Консультация для педагогов «Актуальность социально-коммуникативного развития у современных дошкольников»

Условия для формирования личности

Понятием «общественно-коммуникативное формирование» установлены условия, оказывающие большое влияние на развитие подрастающей личности:

  • семья (персональные особенности личности, такие как характер, повадки, формируются наследственностью, действием старших в семье);
  • среда (формирование нрава, подбор методов взаимодействия определяются еще и тем, что ребенок наблюдает за границами дома);
  • воспитание (сочетание методов влияния на личность со стороны семьи и ДОУ).

Приемы для мотивации

Для того чтобы ребята быстро активизировались и присоединились к работе, следует подобрать оптимальные побуждающие методы, которые входят в планирование ФГОС социально-коммуникативного развития в старшей группе:

  1. Демонстрация в варианте иллюстраций — обязательный признак любого обучения. Какая бы тема ни рассматривалась, картинки должны быть представлены в достаточном количестве. Таким образом, при исследовании проблемы «Специальности» дети должны увидеть иллюстрации с рабочего места человека.
  2. Стихотворения, загадки. Этот прием может применяться как в начале обучения, так и в середине, если ребята немножко отвлеклись и их необходимо «вернуть» в тему. Как правило, загадки и стихотворения включаются пред стадией закрепления использованного материала.
  3. Игры. Помимо пальчиковых, все без исключения игры могут исполнять роль мотивационных инструментов.
  4. Словесные способы. В особенности продуктивно они действуют в случае, если преподаватель говорит либо задает вопросы от имени фантастичного персонажа.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.


Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Подвижные игры

В младшей группе упор делается на формирование мастерства правильно прыгать, исполняя действия под звучащий текст. К примеру, игра «Беги ко мне»: ребята сидят на стульях, воспитатель располагается в другом конце комнаты. На фразу «Бегите все ко мне!» ребята подбегают к воспитателю, который ласково их приветствует. На фразу «Бегите к себе!» ребята вернутся к стулу.

В средней группе целями подвижных игр считаются формирование выносливости в беге, лазании, прыжках. Игру «Лисичка в курятнике» можно проводить и в помещении, и на улице. На лавках («в курятнике») стоят ребята («куры»), на обратном краю комнаты — норка лисы, роль которой выполняет малыш либо взрослый. Куры разгуливают по двору, на сигнал «Лисица» они обязаны убежать, лиса в это время стремится задержать зазевавшуюся курицу и увести в собственную нору. В случае если это у нее получилось, ребенок выходит из игры.

В старшей и подготовительной группах целью подвижных игр считается формирование выдержки и мастерства слаженно осуществлять действия целой командой. Вот образец подвижной игры для старшего дошкольного возраста — игра «Быстро возьми»: на полу вокруг деток разбрасываются шишки, каштаны либо другие небольшие предметы, но на одну штуку меньше, чем количество играющих. Согласно сигналу «Быстро возьмите!» ребята нагибаются и берут предмет. Терпит поражение тот, кому не хватило. Подвижные забавы можно осуществлять и в группе, и на улице.

Направления работы

Исходя из целей и задач, а также из условий и обстоятельств формирования индивидуума, общественно-коммуникативное развитие напрямую связано с деятельностной стороной развития ребенка. По этой причине на практике развитие ребенка выполняется через следующие направления НОД (социально-коммуникативного развития в старшей группе):

  1. Игровую работу. Игровая работа считается основной для дошкольников, то есть задачи и проблемы просветительской деятельности реализуются главным образом через нее.
  2. Трудовую динамичность. Самообслуживание. В младшем дошкольном возрасте данные разновидности работы имеют знаково-символический вид, в таком случае используют имитационный метод, когда ребята повторяют действия, движения старшего. К примеру, педагог берет карандашик, выполняет черту в листе документа — малыш повторяет, затем взрослый дорисовывает еще 3 линии, для того чтобы вышел прямоугольник, — ребенок вновь повторяет.

В средней и старшей группах прослеживается сдвиг ценностей в сторону партнерства, то есть не повтора действий, а общего исполнения (либо добавления). К примеру, малыш берет лейку с полочки, взрослый наливает водичку, ребенок поливает цветочек.

Пальчиковые игры

Занятия социально-коммуникативного развития в старшей группе ДОУ включают пальчиковые игры. Они способствуют формированию мелкой моторики, что немаловажно в младшей и средней группах для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Помимо этого, подобные игры прекрасно развивают реакцию, гибкость и память:

  • Младшая группа. «1, 2, 3, 4, 5, пошли пальчики гулять! 1, 2, 3, 4, 5, в доме спрятались опять». (По очереди разгибают все без исключения пальцы, начиная с мизинца, далее сгибают их в этом же порядке).
  • Средняя группа. «Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленочек маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки». («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).
  • Старшая группа. «Палец-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем суп готовил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песенки пел». (Поочередно загибают пальчики).
  • Подготовительная группа. «Встретились 2 котика: «Мяу-мяу!», 2 щеночка: «Ав-ав!», 2 жеребенка: «Иго-го!», 2 тигренка: «Ррр!», 2 быка: «Муу!». Смотри, какие рога». (Демонстрируют рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Дидактические

В младшей группе для формирования интонационной выразительности используется игра «Обучим зайку грамотно говорить». Ее сущность в том, что на занятие приходит посетитель — зайчишка, который искажает фразы, к примеру, наименования зверей («ишка» взамен «мишка», «от» взамен «кот»). Ребята корректируют зайку, грамотно говоря фразы.

Чтобы научить сравнивать геометрические объекты, используют игру «Отыщи объект»: ребята становятся в круг, воспитатель кидает мяч малышу, демонстрирует иллюстрацию с геометрической фигурой, малыш называет ее и ищет схожий объект.

В команде часто применяется игра «Кто как говорит», целью какой является определение домашних и диких животных. Ее суть заключается в том, что взрослый, кидая мячик одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Малыш отдает мяч и говорит, как этот зверь «разговаривает» (хищник рычит, пес лает и т. д.).

Цели

Цели общественно-коммуникативного формирования в ДОУ определены ФГОС и складываются из:

  • оказания содействия растущему поколению в усвоении общепризнанных моральных и нравственных ценностей;
  • создания обстоятельств в целях взаимодействия ребенка и прочих людей вне зависимости от возраста;
  • обеспечения основы для увеличения степени самодостаточности, относящейся к саморегуляции, а также целенаправленности действий;
  • накопления умственного и эмоционального содержания личности (формирование возможности сопереживать, быть компанейским, чутким);
  • формирования умений безопасного действия в социуме, дома, в природе;
  • воспитания почтительного, уважительного отношения к семье, товарищам и Отечеству.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]