Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
Изучение математики — неотъемлемая часть образовательного процесса. Стремительное развитие науки и техники в большом количестве отраслей — от строительства зданий до освоения космоса — требует от современного человека соответствующих знаний. Поэтому первые шаги в этом направлении ребёнок делает ещё в детском саду. Ещё пара аббревиатур, которые стоит запомнить — это НОД, непосредственная образовательная деятельность, и ООД, организованная образовательная деятельность. Формирование математических представлений также соотносится с ними.
Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит прежде всего в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения.
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):
- освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
- овладение конкретными приёмами в когнитивной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
- стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы:
- изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах пяти;
- обучение операциям сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
- знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат; цилиндр, шар и куб; конус и цилиндр, овал и круг;
- формирование умения отделять форму от других признаков предмета;
- совершенствование навыков движения и поворота корпуса в указанном направлении, ориентации в двухмерном пространстве (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
- развитие временных представлений: последовательности годовых сезонов и частей суток;
- освоение специальной терминологии, позволяющей проговаривать свойства предметов.
Малыши в игровой форме обучаются количественному счёту, изучают цифры
Проектная деятельность по математике в средней группе
Разберём отдельные понятия, относящиеся к образовательной программе дошкольников.
Занятие по математике — узконаправленный способ осуществления образовательной деятельности. А образовательный проект — это комбинированный и расширенный вариант реализации образовательной деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (математика, речевое развитие, музыка, рисование, лепка и т. д.), имеющих общую тему.
Проект может быть:
- краткосрочным — от одного занятия до одной недели;
- долгосрочным — от месяца до года.
Структура проекта:
- подготовительная работа;
- основная часть;
- итоговый этап.
Направления и формы реализации:
- Интеллектуально-познавательное развитие: просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
- викторины и интеллектуальные игры;
- домашние задания;
- демонстрационный материал и дидактические пособия (информационные стенды, папки-передвижки, плакаты, газеты и т. д.);
- праздничные мероприятия;
- экскурсии, посещение музейных экспозиций и театральных постановок.
Фотогалерея: отчётная презентация краткосрочного проекта по математике
Фотогалерея: отчет по долгосрочному проекту по математике
Основные приёмы работы с детьми 4–5 лет
Педагог может использовать в методической работе широкий спектр инструментов.
Наглядные приёмы (образец, показ)
Показ педагога сопровождается активными действиями самих малышей, что помогает добиться эффективного усвоения и закрепления нового материала. Дети выполняют простейшие математические операции, проговаривая хором свои действия. К ним относятся:
- определение численности множества предметов;
- определение их длины;
- элементарный счёт.
Освоение новых интеллектуальных навыков (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий, выражений и слов показ заменяется устнымик действиям.
Фотогалерея: наглядные пособия по математике для детей 4–5 лет
Видео: развивающие игры своими руками
Словесные приёмы
Словесные приёмы, такие как указания, пояснения, вопросы стимулируют активное внимание детей, помогают запомнить новые термины и лексические выражения. Пояснения должны быть чёткими, краткими и понятными для детей. Во время ответов детей педагог проявляет терпение, не перебивает, выслушивает до конца, старается не отвечать за ребёнка, при необходимости задаёт дополнительные вопросы, которые помогают ребёнку справиться с заданием самостоятельно.
Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?». Интеллектуальное озарение поможет испытать чувство удовлетворения, принесёт радость от процесса познания мира.
Важно заметить, что воспитанникам средней группы необходимо с первых занятий давать познавательные задания с целью развития природной любознательности и пытливости ума. Знания, приобретённые путём самостоятельного обследования, станут ценным опытом, а новые слова и понятия будут восприниматься более осознанно.
Видео: познавательные задания и подвижные игры на занятии по математике
Игровые приёмы: обучение и развлечение
Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности. Поможет и привлечение персонажей, сказочных сюжетов. «Полоть грядки» вместе с кроликом в поисках морковки (и считать оставшееся количество сорняков) для ребёнка гораздо интереснее, чем решать математические примеры вне игрового контекста.
Таблица: картотека дидактических игр на порядковый счёт и простые арифметические вычисления
Видео: игровые задания по математике в средней группе
Мотивирующее начало занятия
Чтобы обучение было эффективным, детей необходимо правильно настроить на работу, заинтересовать их процессом. Для этого в дошкольной педагогике есть целый комплекс мер.
Обыгрывание сценарного и тематического характера занятия
Живой интерес к выполнению сложных заданий и упражнений поможет пробудить творческий подход воспитателя. Для активизации внимания своих воспитанников можно использовать в работе популярный и любимый детьми сказочный или литературный сюжет, интересные наглядные пособия, математические стихотворения, загадки, считалки и т. д. Появление сказочного героя создаст ситуацию, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
- «Сказка в гости нас зовёт» — воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачки.
- «Маша спасает братика» — занятие выстраивается вокруг сюжета популярной народной сказки «Гуси-лебеди». Педагог рассказывает историю о непослушной девочке Маше, которая наперекор родительской воле убежала в лес с подругами, а братика оставила одного дома. Маша так увлеклась сбором ягод и грибов, что потеряла кличи к дому. Воспитатель просит детей помочь подобрать правильный ключ определённой геометрической формы, который откроет дверь. Попав в дом, Маша обнаруживает, что Ванечку унесли злые птицы к Бабе-Яге. Теперь ребятам нужно преодолеть испытания и спасти маленького братика.
Примеры вопросов для вводной беседы (дети рассматривают картинки):
- Вы узнали сказку?
- Сколько деревьев вокруг Теремка?
- Сколько окошек в домике?
- Сколько Маша собрала грибов и ягод?
- Сколько девочек на полянке?
- Сколько осталось девочек, когда Маша убежала домой?
Развивающие фильмы и видеофрагменты
Короткие видеоролики, анимационные фильмы на изучаемую тему бывают также полезны в работе педагога, поскольку это простой способ привлечь внимание ребёнка. Однако злоупотреблять ими не стоит, рекомендуется использовать не более 2–3 видео на занятии.
Видео: развивающий мультик про цифры «Считаем с Полой» (цифра 5)
Темы для воспитателей по самообразованию математической направленности
- Формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира посредством дидактических игр математического содержания. (Это о форме, цвете, размере, количестве, числе и т. д.)
- Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
- Формирование элементарных математических представлений дошкольников в процессе различных видов деятельности.
- Использование ИКТ на занятиях по математике в средней группе.
Знакомство с важнейшими логическими операциями, формирование элементарного уровня математических представлений, изучение абстрактного понятия о числе, умение определять качественные признаки предметов и систематизировать их по определённым свойствам — значимое условие качественной интеллектуальной подготовки детей к школьной жизни. Развивая и воспитывая своих маленьких подопечных, воспитатели понимают, что от того, насколько удачны и продуктивны будут их педагогические усилия, зависит будущее успешное развитие математических знаний и интеллектуальной культуры ребят в целом.