«Организация работы с ребенком – инвалидом в условиях ДОО» (из опыта работы)методическая разработка (старшая группа) по теме

В России больше 7 лет действует закон, согласно которому детские сады должны создавать специальную среду для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассказываем, какие условия нужны детям с ОВЗ и как построить работу с “особенными” детьми в ДОО.

  • Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: разница
  • Где могут обучаться дети с ОВЗ
  • Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах
  • Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ
  • Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: в чем разница

Детей с ОВЗ часто путают или сравнивают с малышами с инвалидностью. Это разные понятия и важно понимать их отличия.

Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи, отстает в психическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз «ограниченные возможности здоровья» не всегда устанавливается врачом, он лишь означает, что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.

Инвалидность предполагает значительные нарушения функций организма. Они могли появиться в результате травмы или врожденного дефекта у ребенка. Эти отклонения трудноустранимы или их невозможно устранить, поэтому диагноз не снимается с ребенка годами, а иногда и в течение всей жизни. Инвалидность устанавливается врачами-экспертами на медико-социальной комиссии, имеет официальный статус и предполагает наличие пособий и выплат родителям малыша.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в особых условиях для развития и обучения, внимании и заботе. Их обучают по схожей методике, особенности которой зависят от типа и степени выраженности заболевания.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Библиографическое описание:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике / Т. В. Резниченко, А. Ю. Карнаущенко, О. Ю. Сочнева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2022 г.). — Краснодар : Новация, 2022. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15041/ (дата обращения: 13.01.2022).


Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по организации единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с особенностями в развитии.

Материал, представленный в статье, будет полезен педагогам образовательных организаций разного типа, работающим с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 200» является образовательной организацией комбинированного вида, оказывающей специальные (коррекционные) услуги для детей с ОВЗ. В ДОУ функционируют 4 коррекционные группы для воспитанников с ОВЗ, имеющих различные нарушения (ЗПР, УО, РАС, ТМНР). Большинство детей имеют статус ребенка — инвалида.

Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении универсальных социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия с ровесниками, родителями, педагогами ДОУ с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.

Многие дошкольники с ОВЗ оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Выше перечисленные особенности дошкольников с ОВЗ обуславливают актуальность данной научно-исследовательской работы.

Цель работы — создание условий для успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогами ДОУ были выделены следующие задачи:

– повышение профессиональной компетентности всех участников процесса социализации;

– разработка и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ;

– разработка системы средств диагностики и критериев оценивания уровня сформированности процесса социализации дошкольников с ОВЗ;

– обмен опытом, методическими наработками, рекомендациями для различных категорий педагогических работников по использованию в практике системы социализации дошкольников.

Объект исследования: воспитанники коррекционных групп ДОУ с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Практическая значимость: создание и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий, как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ.

Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с ОВЗ будет иметь положительную динамику, если в ДОУ будет создана эффективная модель единого интегрированного пространства.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); педагогический эксперимент, мониторинг, анализ, обобщение и систематизация.

Наше дошкольное учреждение обратило внимание на эту проблему и целенаправленно занимается ей уже много лет. («Муниципальная экспериментальная площадка» 2011–2012 г; «Муниципальная инновационная площадка» 2013–2014г; Городская панорама инновационного опыта «Виртуальная площадка» 2015, 2016, 2017 гг.)

Опираясь на свой многолетний опыт работы, мы разработали оптимальную модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Основой для разработки оптимальной модели стала Концепция социального развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» под ред. Л. В. Коломийченко. В данной концепции социализация рассматривается как «процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и культуротворчество». [1]

В своей работе опирались на общенаучные педагогические подходы:

– аксиологический подход (определение приоритетных коммуникативных, познавательных или предметно-практических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии дошкольника с ОВЗ);

– культурологический подход (учет национальных ценностей и традиций, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры); [2]

– гуманистический подход (признание ребенка как личности, ориентация на его потребности и интересы, права и свободы, психологический комфорт);

– антропологический подход (психолого-педагогическая диагностика в определении динамики социального развития дошкольника с ОВЗ);

– полисубъектный подход (учет специфики и влияния микро- и макроокружения на ребенка с ОВЗ);

– системно-структурный подход (организация целостной педагогической системы коррекционно-развивающей и образовательной среды);

– комплексный подход (интеграция всех компонентов педагогического процесса: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического);

– деятельностный подход (взаимоотношения ребенка с окружающим миром, реализация его потребностей в различных видах деятельности);

– средовой подход (организация социализирующего предметно-образовательного пространства).

