Экология, защита природы. Проекты в средней группе


Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Экологический проект «Эколята — дошколята» в средней группе Экологический проект «Эколята — дошколята»

Средняя группа Обоснование проблемы. Наличие глобальных
экологических проблем окружающей среды – это серьезнейшая угроза для всего человечества современного мира. На сегодняшний день основной задачей для людей должно быть сохранение…
Природоохранный социально-образовательный проект в средней группе (с 4 до 5 лет) «Эколята-дошколята» Актуальность Проекта Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего…

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию детей среднего возраста «Берегите природу,люди»

МБДОУ «Скалинский детский сад «Колокольчик»

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу, Люди»

( Образовательная область: Познавательное развитие)

Средний дошкольный возраст

Воспитатель: Юдкина В.С.

Скала

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Актуальность: Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология»

означает
«наука о доме»(oikos – дом, родина; logos — наука, учение, понятие)
. Мы обязаны научить
детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Экологическоевоспитаниедошкольников
по
ФГОС
— это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них
экологической
культуры, которая выражается в наличии:

· устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей

· бережного отношения к природе

· правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»

· моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений

· эмоциональной отзывчивости к живой природе

· положительных эстетических ощущений от любования природой

· умений познавать особенности окружающего мира

Люди стоят перед лицом экологической катастрофы. Важно донести до человечества, что причиной нарушения экологического равновесия является потребительское отношение людей к окружающему миру. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Важно с детства донести до детей, что люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Именно в дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Экологические

проблемы получают сейчас большую актуальность.
Дошкольное
учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Поэтому из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что наша проблема актуальна.

Цель:

Формирование экологической культуры детей; расширение представлений о природе родного края, развитие познавательного интереса к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

2. Подвести к пониманию самоценности природы, её неповторимости и красоты;

3.

Помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

5.

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

6. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

7. Привлечь детей других групп детского сада принять участие в проекте.

Срок реализации проекта:

один год

Участники проекта:

дети средней группы, их родители и воспитатели.

Прогнозируемые результаты:

Дети;

— сформированность элементарных экологических знаний и понимание самоценности природы;

— развитие положительного интереса к явлениям и объектам природы;

— бережное отношение к природе.

Педагоги:

— приобретение педагогами опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

— повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители:

— обогащение уровня экологических знаний родителей, экологической культуры родителей,

— понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

— создание единого воспитательно — образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Результат:

— изготовление рисунков-плакатов «Берегите природу!».

— выступления детей с защитой своего рисунка-плаката.

Этапы проекта:

1этап: подготовительный:

• Занятия по экологическому развитию : «Что такое экология?», «Перелетные и зимующие птицы», «Природа нашего края», «Дикие животные наших краев», «Вода, ее значение для жизни человека», интегрированные занятия на тему «Берегите природу», «Во саду ли в огороде» и др.

• Беседы о растениях и животных наших краев, о людях – защитниках природы, о красоте окружающего нас леса, о загрязнении родников и водоёмов, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе.

Беседа на тему «Что нам осень принесла?», беседа на тему «Лекарственные травы», «Мои любимые цветы», «Чем мы можем помочь птичкам зимой?» и т.д.

• Экскурсия по территории садика «Что интересного нашли?». «Экологическая тропа зимой», Экскурсия в заброшенный яблоневый сад.

· Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

• Сюжетно-ролевые игры: «На пикнике», «Пожар в лесу». «Рыбалка», «Посадили огород», «Зоопарк» и др

• Дидактические игры: «Назови растение», «Что за птица?», «Откуда листик?» «Где чей домик?», «Наведи порядок!», «Какие животные живут в лесу», «Чем покормим?»и др.

• Рассматривание иллюстраций, картин художников, плакатов с природоохранным содержанием.

• Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, скороговорок о природе.

• Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река» и др., рассказов о животных М. Пришвина, В. Бианки и др.

• Просмотр мультфильмов.

• Просмотр видеороликов на тему «Экология».

• Проведение консультаций для родителей: «Человек и природа», «Экологическая культура и экологическое здоровье» и другие.

2 этап: продуктивная деятельность.

• Проведение экологической акции по уборке участка совместно с педагогами , детьми «Сделаем участок чистым!»;

• Оформление папок – передвижек: «Береги природу!», «Правила поведения в лесу», «Наш край родной»

«Осторожно ядовитые растения», «Накормим птиц зимой» и т.д.

• Художесвенно-эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка «Береги природу!», «Птицы родного края», «Моё любимое животное», «Мой любимый цветок» и т.д.

• Оформление краткосрочного проекта «Огород на подоконнике», уход за ним.

• Проведение экспериментов с водой, песком, воздухом, почвой.

• Изготовление кормушек для птиц, подкармливание птиц зимой.

3
этап: Презентация проекта
· Экологическая викторина «В гостях у леса»

· Проведение открытого занятия на тему «Дикие животные наших краев», участие в конкурсе.

· Выступление детей по своему рисунку-плакату.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Этапы проекта

I Подготовительный этап

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта

  1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  3. Создание клуба «Неизведанное рядом».
  4. Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр-занятий, досугов, консультаций.
  5. Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  6. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.

III . Заключительный этап

Диагностика и подведение результатов работы.

  1. подведение итогов работы над проектом.
  2. анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?».
  3. мониторинг качества освоения материала детьми.
  4. открытое занятие — развлечение для родителей «Чему мы научились» (по итогам проекта).
  5. презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Перспективный план клуба «Неизведанное рядом»

Октябрь

Родительское собрание по теме: Экспериментируем, познаем, творим!

Содержание: Информирование родителей о том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Январь

Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно-экспериментальных игр в домашних условиях». Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.

Апрель

Открытое игра-занятие «Путешествие к Песочной фее».

Формы работы с детьми

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

План работы с детьми

Сентябрь

Разработка проекта. Подбор метода, литературы.

Октябрь

Тема «Какая вода?»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

Тема: Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.

Ноябрь

Тема: Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Предполагаемый результат: Научатся определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Тема: Мы – фокусники.

Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

Декабрь

Тема: Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

Январь

Тема: Стекло, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Февраль

Тема: Металл, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Тема: Волшебная рукавичка.

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

Март

Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Апрель

Тема: Пластмасса, его качества и свойства.

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема: Прозрачность воды.

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная». Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Май

Тема: «Бумажные комочки».

Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию. Предполагаемый результат: Познакомятся сновым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Перспектива на будущее

Разработать проект «Неизведанное рядом» для детей старшей и подготовительной групп.

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно-творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]