ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Песочная страна»

Наталья Леванова

Конспект занятия с песком (средняя группа)

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Материал к занятию:

Большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки, лупы, трубочки для коктейля,

Игры с песком на прогулке в средней группе

Игровое занятие на прогулке с детьми 4-5 лет «Волшебный песок».

Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург. Занятие рассчитано на детей дошкольного возраста, родителей и воспитателей.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. А игра с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок — это природный и поэтому очень приятный материал, податливый, способный принимать разнообразные формы. Игры с песком развивают у детей координацию движений и новые для него тактильные ощущения, формируется и совершенствуется мелкая моторика пальцев, а наработка мелкой моторики кистей способствует развитию интеллекта. Развивают воображение и логическое мышление. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.Цель: познакомить детей с песком, как игровым материалом. Задачи: — Познакомить детей и закрепить с ними основные свойства песка; — Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений; — Развитие наблюдательности; — Развитие внимания, воображения и творческих способностей детей; — Закрепление двигательных навыков; Материалы:
песок (песочница), вода, цветок, игрушки для песочницы, мяч, пластмассовые фрукты и овощи, счетные палочки.
Вводная часть. Введение в тему занятия. Педагог просит всех детей подойти и начинает рассказывать (НЕ ЧИТАТЬ) сказку: «В далекой, никому неизвестной стране, жила песчинка «Кроха». Она одиноко бродила по полям, по лугам, по равнинам, по горам. И ни разу не встречала других песчинок. Это очень расстраивало Кроху, ведь жить одной скучно, страшно и одиноко. И вот однажды, высоко-высоко в горах, она встретилась с ветром. Он поднял песчинку на руки, и закружил вихрем. Но песчинка не испугалась, Кроха только рассмеялась. Могучий и великий ветер удивился и спросил: -Почему ты смеёшься? Обычно все меня боятся, пытаются спрятаться, а ты нет! И песчинка ответила: -Я очень долго брожу по свету, мне скучно, грустно и одиноко. Я уже ничего и никого не боюсь, даже воды. А когда я встретила тебя, то очень обрадовалась, вдруг ты станешь мои другом! Ветру понравилась искренняя и добрая песчинка Кроха и он решил ей помочь. Он подхватил песчинку и понёс её в страну песков».


Педагог:
а еще у меня для вас загадка, она поможет понять, с чем мы с вами сегодня познакомимся.
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже.
Дети дружно отвечают «ПЕСОК».
Педагог:
да, правильно, мы познакомимся с песком. Каждый день вы его видите, играете с ним, но так мало о нём знаете. Давайте посмотрим, каким песок может быть?
Основная часть. Педагог:
сейчас мы с вами ненадолго превратимся в ученых и проведём несколько опытов.
Игры-опыты с песком «Свойства сухого и мокрого песка».Опыт 1.
Насыпаем в руки сухой песок и «выпустим» его, словно струю воды. Мы увидим, что песок сыпучий. Затем возьмём формочку и насыпаем песок в неё, перевернём — песок снова высыпется и не сохранит форму.

Опыт 2.
Нальём в сухой песок воды. Теперь попробуем взять его в руки и словно воду вылить, как мы делали с сухим песком. Почему не получается? Песок стал мокрым и его нельзя высыпать из ладоней. Но зато теперь он словно пластилин, из него можно слепить любую форму, пока он не станет сухим. Делаем с детьми фигурки из песка. Возможно составить композицию.

Опыт 3.
Посадим цветочек в сухой и мокрый песок. Что получится? Предложить детям цветочек посадить сначала в сухой песок — ничего не получится, песок не держит цветок — он рассыпается. Затем — посадить цветок в мокрый песок, теперь цветок будет расти.
Педагог:
какие вы молодцы, провели все опыты. Теперь мы знаем, что песок и правда не боится ни воды, ни суши. Давайте поиграем с песком?
Игра с песком «Что за клад?
Педагог считалкой выбирает одного ребенка и закрывает ему глаза или отводит в другую сторону площадки. Затем, остальные дети выбираются игрушку и закапывают её в песочницу. После, приходит ребенок, которого выбрал педагог и медленно откапывает «клад». По открывающимся частям, ребенок должен назвать предмет. Игра повторяется несколько раз.