Рис. 1. Модель социализации дошкольников с ОВЗ в ДОУ

В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения: сообщество сверстников, семья, сотрудники, социальные партнеры ДОУ.

Взаимодействие с каждой из перечисленных групп оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное и социальное развитие.

Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с ОВЗ, которое включает в себя:

– нормативно-правовое сопровождение процесса;

– программно-методическое оснащение;

– консультативно-диагностическое сопровождение воспитанников и семьи;

– организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;

– создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды;

– организацию досуговой деятельности.

Результативность данной модели видим в успешной адаптации и социализации наших воспитанников в условиях детского сада, оптимизации коррекционно-развивающего поля в целом, в воспитании толерантности у всех участников образовательного процесса, повышение уровня педагогической компетентности коллектива детского сада и активного участия родителей в жизни ДОУ.

За контрольный период 2016, 2022, 2022 годы проведены три контрольных среза итогового мониторинга воспитанников коррекционных подготовительных групп ДОУ.

32 выпускника — 2016 год, 28 выпускников — 2022 год, 34 выпускника -2018 год.

Результаты представлены в диаграмме.

Результаты мониторинга интегративных качеств выпускников ДОУ за контрольный период 2016–2018 год (%)

Рис. 2. Результаты мониторинга интегративных качеств

Полученные показатели позволили сделать следующий вывод:

Доля воспитанников на этапе завершения срока пребывания в дошкольном учреждении, имеющих положительные результаты личностного и социального развития за 3 последовательных года, приблизилась к 100 %.

Полученные показатели исследования позволили нам сделать вывод, что реализация созданной модели способствует формированию интегративных качеств у детей с ОВЗ:

– у большинства выпускников коррекционных групп ДОУ повысился интерес к предметам окружающего мира, опытно-экспериментальной и проектной деятельности, используют полученную информацию в разных видах деятельности;

– от 93 % до 97 % детей имеют представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире и природе;

– 96 % — 98 % проявляют самостоятельность и активность в повседневной жизни;

– около 100 % воспитанников способны договариваться, распределять действия, изменять стиль общения;

– все дети с ОВЗ стали адекватнее реагировать на внешние раздражители, умеют контролировать свое поведение, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

– 99 % дошкольников правильно понимают и определяют различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых в реальной жизни и художественных произведениях, проявляют сострадание и заботу о близких людях и животных.

Свидетельством эффективности проводимой работы является сохранение и улучшение социальных и личностных результатов при переходе на следующий этап обучения.

Мониторинг социализации показал, что воспитанники имеют стабильно положительную динамику. Дети успешно адаптируются в новой социальной среде, постепенно учатся выстраивать стратегию самостоятельной жизни, устанавливают новые социальные контакты, демонстрируют достаточный высокий уровень готовности к самостоятельной жизнедеятельности.

Считаем, что данный опыт работы по теме «Оптимальная модель социализации как одно из условий успешного социального развития детей с ОВЗ в ДОУ» актуален и рекомендован специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разного типа, атакже использован при подготовке и переподготовке педагогов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Литература:

  1. Коломийченко Л. В. «Дорогою добра» Программа по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. –М.: Мозаика-Синтез, 2022. — 352 с.
  3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  4. Cоциализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб.науч.-метод.материалов/под ред. Белогуровой А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. — М.: Издательство «Спутник+», 2014. — 335с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ограниченная возможность здоровья, оптимальная модель, ребенок, единое интегрированное пространство, социальное развитие, дошкольное учреждение, единое интегрированное поле, контрольный период, научно-исследовательская работа.

