Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.
В своей книге «Впитыващий разум ребенка» М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.
Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.
Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:
История сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.
Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.
Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».
Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.
Что такое сенсорное развитие детей
Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.
Начало сенсорного восприятия
Что это такое в педагогике, определение
В педагогике сенсорное воспитание — это развитие ощущений, представлений и восприятий. Это не только знакомство малыша со всеми функциями, но и их целенаправленное совершенствование.
Почему оно так важно для детей
Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.
На заметку! Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.
Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов.
Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны. Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации.
Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры.
Освоение свойств предметов
Что лежит в основе сенсорного воспитания
Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:
- работу с разнообразными материалами;
- рисование красками, мелками, карандашами;
- лепку;
- чтение рассказов и сказок;
- изучение живописи;
- конструирование;
- двигательную активность.
Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.
Конструирование, как средство сенсорного воспитания
Задачи сенсорного развития
Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:
- формирование различных действий на обследование;
- создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
- научить детей обозначать предметы одним словом.
На заметку! Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.
Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.
По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.
Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори
- Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
- Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
- Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
- Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
- Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.
Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:
Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.
Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?
Зрительная информация
- Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
- Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
- Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков
Тактильная информация
- Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
- Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
- Масса: весовые цилиндры и таблички
Стереогностика
- Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
Звуковая информация
- Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
- Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты
Вкусовые качества и запах
- Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
- Баночки с запахами
Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:
- Биноминальный куб
- Триномиальный куб
- Конструктивные треугольники
- Квадраты Монтессори
- Цилиндры без ручки
Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:
- Наборы листьев разных растений
- Тематические пазлы
- Карты и глобус
- Флаги
- Наборы с природным материалом
- Репродукции художников и фотографий природы
Сенсорное воспитание детей в детском саду
Светлана Иванова
Сенсорное воспитание детей в детском саду
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов. И. М. Сеченов утверждал, что «сущность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние влияния в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве». Значит, от правильного и своевременного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.
Идея И. М. Сеченова раскрытие в трудах К. Д. Ушинского. В сочинении «Человек как предмет воспитания»
подчёркивается особое значение раннего
сенсорного развития.
Подчёркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.Манасеина утверждала: «чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением в особенности, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Разработанная М. Манасеиной система приёмов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Немаловажное значение она придавала продуктивной деятельности (рисованию, лепке и т. п.)
. М. Монтессори также уделяла
сенсорному воспитанию огромное внимание. Она считала, что сенсорика — это основа интеллектуального развития.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики психологии (Е. Тихеева, Л. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.)
справедливо считали, что
сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними отличается изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение формы предполагает знакомство с квадратом, треугольником, кругом, прямоугольником, овалом.
Позднее может быть введена трапеция. Во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую фигуру, называть её и действовать с нею.
В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. А также выделение разных измерений величины — длины, ширины, высоты, толщины.
В настоящее время вопросами сенсорного воспитания занимаются Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. А. Михайленко и др. JI.А. Венгер в книге «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
предлагает последовательное планомерное ознакомление ребёнка с
сенсорными эталонами. В этом пособии идёт речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Но и не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства пространственных отношений.
Позднее я изучила авторскую программу «Развитие»
, раздел
«сенсорное воспитание»
, который опубликован в журнале
«Дошкольное воспитание»
за 1994 год №2. Авторы утверждают, что
сенсорное развитие должно занимать одно центральных мест в работе с детьми. Кроме этого я познакомилась с работой воспитателей детского сада №66 г. Москвы А. В. Колядиной и Г. Н Нечаевой, которые использовали в своей работе специально разработанный цикл занятий для младших дошкольников.
Я полностью согласна с авторами программы «Развитие»
и поддерживаю мнение педагогов и психологов о
сенсорном воспитании детей, что ознакомление с сенсорными эталонами должно быть последовательным и оно должно занимать одно из ведущих мест в работе с детьми.