Примеры считалок:
*** Кошка села на окно. Позевнула: «Всё равно, Хоть сижу я не на крыше, Всех, кто есть вокруг, я выше.И никто со мной не спорит! Тот, кому скажу, тот водит!»*** Жили-были у бабуси Два веселых гуся: Один белый, Другой серый — Два весёлых гуся. Один бегал, другой прыгал — Два забавных гуся. Один не мог летать, Другой — ходить. Если не веришь — Будешь водить.*** За высокими горами Стоит Мишка с пирогами. — Здравствуй, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? — Пирожки не продаются, Они сами в рот кладутся, Но а тот, кто их возьмет, Тот водить у нас пойдет.Педагог:
какая замечательная игра у нас получилась! А давайте вспомним, где можно встретить песок. Поиграем с мячом.
Игра с мячом «Где живет песок?»
Дети встают в круг, педагог в центре круга, поочередно бросает мяч детям и задаёт один и тот-же вопрос: «Где живет песок?». Дети должны ответить, где можно встретить песок. Варианты ответов: в песочнице; в воде — реке, море, океане; на пляже; на стройке; на улице; в пустыне; в асфальте; в стекле.

Педагог:
сколько интересных мест вы назвали, даже я столько не знала. Молодцы. А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора!
Подвижная игра «Догони мяч».
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:
«Мимо леса, мимо дач Плыл по речке красный мяч. Увидала щука. Что это за штука? Хвать, хвать! Не поймать. Мячик вынырнул опять. Он пустился дальше плыть. Выходи, тебе водить».
Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два, три — беги!» На этот сигнал играющие начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с новым водящим, выбранным помощью той же считалки.
Педагог:
Попрыгали, побегали, отдохнули. Наверно сильно проголодались? Давайте сходим в огород и посадим наш будущий урожай!
Игра с песком «Мы пришли в огород».
Заранее выносим из детского сада на площадку пластмассовые фрукты и овощи. Предлагаем детям по очереди посадить их, главное условие — надо описать фрукт/овощ по форме, вкусу и цвету.
Информация в помощь: У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй; У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; У помидора, гороха, перца, баклажанов — плоды растут на веточках. Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук коричневый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!


Заключение. Педагог
: какие вы молодцы, замечательно справились с работой! Пришло время заканчивать знакомство с песком. Предлагаю вам взять счетные палочки и построить из них заборчик (втыкаем палочки в песок), у вас получится настоящая дорога, вдоль которой можете покатать ваши машинки или тракторы.

Дополнительный материал для педагогов, стихотворения о песке:
А. Сметанин
Мы на пляже вместе с мамой Возвели песчаный замок: Стены, лестницы, бойницы, Башня круто в высь стремится.
С. Кашлев
Мы в песочнице играем, Строим домик из песка, Увлеклись, не замечаем, Что носки полны песка. Принесли воды в ведёрке, Чтобы не сломался дом, Красовался на пригорке, Мы его водой польём. А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок. В. Бредихин Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. Не в радость были песни гроз, Не в радость — дождь из тучек. Скучал в жару, скучал в мороз — Весь мир песку был скучен… И так ещё сто тысяч лет Хранил бы он унынье, Но был доставлен к нам чуть свет, И не скучает, вовсе нет, В песочнице отныне.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Игры с песком в подготовительной группе детского сада Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками Пескотерапия в ДОУ

Похожие статьи:

Сценарий летнего развлечения для старших дошкольников

Ход занятия:

— Поиграем мы с утра: Заниматься нам пора, но не лепкой и не чтеньем, ждёт нас опыт и игра. Мы сегодня будем с вами проводить опыты.

Отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе, насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брат

И играть (песок)

— Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы детей)

. Давайте с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся,что во время игры:

— песок в рот не берём;

— не трём глаза грязными руками;

песком не обсыпаемся.

— С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.

1 ОПЫТ.

-Давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком»

.

— Что вы почувствовали? Какой песок?

(ответы детей)
(Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
— А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа)

.

— Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.

2 ОПЫТ.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.

— Из чего он состоит? (ответы детей)
(Зёрнышки, камешки)
.

— Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.

— Как выглядят песчинки? (ответы детей)

— Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка).

— Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)

— Чем похожи?

— Чем отличаются? (ответы детей)

3 ОПЫТ.

Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок в тарелочках.

— Что происходит с песком? (ответы детей)

— Они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу.

4 ОПЫТ.

— Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него.

— Что происходит? (ответы детей)
(песок рассыпается)
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.

— Ребята, давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.

— Но сначала, перед игрой мы с вами помоем руки.

Подвижная игра «Песчинки»
(повторяется 2-3 раза)
.

Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, уметь изображать, двигаться легко и непринужденно, действовать по сигналу.

Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильных ощущений.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в прятки с маленькими игрушками. Затем игрушки нужно спрятать, используя воронку для песка, совок или просто засыпая игрушки песком из ладоней. Далее педагог просит ребёнка помочь «водящему» в игре и вспомнить, где спрятана, например, лошадка, или кто спрятан в этом холмике и т.д. Если ребёнок неверно находит место, где спрятана игрушка, её необходимо перепрятать.

Игры в песочнице с прозрачным дном

Игра «Подбери пару»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности.

Ход игры: В данной игре ребенку предлагается найти связь между парами картинок (мама – детеныш, предмет – форма, животное – чем питается). Ребенку предлагается соединить песочной дорожкой пары картинок.

Игра «Найди картинки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, памяти.

Ход игры: ребёнку предлагается запомнить, где лежат картинки, заранее расположенные под стеклом, затем спрятать их, засыпав песком (ладошками или специальной трубочкой). Далее ребёнку нужно вспомнить, где лежала картинка, например, с зайкой.

Игры в песочнице с подсветкой

Игра «Песочные дорожки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности

Ход игры: Взрослый начинает выкладывать узор из разноцветных камешков, пуговиц, фасоли, а ребёнок продолжает. Ребёнок может по собственному замыслу выложить дорожку, а взрослый, как бы ему в помощь, продолжает ряд, но с ошибками, а ребёнок должен найти их и исправить.

Игра будет продуктивнее при наличии сюжета, например, дорожка для дрессировщика.

Игра «Что бывает такого цвета?»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,обобщение знаний о сенсорных эталонах.

Ход игры: взрослый просит ребёнка вспомнить, что бывает, например, зелёного цвета. Ребёнок называет несколько предметов и рисует их, пальчиком (кисточкой или специальной трубочкой), при этом включая в песочнице соответствующую подсветку.

Для детей старшей возрастной группы можно предложить следующие игры и упражнения:

Игра «Прогулка»

Цель: развитие квазипространственных представлений.

Ход игры: Педагог побуждает ребёнка выполнять те действия с игрушками в песочнице, которые называет взрослый. Например, звери решили пойти вправо, первым пошёл слон, за ним жираф, потом зебра, попугай. Которым по счёту был попугай, кто был следующий, предыдущий? Дорожка стала широкой и жираф решил пойти справа от зебры, а попугай слева от слона, а обезьяна встала между зеброй и слоном. Кто идёт слева (справа) от жирафа, между слоном и попугаем? И т.д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие квазипространственных представлений.

Ход игры: Ребенку предлагается найти миниатюрные фигурки, используя описание места, где спрятана игрушка. Например, найди игрушку справа от дерева, игрушка спрятана между ёлкой и камнем.

Игра «Украсим песочный город»

Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения использовать план-схему.

Ход игры: Дети по схеме, заранее приготовленной педагогом, благоустраивают песочный город (выкладывают дорожки, высаживают цветы на клумбы и др.).

Игры в песочнице с прозрачным дном

Игра «Песочные узоры»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку побыть настоящим художником и нарисовать специальным карандашом песочный узор (образец которого лежит под стеклом).

Игра «Соедини точки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания.

Ход игры: Ребёнок соединяет на листе заданные педагогом фигуры между собой и получает то или иное изображение (квадрат, треугольник и др.).

Игры в песочнице с подсветкой

Игра «Ожившие картинки»

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения.

Педагог предлагает ребёнку побыть сегодня художником и самому нарисовать картинки, которые потом оживут. Взрослый начинает рассказывать, а ребёнок рисует в песочнице пальцем, ладошкой, гребешком или специальной трубочкой. Если ребёнок затрудняется изобразить то, о чём говорит педагог, то взрослый помогает.

Примерный текст:

На небе появилось ласковое солнышко, оно ярко светило, его длинные лучики расходились далеко-далеко во все стороны (жёлтая подсветка).

Но вдруг налетела огромная синяя туча и скрыла солнце (синяя подсветка), пошёл дождик, сначала мелкий, а потом всё сильнее и сильнее.

