Конспект фронтального занятия для детей с ОНР в подг. группе по лексической теме:«Фрукты. Сад»


Конспект логопедического занятия «Фрукты-овощи»

Тема: Фрукты-овощи.

1. Коррекционно-образовательные цели:

Развивать и активизировать словарный запас детей по теме: «Овощи-фрукты». Совершенствование грамматического строя речи -употребление относительных прилагательных.

2. Коррекционно-развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Развитие артикуляционной и общей моторики. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов, корзинка, муляжи овощей и фруктов, натуральные овощи (целые и разрезанные на части), мяч.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедим мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть какие овощи созрели на грядках, какие фрукты поспели.

«Попробуем овощи».

Логопед раздает детям по две картинки с изображением овощей и спрашивает: «Что ты съешь сначала, а что потом?»

«Сначала я съем помидор, а потом — огурец» (кукуруза-баклажан, перец-морковь, свекла-редис, кабачок-огурец, картофель-тыква, капуста-репа).

2.

«Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.

Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.)

Помидор какой? (Красный, крупный, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д.

3.«Узнай по описанию» один ребенок описывает овощ, другие угадывают.

Круглый, сочный, полезный, мягкий (помидор). Овальный, круглый, шершавый, зеленый, твердый (огурец). Круглая, зеленая, сочная, твердая (капуста). Треугольная, оранжевая, твердая, хрустящая, вкусная (морковь).

(морковь). Круглый, жгучий, витаминный, твердый (лук). Круглая, бордовая, сладкая, витаминная (свекла).

4. «Назови сок, салат».

-употребление относительных прилагательных.

Сок из моркови-морковный, суп из гороха–гороховый, сок из капусты- капустный, суп из картофеля – картофельный, сок из свёклы- свёкольный, салат из огурцов- огуречный, сок из тыквы-тыквенный, суп из лука-луковый.

5. «В земле или на земле». Картофель растет в земле, а капуста на земле. Морковь-огурец, баклажан-свекла, помидор-редис, тыква-репка, кукуруза-редька).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Г.В.Ломага Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей ДОУ компенсирующего вида; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося. Основная задача работы – это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения». Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи. Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.

Я хочу представить конспект логопедического занятия. Цель: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»; вспомнить обобщающие понятия; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние. Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации. Ход занятия: 1.Организационный момент. (Стоя). Приветствие: Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной. Доброе утро! Птицы и звери! Добрые люди, вставайте с постели, Вся темнота расползлась по углам, Солнце встает и идет по домам. Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!

-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.

2.Объявление темы и цели занятия. Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим вот о чем. А о чем- отгадайте . Сядет тот, кто отгадает загадки: *Этот желтый плод растет Там, где лето круглый год. Он- как краешек луны. Все вы знать его должны! БАНАН

*В саду растет, вкусна, как мед; Сорви и скушай, А зовется…ГРУШЕЙ.

*Лишь на юге созревает, На бахче под небом чистым, А потом нас угощает Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ

*Круглое, румяное С дерева упало, Детям в рот попало. ЯБЛОКО

*Варенье солнечно, как юг, На пирожки с повидлом- спрос. В сушеном виде он –урюк, А в натуральном- АБРИКОС.

— Как, все ,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты) -Вот сегодня поговорим и о них. (Садятся)

3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».

Дети на базар ходили, Много фруктов там купили. Папа их потом спросил: «Кто какой компот сварил?»

Л. – В этой кастрюле лежат фрукты .Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите ,какой компот можно сварить из вашего фрукта.(Отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».) — А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (Показывает эти фрукты логопед) (Грушево — яблочный).

4.Пальчиковая гимнастика.

Игра с пальчиками(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, Мизинцы Много груш там и хурмы, Безымянные Есть лимоны, апельсины, Средние Дыни, сливы, мандарины, Указательные Но купили мы арбуз- Большие Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

5. Артикуляционная гимнастика.

(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).

Л.: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите ,сколько этажей в домике? Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И.Назовите их еще раз. Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их. Второй этаж- это верхние зубы- покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ.Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок. Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.

6.Динамическая пауза. Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан». Л.:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта. (Можно путать детей- говорить слива, а показывать банан).

7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».

Упражнения «Фрукты для куклы». Л.: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково.(Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).) Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.

Игра «Что спрятала кукла?» Л.: — Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.

Игра «Посчитай». Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты.(Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).

Игра «Продолжайте». Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения. Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ. Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ. Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.

8.Артикуляционная гимнастика.

Л.: — Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово! Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.

9.Физминутка «Мы делили апельсин» (Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения) Мы делили апельсин Много нас, а он один

10. Работа над просодикой и дыханием.

Упражнение «Назови фрукт ласково» Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций :Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.

Упражнение на развитие дыхания и обоняния. Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)

Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха) Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки и изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.

Следующая >

Предварительный просмотр:

Тема: «Сад. Фрукты».

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами).
  • Учить дифференцировать овощи и фрукты по месту произрастания.
  • Формировать навык составления и решения задач.

2. Коррекционно — развивающие:

  • Развивать умение составлять загадки – описания о фруктах.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать элементарные математические представления.
  • Развивать общую и тонкую моторики, интонационную выразительность речи (вопросительная интонация).
  • Развивать направленную воздушную струю.
  • Развивать навык слогового анализа слов.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, ответственность.

Оборудование: мяч, магнитная доска, игра «Поможем клоуну Роме» (изображение клоуна, 2 плоскостные корзины), плоскостные изображения ежа, белки, яблок, предметные картинки овощей и фруктов, настольная ширма, муляжи фруктов, султанчики, фишки.

Лексический материал: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, баклажан, помидор, огурец, кабачок, желтый, оранжевый, зеленый, ароматный, сочный, гладкий, мягкий, сочный, душистый, приготовить.

2. Основная часть

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Сообщение темы занятия).

Предлагаю детям встать в круг на ковре.

— Сейчас я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: красное яблоко – красненькое яблочко. Желтый лимон.

1-й ребенок. Желтенький лимончик.

Аналогично провожу игру с каждым из детей.

— Молодцы! Отлично справились с заданием. Пройдите на стульчики. Сегодня мы продолжим с вами разговор о фруктах, поиграем.

1. Игра «Поможем клоуну» (Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Развитие зрительного внимания и восприятия).

На магнитную доску помещаю изображение клоуна и двух корзинок.

— Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным корзинкам. В одну корзину нужно сложить фрукты, а в другую овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт, рассказывайте, какой он. И кладите в нужную корзину.

Дети выбирают картинки, называют овощи и фрукты и раскладывают их изображения по корзинам.

2. Упражнение «Ежик и яблоки». (Развитие элементарных математических представлений. Формирование навыка составления и решения задач).

Помещаю на магнитную доску изображение ежа с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]