Где могут обучаться дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут посещать специализированные или обычные детские сады. Выбор группы и учреждения зависит от степени тяжести отклонений у ребенка. Есть два основных варианта обучения.

1. Детские сады или группы компенсирующего вида Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей. Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и обучаются внутри группы по единой программе.

2. Комбинированные группы Такая группа сочетает в себе обычных деток и дошкольников с нарушениями. В группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные условия. Воспитатель работает с “особенными” детьми по индивидуальной адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития составляется индивидуально для каждого.

Решение о том, какая форма обучения подходит конкретному ребенку, принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. Воспитанник проходит полное обследование и получает заключение. Дополнительно к заключению прилагаются рекомендации, в которых указываются условия для комфортного обучения ребенка.

«Особенности работы с детьми инвалидами»

Консультация для педагогов на тему: «Особенности работы с детьми инвалидами»

2018 г.

Особенности работы с детьми-инвалидами

Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации, психологического развития воспитанников.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ.

Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде:

1. Беседа с родителями;

2. Изучение медицинской карты ребенка;

3. Обследование физического развития;

4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

5. Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания.

Создание среды. специальной развивающей предметно-пространственной

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.

Взаимодействие с родителями.

Формы работы:

— Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

— Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

— Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

— Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

— Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

1. Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности.

2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Продолжать формировать экологическую культуру. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.

3. Продолжать работу по развитию речи: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.

4. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе.

5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

6. Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, аппликации.

7. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома.

8. Продолжать формировать представление о том, что такое хорошо и что плохо. Учить бережно, относиться к вещам, игрушкам, книгам.

9. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно.

10. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

11. Развивать интерес к различным видам игр. Дети с ограниченными возможностями, как правило, не могут долго продолжать одну и туже деятельность, не могут принимать участие во всех процессах группового обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий, поэтому они требуют индивидуальной воспитательной работы и специального отношения.

Для этого проводятся следующие мероприятия:

• Тесный контакт с группой детей, не имеющих ограничений;

• Использование общественных площадок для игр;

• Участие в культурных мероприятиях.

Это способствует:

— во-первых, активизации речи и расширения коммуникативных навыков ребенка; — во-вторых, способствует удовлетворению некоторых потребностей ребенка — организменных и социальных (взаимодействия в группе).

В связи с неорганизованностью детей, импульсивностью, неумением внимательно выслушивать инструкцию, необходимо систематическое обучение под руководством педагога по принципу «делай как я». Развитию самостоятельности детей способствует постепенное сокращение «доз помощи»: от показа нужного приема работы до повторной инструкции.

Привлечь внимание и вызвать интерес к выполняемой работе можно через выставки (если есть возможность, провести экскурсию).

Вся эта работа способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное. Ведь каждый ребенок должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки.

Педагогическая цель занятий в группе состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально самоутвердиться (развить свои способности, насколько позволят его возможности, исходя из структуры дефекта).

Используемая литература:

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным

развитием: 2 изд. М., 2009 г.

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001 г.

3. Белова Т.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008 г.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.

6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977 г.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001г.

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011г.

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968 г.

11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.– СПб.,2001г.

Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх. Важно создать такие условия, которые помогут детям развить базовые навыки взаимодействия. Например, подготовить к жизни в обществе, развить речевые, социальные и моторные навыки, а также навыки самообслуживания.

Для этого необходимо:

  • Обустроить территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться независимо от возможных физических ограничений.
  • Создать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа равноправия и не нарушая прав обычных детей. При этом важно следить, чтобы в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры, где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями перед другими детьми. Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно.
  • Задействовать в работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами, составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка — физическое, художественное, речевое и социальное.
  • Изучить особенности каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются от стандартных.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.

Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Во время обучения зачастую дети с ОВЗ быстро устают, медленно реагируют на просьбы и им сложно удерживать внимание на одной задаче. Эти особенности стоит учитывать при выборе формы обучения. Например, следует уменьшить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности и выделять больше времени на любые задачи. Но это не значит, что ребенка с ОВЗ нужно отделять от основной группы. Важно найти способности, выявить предрасположенность ребенка и опираться на них в обучении.

Основная задача воспитателя в групповой работе — найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три основных метода.

Игротерапия

Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.

Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.

Психогимнастика

Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики — игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.

Сказкотерапия и куклотерапия

Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.

Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада»

Иванова Светлана Евгеньевна

Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада»

В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается воспитанию и обучению детей с особенностями в развитии.

Ведь в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка»

и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому
ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.
В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

есть Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

В п.5 данной статьи говорится:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами,органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Нашу группу посещает ребенок — инвалид с нарушениями опорно- двигательного аппарата –диагноз: детский церебральный паралич легкой степени тяжести.

Как только нам было сообщено о том, что нашу группу будет посещать ребенок — инвалид с ДЦП мы определили основную цель работы с ним – создание системы психолого-педагогических мероприятий направленных на предотвращение детской дезадаптации.

Перед собой поставили задачи:

разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение социального развития ребенка — инвалида, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения, с минимальными потерями в физическом, психологическом, социальном здоровье;

создать условия для раннего выявления нарушений в эмоциональной и коммуникативной сфере у всех участников педагогического процесса;

повышать медико-психолого-педагогическую компетентность родителей.

Для организации образовательного процесса педагогами дошкольного учреждения была написана индивидуальная адаптированная программа, сроком обучения на 2 года. Так как ребенок посещает массовую группу, АОП была разработана в части коррекционной работы узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем).

Мы воспитатели скорректировали II содержательный раздел основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют»

в освоении программы старшей и подготовительной к школе
группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
(Изодеятельность – лепка, рисование, аппликация,
«Познавательное развитие»
(ФЭМП, моделирование и конструирование,
«Речевое развитие»
.

Была создана безборьерная среда помещения групповой комнаты, в которой устранены все барьеры, мешающие передвижению ребенку, мебель (полки, шкафы)

закреплены к стенам, что создает дополнительную опору для
ребенка. При расстановке мебели и игрового оборудования мы учитывали недостаточную координированность и устойчивость ребенка с ДЦП. В свободном доступе расположены стеллажи для настольных и дидактических игр и упражнений, книжный уголок. Для ребенка-инвалида детским садом приобретена специальная индивидуальная парта, которая может менять высоту столешницы.
Так как людей с ДЦП плохо развита мелкая моторика рук, нами было подобрано «массажное»

оборудование для рук и для ног,которое позволит реализовывать разные методики по развитию мелкой и общей моторики:

— мячи разного размера и веса, которые способствуют мышечной тренировке;

— контейнеры от киндера сюрприза, прищепки, мелкие предметы для развития тактильных ощущений;

— дорожка «Лужок»

на развитие координации движений и профилактики плоскостопия.

Разработан план работы по адаптационным мероприятиям ребенка в коллектив.

До поступления мальчика в нашу группу с детьми были проведены беседы, которые направлены на развитие навыков толерантного восприятия и отношений к людям с различными особенностями здоровья — «Мы такие разные, но мы все прекрасны!»

,
«Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»
». Познакомили детей с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья через просмотр документального фильма
«Параолимпийские игры»
. Были даны советы как общаться с людьми, у которых есть проблемы со здоровьем. Прочитали и обсудили сказку
«Цветик — семицветик»
В. Катаева. посмотрели мультипликационный фильм. Все эти мероприятия были направлены на формирование эмоционального отклика на чужую беду.

Проводили игры на сплочение детского коллектива (настольные игры, детский настольный театр, которые позволяли детям активно взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.