Вскоре дождь прекратился и на небе снова появилось солнышко (жёлтая подсветка), его тёплые лучики дотянулись до самой земли и согрели её.

Из земли стали появляться травинки (зелёная подсветка), они тянулись всё выше и выше, а потом расцвели красивые красные цветы, их стало так много, что полянка превратилась с огромное красное покрывало.

А потом настала ночь (выключить подсветку).

А когда облака на небе начали развеиваться (белая подсветка), стало видно огромную белую луну.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают успешными и уверенными в себе взрослыми.

Экспериментируйте, придумывайте новое и интересное, играйте вместе с детьми!

Песочный дождик Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: Песочница. Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песоч-ницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Песочный ветер Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом. Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Необыкновенные следы Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Оборудование: Песочница. Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

«Подземные жители» («Кроты»)Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Оборудование: Песочница. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Песочные прятки Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности. Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки. Ход игры: Первый вариант Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно. Второй вариант Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям. Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка? Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

« Секреты сухого и мокрого песка» Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним. Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка: «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок). Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей. Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики» Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Песочные строители Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки. Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Кто к нам приходил? Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия. Оборудование: Песочница, набор формочек. Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Узоры на песке (1 вариант) Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.. Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Узоры на песке 2 вар. Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения. Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки. Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?». На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Песочный круг Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Оборудование: Песочница. Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Как провести «День песка» с детьми

Галина Панычева

Как провести «День песка» с детьми

Чтобы дошкольники не были все время предоставлены сами себе на летних прогулках в детском саду, воспитатели должны планировать, кроме самостоятельных игр детей по интересам, совместную с ними деятельность. Предложите педагогам провести с воспитанниками «День песка»

. В статье – методические подсказки, как это сделать.

«День песка»

– тематический
день, для которого не нужна специальная дата в календаре. Воспитатели могут провести его в любой солнечный день. Традиционно в тематическом дне участвуют все возрастные группы. Однако в данный летний период лучше не объединять детей общими мероприятиями в рамках «Дня песка»
, чтобы не нарушать санитарные требования, и
провести его в каждой группе отдельно. Единой для всех будет цель этого дня – создать у детей радостное настроение.
Чтобы провести «День песка»

, нужно заранее продумать, какие виды детской деятельности включить в план этого дня. Следует предусмотреть разнообразные мероприятия как в групповой комнате, так и на утренней прогулке с учетом возраста воспитанников конкретной группы, чтобы вовлечь в совместную деятельность как можно больше детей. Содержание деятельности с
детьми младшей, средней, старшей, подготовительной групп в рамках «Дня песка»
– в конце статьи.

Цели и задачи «Дня песка»

Цели – создать у детей положительное эмоциональное настроение, развить познавательный интерес к исследовательской деятельности и играм с песком.

Задачи:

• создать условия для исследовательской и творческой деятельности воспитанников с песком;

• познакомить со свойствами песка, рассказать, в каких сферах и как его использует человек;

• совершенствовать коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать друг с другом в процессе игр с песком.

Беседы в группе. Расскажите детям о том, что такое песок и какие он имеет свойства. Напомните о том, какие меры безопасности и правила гигиены нужно соблюдать, когда играешь с песком. Подготовьте презентацию «Песочные творения»

, чтобы рассказать дошкольникам о выставках и конкурсах песочных построек, показать песок в природе – пустыни, барханы.

Рисование на песке. Организуйте в старших группах изобразительную деятельность в непривычном для детей формате – предложите порисовать на песке или с помощью песка. Расскажите, какие есть техники рисования, и покажите, как правильно выполнить рисунок в этих техниках, – см. в конце статьи.

Например, техника отпечатков – одна из наиболее интересных. Она предоставляет простор для творчества и фантазии детей. Дошкольники могут делать отпечатки ладонью, пальцами, использовать различные предметы в зависимости о того, какой рисунок они хотят получить.

Также в одном рисунке можно использовать разные техники вместе и по отдельности – это зависит от выбранного сюжета. Лучше сначала нарисуйте свой рисунок с детьми на листе бумаги, а потом повторите его на песке. На каждом этапе рисования дети смогут вносить изменения и дополнять рисунок. Песочные картины недолговечны, поэтому конечный результат совместной деятельности детей можно сфотографировать.