Работу над сенсорным воспитанием начала с обследования каждого ребёнка на знание цвета и формы. Опираясь на результаты обследования, я дополнительно ввела в сетку занятий — занятие по сенсорному воспитанию, цель которых — познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать цвета и сопоставлять предметы по нескольким признакам.
На каждом занятии ставилась задача познакомить детей с одним или двумя цветами, формой и измерениями величины. Были трудности у некоторых детей в запоминании цветов. Например, Стёпа М. никак не мог запомнить красный цвет, а Илья В. — зелёный. Э то очень мешало им на таких занятиях как рисование, аппликация, лепка. Когда дети рисовали траву, Паша постоянно спрашивал, какого она цвета, где зелёный цвет? В результате он отвлекался сам и отвлекал других детей, не успевал, плохо рисовал. На помощь к нам пришли дидактические игры. Дидактические игры я использовала и па занятиях, и в свободное от занятий время.
1. «Что бывает зелёного цвета?»
(Дети придумывали, вспоминали, что бывает зелёного цвета — огурец, крокодил, трава, листья и т. п.)
2. «Подбери по цвету»
.
3. «Угадай про кого это?»
(Я описывала одежду одного из ребёнка, а дети должны были отгадать, про кого я говорю.)
Некоторые цвета мы могли опредмечивать.Например: жёлтый — лимонный, оранжевый — апельсиновый и т. п.Так мы познакомились с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, белый и их названиями.
Параллельно с цветом я знакомила детей с геометрическими формами. На первом занятии закрепила знания детей о круге и квадрате. Сравнивая их, детям было легче выделить их основные различия. Круг — круглый, он может катиться, у него нет углов. А квадрат катиться не может, у него четыре угла и все стороны равны. У каждого ребёнка был раздаточный материал. Все дети могли обследовать их своими руками, провести испытания. Всё это помогло всего лишь за одно занятие закрепить знания детей о круге и квадрате. Затем перешли к изучению треугольника и овала.Используя те же методы: сравнение обследование дети легко и быстро осваивали геометрические фигуры. Если детям легко дался овал, то с прямоугольником было совсем иначе. Сравнивая его с квадратом, мы выделили его основные свойства (две стороны короткие, две длинные, а также находили, чем они похожи (и у квадрата и у прямоугольника есть четыре угла)
. Вместе с детьми придумывали, на что похож прямоугольник. Дети сравнивали его с доской, пеналом, линейкой и т. н. И всё же прямоугольник трудно запоминался. Мне кажется, что
детей пугало это труднопроизносимое слово. Если ребёнок не мог произносить это слово, прямоугольник, то он краснел, замыкался и стеснялся. Поэтому я старалась не давить на детей, не требовала от детей именно этого названия. Для меня было важно, что ребёнок, показывая на прямоугольник, не говорил, что это квадрат, а опредмечивал его
(т. е. называл его дощечкой)
. Значит, у ребёнка было какое-то понятие. На этих же занятиях учила
детей сравнивать предметы по величине разными приёмами (приложением, наложением)
. Формировала представление
детей о длине, ширине, высоте. Особое внимание уделяла развитию глазомера.
Знакомя детей с сенсорными эталонами нельзя забывать о формировании речевых навыков. Когда в начале работы я обследовала каждого ребёнка, то столкнулась с тем, что на глаз ребёнок знает этот цвет или форму, а назвать не может. Например, когда я просила Диму К. показать красный цвет, он показывал. Но когда я меняла форму задания, просила назвать какой это цвет, он молчал. Поэтому большое внимание я уделяла формированию речевых навыков.
