Конспект НОД по рисованию «Чайная посуда»
Наталья Шамина
Конспект НОД по рисованию «Чайная посуда»
Конспект НОД по Рисованию. Образовательная область «Худож. эстетическое развитие»
Тема:
«Чайная посуда»
Цель: Совершенствовать умение рисовать тычками,стараясь равномерно расположить (горошинки)
внутри контура.
Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Продолжить формировать представление о цвете.
2. Развивать воображение,внимание,память.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Активизировать в речи детей прилагательные (красная,круглая)
2. Договаривать слова,фразы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Воспитывать у детей интерес к процессу рисования.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Восприятие художественной литературы.
2. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Овладать элементарными нормами и правилами безопасного поведения.
2. Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
, рассматривание иллюстраций по теме
«Чайная посуда»
, сюжетно-ролевая игра
«Чаепитие»
, пальчиковая гимнастика.
Оборудование и материалы : Демонстрационный материал- картинки с изображением посуды с узорами (чайная чашка белого цвета)
; Игрушка би-ба-бо Бабушка. Жидкая гуашь краска
(красного и синего)
цвета;ватные палочки, влажные салфетки, мольберт, шаблоны
чайных чашек по количеству детей. Образец воспитателя украшенной чайной чашки.
Схема составления конспекта занятия
Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:
- закрепление знаний о посуде;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
- тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
- работа над развитием речи;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.
Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:
- формировать представления детей о назначении посуды;
- расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
- обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
- воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.
Следующий уровень подготовки — распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.
Пример конспекта
Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня. Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки. Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку. (прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь). Заключительная часть. В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами, Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.> |
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл!
Это бабушка Федора! Давайте с ней поздороваемся!»
Бабушка Федора знает очень много потешек, с которыми она уже делилась с нами, а сегодня она пришла рассказать свою любимую потешку.
«Ладушки»
. Давайте мы с вами внимательно послушаем её.
Напекла нам бабушка сладкие оладушки, масло поливала, деткам давала.
— Всем дала! Всем дала!
-Кому бабушка пекла оладушки? (ответы детей)
— Чем Бабушка их поливала (ответы детей)
Воспитатель: Пора нашу гостью чаем напоить.
А чай из чего пьют? (ответы детей)
. Правильно из кружечек.
Смотрите, а у нас всего одна кружечка. А какая она красивая. А вы хотите такую же? (Ответы детей)
Но прежде чем мы начнем
рисовать, давайте разомнем свои пальчики.
Этапы работы над рисунком
«Чайная пара — тарелка и чашка — для мамы»
Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки — вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.
При выполнении этого рисунка дети учатся равномерно закрашивать фон
Инструкция
- Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
- «Сделайте красками фон на паре».
- Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
- «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
- «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».
Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании — зигзагообразные линии, точки и пр.
Как мотивировать детей?
Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.
Беседа и наглядность
В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды — это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.
Наглядность должна обязательно сопровождаться детальным объяснением
Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного — это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:
- «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
- «Что такое чаепитие?»;
- «Для чего нужна посуда?» (как вариант — отдельные предметы кухонной утвари);
- «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
- «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.
Стихотворения
Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.
Таблица. Примеры стихотоврений о посуде
Загадки
Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами — дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.
- Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
- Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
- На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
- Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).
Дети могут, отгадывая загадки, не только называть, но и показывать зашифрованный предмет
Сказки
Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:
- Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
- Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици.
Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув.
Формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч.
laquo;Чайная посуда»(Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы)Задача: Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации ре.
Источник
Предварительный просмотр:
Тема: Посуда для Федоры.
Воспитатель Федотова Ольга Павловна
МАДОУ ЦРРР детский сад №14 г. Кропоткин
Цель : формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды в технике “Гжель”. Д/и упражнения по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Материал к занятию.
Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из картона. Открытки, альбомы с Гжелью. Гжельская посуда, предметы народных промыслов – Городец, Хохлома, Дымка. Альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелец.
I. Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.
Воспитатель : Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.
Воспитатель дает прочитать письмо одному из детей: “Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. Горе, Федоре, горе!”.
Снова горе у Федоры Не пошел ей впрок урок. В доме вновь порядка нету И опять переполох.
Раскололась вся посуда Нет тарелок, а еда Фрукты, овощи, продукты Раскатились кто куда!
Д/и «Собери осколки»(Разрезные картинки). Игровая задача: собрать иллюстрацию. Ход игры: дети собирают разрезную посуду на столе
Рассматривание посуды. Беседа с детьми:
-Из какого материала изготовлена посуда?
— Что общего у всей посуды, которую мы выбрали? (Предполагаемые ответы: белый фон, сине-голубые цвета)
— Как называется такая роспись? (Гжель, гжельская роспись)
— Почему она так называется? (По названию реки “Гжелочка”) (Рассказы детей)
— Какими узорами украшают мастера свои изделия? (Растительными – цветы, трава)
— Какие элементы гжельской росписи вы знаете? (Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр). Игровое упражнение: назови элемент гжельской росписи и найди его на посуде.
Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали. (Мини-беседа: что такое сервиз)
Воспитатель: В центре чашки рисуем цветок (показ).
Воспитатель :Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах.
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Рисовать мы захотели,
II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.
(Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)
Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе0
Подготовительный этап
Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.
Какие краски и основу выбрать?
Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.
И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.
Гуашь считается самым удобным материалом для детского творчества
Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки — с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.
Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.
В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).
Какие техники и приёмы можно использовать?
В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.
В отличие от нетрадиционных техник, традиционные дают более полное представление об оттеночных возможностях палитры
Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются
- раскрашивание шаблонных картинок;
- дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
- обведение и раскрашивание трафарета;
- рисование простых форм с натуры.
Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.
Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:
- закрашивание мелких и крупных частей изображения;
- прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
- рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
- работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
- закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.
Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках
Для основы штампов можно использовать обычные ватные диски Для раскрашивания в технике тычка можно использовать ватные палочки или кисточки Техника рисования пальчиками позволяет раскрасить посуду с содержимым так, что они кажутся объёмными Тычки на одном рисунке могут быть разного цвета
Дополнительные виды изобразительной деятельности
Задача эстетического развития детей в детском саду — дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с
- природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
- кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
- пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
- цветной бумагой.
Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.
Как индивидуализировать задание?
На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам
- выбор цветовой гаммы для картинки;
- фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
- дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).
После детального объяснения задания воспитатель даёт детям максимальную свободу творчества
Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.
Место темы в календарно-тематическом планировании
Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так
- «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
- «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
- «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
- «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
- «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
- «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
- «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.