Сюрпризный момент. На прогулке в «День песка»

организуйте сюрпризный момент. Например, к детям может прийти Песочный человечек – ведущий прогулки. Он расскажет дошкольникам о себе, загадает загадки,
проведет викторину и организует разные виды детской деятельности.
Роль Песочного человечка возьмите на себя – наденьте соответствующие элементы костюма или используйте игрушку и общайтесь с детьми от ее имени.

Опытно-экспериментальная деятельность. Это важная составляющая прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. В «День песка»
проведите «Час чудес»
. Поделите детей на
«фокусников»
и зрителей. Фокусники
проведут опыты и эксперименты и покажут свойства песка. Потом дети могут поменяться ролями и продемонстрировать другие «чудеса»
с
песком. Таким образом, старшие дети поупражняются в умении объяснять и выступать на публике.
Выставка построек из песка. После того как дети оформят свои постройки, они вместе с Песочным человечком осматривают их. Дети представляют свою постройку, показывают, как ее строили, демонстрируют, как с ней можно играть. Песочный человечек фотографирует все постройки для общего фотоальбома, который в последующем дети рассматривают в группе.

Игры с песком. Организуйте в «День песка»

разные виды игр с
песком на прогулке: дидактические, подвижные, игры-эстафеты.
Трудовая деятельность. На вечерней прогулке организуйте трудовую деятельность детей. Предложите им убрать песок с веранды, собрать песок в песочницы.

Чем полезны игры с песком

• побуждают детей экспериментировать и работать самостоятельно;

• обогащают их тактильный опыт;

• активизируют пространственное воображение;

• развивают внимание, память, мышление, мелкую моторику;

• развивают координацию движений;

• развивают творческие способности;

• развивают коммуникативные навыки, умения договариваться, уступать, делиться;

• позитивно влияют на эмоциональное состояние дошкольников;

• учат находить нестандартные решения в процессе работы с песком.

Учитывайте возрастные особенности детей

Летом дети всех возрастов охотно играют с песком. Поэтому на участках всех групп детского сада должны быть созданы условия для игр с песком и водой. Перед тем как проводить «День песка»

,
проверьте, есть ли необходимое оборудование и игровые материалы.
Современная индустрия детских игрушек в настоящее время представляет огромное разнообразие наборов для игр с песком, однако выбирать их нужно с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Например, дети младшего возраста любят копать песок, просеивать его через ситечко, лепить из него с помощью формочек. Эти игры доставляют детям большое удовольствие, помогают познать качества пескаи свойства материала: сухой песок рассыпается, из влажного можно лепить.

От простого манипулирования с песком, лепки пирожков нужно постепенно переводить малышей к лепке тематической, учить их создавать несложный сюжет в играх. Например, дети делают два бугорка из песка и перекрывают их дощечкой – получается мостик. По мостику может пройти маленькая куколка, может проехать машина.

В процессе игры с песком сделайте сами несложную постройку, например домик. Затем предложите воспитанникам украсить ее флажками, соорудить вокруг домика заборчик из веточек или палочек. Чтобы помочь детям организовать сюжетную игру с песочной постройкой, используйте мелкие игрушки (человечков, животных, машин и др.)

. При этом ваша помощь в игре должна быть недирективной, а предложения и подсказки направлены на развитие детского творчества.

Дети среднего возраста уже имеют определенный опыт игровой деятельности и с удовольствием играют в песочном дворике. Их игры постепенно усложняются. Они комбинируют песок с дощечками и кирпичиками, устраивают дома, магазины, тоннель, через который проезжают поезда. В «День песка»

разделите детей на подгруппы и предложите разные темы построек: гараж, сад, зоопарк.Покажите разные приемы: как лепить из влажного
песка, отделять части с помощью приглаживания дощечкой, как придать песку определенную форму.
Старшим дошкольникам интересно создавать сложные постройки, сохранять их и совершенствовать.Такие постройки требуют участия коллектива с распределением ролей: строители, шоферы, доставляющие строительный материал, и т. д. В этих играх задача воспитателя поддерживать самостоятельность и инициативу детей и при необходимости давать советы и показывать новые приемы работы с песком. Также важно мотивировать детей использовать разнообразные игрушки в дополнение к постройке. В конце «Дня песка»

обсудите и проанализируйте с
детьми постройки и конструкции, которые они сделали сами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]