На первых занятиях я подробно обговаривала все свои действия, комментировала действия детей, оценивала результаты работы, вопросами вовлекала в описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно у детей формировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось. С этой же целью я ввела новое правило к дидактическим играм. Каждое действие своё ребёнок должен был обговаривать.Например: игра «Геометрическое домино»
. Когда ребёнок ставил домино, он должен был сказать, почему ставит ее сюда и назвать цвет и форму фигуры. Наши дети очень полюбили занятия по
сенсорному развитию и даже в свободное время занимались с разными дидактическими играми. Весь материал, который используется на занятиях, хранится в специально отведённом месте и доступен в любое время. Я считаю, что дидактические игры и упражнения наряду с занятиями являются основным средством сенсорного воспитания. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить все задачи сенсорного воспитания. Дидактические игры широко использовались мною в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. Вначале я предлагала детям игры, воздействующие на развитие одного сенсорного эталона.Например: «Подбери по цвету»
,
«Подбери по форме»
,
«Спрячь мышку»
. Затем предлагала игры, воздействующие на несколько
сенсорных эталонов.Например: «Геометрическое домино»
(цвет и форма,
«Радуга»
(цвет, длина, ширина, игры на фланелеграфе. С помощью родителей изготовили фланелеграф и разнообразные геометрические фигуры
(отличающиеся по цвету, форме, величине)
. Вместе с детьми придумали серию игр на фланелеграфе.Это:
«Выложи узор»
,
«Собери картинку»
,
«Круги и углы»
, и еще много других игр.
Освоив сенсорные эталоны, дети стали лучше заниматься по всем другим занятиям. Особенно это было заметно на занятиях по изодеятельности и конструированию. В рисунках, лепке, аппликации дети стали лучше передавать такие характерные внешние признаки, предметов, как форма, величина, строение, цвет. Рисунки стали ярче, дети научились создавать изображения, в которых облик предмета стал узнаваемым детьми и взрослыми.
Дети перестали говорить «Я не могу»
,
«У меня не получается»
. Исчезли страх и скованность на занятиях.
На занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети стали с интересом рассматривать картины, описывать их. Расширился и обогатился словарный запас детей. Знание цвета помогло детям усвоить правила дорожного движения, работу светофора, различные дорожные знаки.
У детей улучшилось эстетическое восприятие. Дети стали видеть красоту своей одежды, появился интерес к яркой одежде, к украшению столов цветами. Мир простых вещей стал восприниматься как чудесный и прекрасный.
В средней группе я продолжила работу по сенсорному развитию. В этой группе уже не было отдельных занятий по сенсорному развитию. Эта работа проводилась как часть занятий по изодеятельности и математике, а также в форме дидактических игр и упражнений в свободное время.
У детей закрепляются знания о цветах спектра, дети знакомятся с их оттенками, расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают и возможности получения некоторых цветов путем смешивания, выделяют голубой цвет.
Здесь нам помогали такие игры и упражнения, как «Окраска воды»
,
«Развиваем наблюдательность»
.
Продолжила работы по закреплению знаний детей о 5 фигурах, особенно прямоугольника и познакомила детей с новой фигурой — ромбом. Эту фигуру дети сами выбрали для изучения и стали придумывать и вспоминать, на что она похожа (узоры на вышивке)
. Я же со своей стороны предложила детям еще познакомиться с четырехугольниками и разновидностями треугольников. Большое внимание уделяла заданиям на самостоятельное изготовление фигур, делению фигур на части и получению новых.А также составлению геометрических фигур из других фигур:
Так как в средней группе осваивают работу с ножницами, то почти на каждом занятии по математике или изодеятельности включалась работа с ножницами.
Работа с ножницами продолжалась и в свободное время (разрезание салфеток на 4 части)
. Продолжила работу по ознакомлению
детей с объемными телами. Кроме шара и кубы дети узнали цилиндр и конус. Особое внимание уделяла дидактическим играм и упражнениям. Например, игра «сложи квадрат»
,
«геометрическое домино»
,упражнения:
«прямоугольники»
, и упражнения на развитие
восприятия треугольников. Для развития восприятиягеометрических фигур можно использовать следующие игры: сложи фигуру из палочек. Очень нравится детям игра «рамки и вкладыши»
. Эта игра развивает
детейв нескольких направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
;
2) готовит детей по владению письмом и рисованием;
3) знакомит с геометрическими терминологиями — названиями фигур.
