, какие вы добрые и отзывчивые дети. Оставайтесь такими всегда. (
Сюрпризный момент – каждый ребёнок получает от Добряши воздушный шарик с улыбающимся смайликом
.)
Ольга Харитонова, воспитатель ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, П-1