При поступлении ребенка-инвалида в группу, большое внимание уделили его социальной адаптации в коллективе через игровую деятельность и специально организованные ситуации, развивали добрые отношения к новому другу и желание сделать ему приятное.

На совместных организованных видах деятельности использовали метод индивидуального подхода, личностно-ориентированный метод (облегченные задания, четко поставленный вопрос, обыгрывание посильных ситуаций).

Наш ребенокс ДЦП имеет возможность посещать и принимать участие в массовых мероприятиях: праздниках, развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на всех детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушений в здоровье, формируются гуманные личностные качества.

На праздниках мальчик читает стихи, поет песни, участвует в совместных групповых танцах и хороводах.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья — это еще и работа с его родителями. Что же значит работать с родителями?

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский)

.

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности.

Мы выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы воспитателя зависит, насколько семьи воспитанников группы понимают политику, проводимую детским садом по отношению к воспитанию, обучению детей с ОВЗ и участвуют в ее реализации.

Такая работанами проводилась по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое. Мы выявляли интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности по отношению к взаимодействию детей массовой группы с детьми с ОВЗ. В качестве основной формы работыв данном направлении выступало анкетирование: «Что вы знаете о людях не похожих на нас?»

,
«Живет ли доброта в твоем сердце?»
.

2. Познавательное направление предполагало ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а так же формирование у родителей практических навыков взаимодействия с людьми с ОВЗ.

Так как родительское собрание – является классической и самой распространенной формой мы провели родительское собрание «Роль окружающих во взаимодействии с людьми с ОВЗ»

. Познакомили с характеристиками диагноза ДЦП. Подготовили консультации
«Жизнь с ДЦП. Проблемы и пути решения»
для того чтобы совместно оказывать психологическую поддержку семье и
ребенку.
Провели семинар — практикум с участием педагога-психолога «Совместные коррекционно-развивающие игры»

, на который были приглашены все родители. На нем поднимался так же вопрос адаптации
ребенка — инвалида в группе сверстников, подготовке детей к принятию особого ребенка.
С родителями ребенка с ДЦП проводились индивидуальные беседы и консультации.

3. Досуговое направление — включение родителей ребенка-инвалида в массовые мероприятия (их участие в аттракционах, конкурсах, соревнованиях, выставках, акциях, основная цель которого — снятие эмоционального напряжения как у родителей и, так и у ребенка, а также формирования чувства гордости за своих родителей и уверенность в своих достижениях и возможностях.

4. Наглядно-информационное направление дало возможность родителям ознакомиться с работой детского сада по созданию без барьерной среды для людей с ОВЗ и проведению инклюзивного образования в нем. Например, «Влияние сенсорной комнаты на эмоциональную сферу ребенка», «Песочная терапия»

,
«Работа консультационного центра в ДОУ»
и др.

Мы считаем, что поставленные задачи нами были реализованы в полном объеме.

Коллектив детей принял мальчика без каких-либо проблем. Дети оказывали посильную помощь в формировании навыков самообслуживания, например, при сборе на прогулку и возвращения с нее, по возможности помогали выполнять продуктивные работы (для того, чтобы ребенок видел конечный результат своей деятельности). Мальчик чувствует себя в группе комфортно. Конфликтных ситуаций между детьми не возникает. Родители полностью удовлетворены работой педагогов ДОУ.

Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ

Работа с детьми ОВЗ — это дополнительный труд и ответственность воспитателя. Не каждый специалист имеет подходящую профессиональную и эмоциональную подготовку для такой работы. Чтобы работать с детьми с ОВЗ, воспитатель должен пройти программу повышения квалификации и научиться использовать полученные знания в работе. Поэтому государство поощряет воспитателей, которые помогают детям компенсировать отклонения и стать полноценными личностями. Такие специалисты получают более высокую оплату труда и более продолжительный отпуск — 56 календарных дней. А количество рабочих часов наоборот уменьшается — они работают не более 25 часов в неделю.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]