В эту игру можно играть с раннего возраста и продолжать играть во всех других группах, постепенно усложняя ее.
В средней группе я также предлагала детям игру «Вырез»
.Цель игры: научить
детей узнавать, какая фигура получится в результате среза, сделанного в квадрате, сложенном вчетверо. Необходимо по предложенной четверти квадрата с вырезом догадаться, каким будет квадрат, то есть мысленно «развернуть»
квадрат. Эту игру я нашла в журнале
«Дошкольное воспитание»
1994 год, №11, где она предлагалась проводиться как занятие.
Постепенно к концу года мы с детьми перешли к играм творческим, требующим смекалки, сообразительности, обучающим моделированию.
К концу средней группы 90% детей усвоили все предлагаемые геометрические фигуры, основные цвета и их оттенки и признаки величины. В старшей группе возможности сенсорного воспитания значительно возрастают. На занятиях продолжала решать программные задачи. В этой группе использовала разные типы дидактических игр и упражнений. На первое место выдвинулись игры с правилами. У детей повысился интерес к настольно-печатным играм «Времена года»
и др.
Большое значение приобрели словесные игры: «Отгадай, о каком предмете так можно сказать»
,
«Скажи наоборот»
; словесно-подвижные игры, а также игры и упражнения на развитие глазомера и координации движений; игры-головоломки, различные ребусы, которые мы брали из
детских журналов «Мурзилка»
,
«Веселые картинки»
.
Усложнение игр идёт как по линии сенсорных задач, так и овладения детьми более сложными игровыми действиями. В играх дети закрепляют свои представления многообразии свойств предметов и явлений окружающей действительности, применяют сенсорные эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов явлений.
Большое внимание уделяла играм, подготавливающих ребят к школе, обучающих моделировать, игры на развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, развивающих фантазию и воображение.
Мною использовались игры-соревнования «Кто больше знает и умеет»
, игра
«Школа»
. Большое внимание уделяла играм на составление плана. Игра так и называлась
«Составь план»
. А также проводила занятия
«Выставка игрушек»
,
«Показ мод»
и занятия по методу
«Триз»
. Так на одном занятии мы вместе с детьми по методу фокальных объектов
(МФО)
придумали новое солнышко
(железное, квадратное, серебристо-чёрное)
. Также использовала игры
«Наоборот»
,
«Хорошо-плохо»
.
Знание сенсорных эталонов поможет детям в усвоении многих предметов в школе. Из 24 постоянно посещающих детский сад прошли в класс шестилеток 10 детей. Ещё 7 могли бы тоже пройти, но отказались по разным соображениям родителей или по состоянию здоровья. Остальные дети также обладают хорошими познаниями в сенсорике. Они не пошли в школу лишь потому, что не подходят по возрасту или не обладают усидчивостью. Согласитесь, что результат не плохой. В дальнейшем я бы хотела начать работу по сенсорному воспитанию с другой группой именно в раннем возрасте (с 1,5 лет)
.
Литература:
1. журналы «Дошкольное воспитание»
за 1994 год, JN^2,4,5, 11.
2. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»
.
3. Никитина «Развивающие игры»
.
4. Н. Н. Подьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
.
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
.
Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях
Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.
- Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
- Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы
- Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
- Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
- Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
- Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
- Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
- Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
- Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
- Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.
Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)
В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.
Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.
На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.
К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:
- Формирование навыков создания построек по своей задумке.
- Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
- Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
- Восприятие становится более развитым. Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
- Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
- Более усовершенствована ориентация в пространстве.
- У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
- Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
- Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
- Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
- Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
- Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
- Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых. Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.
Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру
Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.
Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!
Развитие в рисовании
Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше
С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.
Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.
Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.
На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.
Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников. Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.
Игры для дошкольников
Выводы
Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.