Презентация образовательной области «Познавательное развитие»
Елена Богданова
Презентация образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 1
Я Богданова Е. В. воспитатель МБДОУ «Д/с «Малышок». Стаж моей работы 33 года. В настоящее время я работаю во 2 мл. группе
Слайд 2
Вашему вниманию представляю презентацию образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 3
Свое выступление хочу начать с высказываний известных людей:
«Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Корней Чуковский
Слайд 4
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Слайд 5
Актуальность: В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его феномену, развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира. В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. ФГОС ДО впервые выделяет «Познавательное развитие» как отдельную образовательную область
Слайд6
Цель и задачи представлены на слайде
Слайд 7
Образовательная область «Познавательное развитие» содержит такие разделы работы с детьми как:
Ознакомление с предметным окружением
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы
Слайд 8 -9
На этом и следующем слайдах вы видите содержание психолого – педагогической работы по пяти разделам образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Ознакомление с природой
Слайд 10
Образовательная область «Познавательное развитие» удачно интегрируется с другими образовательными областями:
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Слайд 11
Познавательное развитие присутствует во всех видах детской деятельности
Слайд 12
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» я использую самые разнообразные формы работы с детьми: в основной образовательной деятельности продолжаю знакомить детей с ближайшим окружением, с предметами ближайшего окружения, с дикими и домашними животными, продолжаем знакомиться с цветом, формой, величиной, а так же с основными математическими понятиями. Также применяю такие формы работы: чтение рассказов, беседы, обсуждение прочитанного, рассматривание сюжетных картинок, просмотр мультфильмов, презентаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические и театрализованные игры.
Реализация образовательной деятельности происходит в процессе основной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников. В своей работе использую такие формы организации как: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Слайд 13
В своей работе я стараюсь максимально использовать авторитет семьи для закрепления знаний в образовательной области «Познавательное развитие». Совместно с родителями провожу развлечения, консультации, анкетирование, родительские собрания.
слайд 14
Очень важным условием познавательного развития является предметно — развивающая среда. Большое внимание уделяю созданию предметной среды: в группе оформлен , где сосредоточен необходимый игровой материал для развития сенсорных эталонов. В группе имеются атрибуты к сюжетно ролевым играм, дидактические игры и пособия. В детском саду имеется ноутбук и мультимедийная установка, что дает возможность использовать ИКТ в реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Слайд 15
В соответствии с ФГОС определены необходимые условия для создания социальной ситуации развития дошкольников.
Слайд 16
Различают следующие стадии познавательного развития: Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность
Слайд 17
На этом слайде представлены ступени познания мира ребенком. Память, внимание, мышление, воображение, ощущение, восприятие ведут к формированию чувственной ступени и ступени логического познания.
Слайд 18 и 19
Здесь и на следующем слайде вы видите необходимые условия формирования любознательности, познавательных интересов детей, а также педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Слайд 20 — 21
ФГОС ДО предполагает требования основной образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. На данных слайдах представлены целевые ориентиры раннего возраста и на этапе завершения. Если мы внимательно посмотрим, то это те достижения, которые могут быть достигнуты ребенком в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 22
на этом слайде вы видите некоторые основные понятия ФГОС ДО по развитию познавательно – исследовательской деятельности
Слайд 23
Сейчас вы посмотрели интегрированное ООД с детьми младшего дошкольного возраста
по мотивам сказки «Колобок» с использованием игровых и электронно — образовательных технологий.
С целями и задачами вы можете познакомиться на слайде.
В основной образовательной деятельности я использовала такие методы и приемы как: игровые (пальчиковая гимнастика, подвижная игра, дидактическая игра) наглядные (мультимедийная презентация, словесные (рассказ сопровождение для презентации, прием заинтересованности (путешествие в лес, использование проблемных ситуаций (вопросы, загадки, наглядно – слуховой (слушание музыки)
По содержанию ООД является интегрированной, так как ее части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
«Познавательное развитие» (рассказ воспитателя, просмотр презентации, «Речевое развитие» (пальчиковая гимнастика) «Социально — коммуникативное» (игры, элемент театрализации, «Художественно — эстетическое» (слушание музыки) «Физическое развитие» (двигательная активность)
ООД начинается, с организационного мотивированного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всей ООД. Во время ООД дети смотрели мультимедийную презентацию с озвученными слайдами. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети отвечали на вопросы, играли в игры, отгадывали загадки, встречались с героями сказки. Дети являлись активными участниками игровых моментов во время ООД. На протяжении всего занятия я использовала вопросы и задания, ориентированные на зону ближайшего развития (Что делать? Как вы думаете) Дети перешагивали через воображаемое упавшее дерево. Отвечали на провокационные вопросы (сколько у вас хвостиков) Собирали картинку и находили различия
Это позволило сохранить положительный эмоциональный настрой.
Благодаря элементам театрализованной деятельности, двигательной активности, игровой деятельности, использования ИКТ в реализации образовательной области «Познавательное развитие» мне удалось получить качественный уровень знаний дошкольников по данному разделу. Такая работа ведется с детьми младшего возраста со временем она будет усложняться.
Слайд 24
В своей работе я использую следующее методическое обеспечение
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Методические приемы в обучении
При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме — легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей. Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.
Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:
- настольные и дидактические игры;
- чтение сказок и рассказов;
- наблюдения;
- трудовые поручения;
- сюжетно-ролевые игры;
- строительные игры;
- индивидуальная работа;
От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.
В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.
Интересные познавательные области по ФГОС в ДОУ
Явления неживой природы
Большое внимание для познавательного развития в детском саду необходимо уделять осознанному развитию представлений о явлениях в неживой природе, позволяющие выяснять закономерности и взаимосвязи разнообразных явлений. Не нужно использовать сложные, наукообразные фразы, следует рассказывать на понятном и доступном детям языке.
- В воде тонет тяжёлый или легкий предметы?
- Почему магнит магнитит?
- Что такое и откуда берутся снег и лёд?
- Что случится, если принести в дом снег, а если унести обратно на улицу?
- Если земля круглая и вертится, почему мы не падаем и не валимся с неё?
Эти знания дают возможность сформировать самые элементарные знания детей о составе веществ, о состояниях, в которых они находятся: твёрдый, мягкий, сыпучий, вязкий, плавучий, растворимый, хрупкий. В старшем дошкольном возрасте дети должны получать первоначальные знания о явлениях, происходящих в космосе, о Солнечной системе и о Луне.
Группирование предметов
Умение разделять и группировать предметы по определенному признаку – одно из самых важных базовых когнитивных умений. Чтобы научить детей этому, можно использовать разнообразные предметы – игрушки, кухонную утварь, еду – и попросить малышей объяснить, чем они отличаются, а в чем похожи.
Например, они могут сказать, что и яблоко, и апельсин – фрукты, но яблоко красное, а апельсин – нет. Затем предложите другие признаки для группировки – цвет, размер, назначение.
Если нет возможности использовать реальные предметы – возьмите изображения, например, специальные карточки или вырежьте картинки из журналов.
Причинно-следственные связи
Дети любят игры с водой, но мало кто из них сам замечает, что одни предметы тонут в воде, а другие нет. Младшим воспитанникам обязательно понравится угадывать, какие игрушки и предметы будут держаться на поверхности, а какие утонут.
Используйте предметы разного размера и веса – зубочистку, камешек, пластиковый стаканчик, кусок бумаги. Обязательно объясняйте детям, почему одни предметы удержались на воде, а другие нет, но прежде позвольте им догадаться о причинах самостоятельно.
Дети более старшего возраста оценят немного другую игру: покажите, как из глины или фольги (которые обычно тонут) сделать кораблик, который будет держаться на воде. Таким образом они научатся связывать причину и следствие, а этот навык очень пригодится им в дальнейшем.
Явления живой природы
Огромное значение для познавательного развития дошкольников имеет знакомство с явлениями живой природы. В процессе ознакомления дошкольников с явлениями живой природы лежат действия ребёнка с настоящими предметами и явлениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношения, ребёнок постоянно взаимодействует с ними. Таким образом, знания о том или ином явлении природы он получит не как готовый факт, а как результат, приобретённый в процессе поисков и размышлений. Изучаемые явления должны не только наблюдаться со стороны, но и подвергаться воздействиям со стороны ребёнка. Ребёнок должен видеть, слышать и видоизменять эти явления, выявляя в них новые свойства и отношения.
Хорошо, прочно и надолго ребёнок усваивает новые знания, когда он слышит, всё сам видит и сам взаимодействует с изучаемым предметом.
Следует познакомить детей с лупой, пинцетом и другими инструментами, которые помогут им в наблюдениях за живой природой. В ходе тематических занятий можно обратить их внимание на строение цветов, неоднородную структуру камней, прожилки на листве деревьев . Пусть они попытаются догадаться, для чего предназначены те или иные части растения или части тела насекомых, как они образуются . Удивительно, какие оригинальные предположения они порой сделают.
Проектно-исследовательская деятельность
Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду .
Исследовательский метод – путь к знаниям через самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
С чего начать?
Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.
Тему выбрали?
Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.
Цели и задачи
дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.
По окончании проекта
у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.
Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.
Познавательное развитие в старшей группе
Познавательное развитие дошкольников по ФГОС на этом этапе предполагает закрепление и расширение знаний:
- о разных предметах;
- о временах года , их красоте и неповторимости;
- о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;
- о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;
- о безопасном обращении с бытовой техникой;
- о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.
Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель – вызвать желание придумывать у ребенка. Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.
Познавательное развитие в подготовительной группе
Дети подготовительной группы, выпускники – гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется.
К окончанию детского сада у детей должно появиться желание учиться в школе и уважение к родному языку:
- привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;
- дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи;
- знать народные традиции , игры, обряды, кухню;
- гордиться своей Родиной.