Виды и формы планирования Воспитательно — образовательной деятельности в ДОУ


Для чего нужны планы

Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.

План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.

Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.

Что включить в календарный план

  • Список детей.
  • Расписание занятий на неделю в соответствии с программой и СанПиН:
  • для малышей до 3 лет — не более 10 занятий по 8–10 минут в подгруппах по 5–6 человек;
  • в младшей группе (от 3 до 4 лет) — 11 занятий по 15 минут;
  • в средней группе (от 4 до 5 лет) — 12 занятий по 20 минут;
  • в старшей группе (от 5 до 6 лет) — 15 занятий по 25 минут;
  • в подготовительной группе (от 6 лет) — 17 занятий по 30 минут.

Половину времени должны занимать физкультурно-оздоровительные занятия.

Планирование различных видов деятельности

Ежедневный план удобнее всего разделить на три части — утро, день, вечер. И начать каждую из них с режимных моментов, после чего подробно описать различные виды деятельности.

1. Специально организованные занятия — это форма обучения детей дошкольного возраста. Их цель — формирование определенных навыков или знаний, разностороннее развитие ребенка. Для таких занятий четко определено время и место (согласно расписанию).

В плане работы воспитателя для каждого занятия указывается его содержание, дидактические задачи, структура (начало, ход занятия и конец) и используемый методический материал.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми включает индивидуальные беседы с каждым из детей, развивающие и спортивные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, чтение и рассматривание иллюстраций, двигательную активность на улице и в группе, наблюдения за природой, труд, художественное творчество, прослушивание музыки.

3. Самостоятельная деятельность детей. На нее отводится около 40 % всего времени. Это свободная деятельность детей, которую они выбирают по своим интересам. Задача воспитателя детского сада — организовать для детей развивающую среду, в которой каждый ребенок может выбрать для себя занятие: играть в настольные или ролевые игры, строить дом или рисовать. Воспитатель может направлять детей, вмешиваться при возникновении конфликтов.

К самостоятельной деятельности также относится формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Что еще учесть при составлении плана

Отдельного внимания требует планирование прогулок и работы воспитателя ДОУ с родителями.

Прогулки обычно проводятся два раза в день. Они снимают напряжение и помогают детям восстановить силы после занятий.

С чего начать прогулку? Если перед ней были активные занятия, то начинают ее с наблюдений за природой, людьми, транспортом. Если занятия были спокойные, то прогулку лучше начать с подвижных игр. В старшей и подготовительной группе прогулки иногда могут заменяться экскурсиями или походами. Не забудьте оставить детям часть времени для свободного выбора занятий.

Работа воспитателей с родителями может принимать различные формы: родительские собрания, консультации, тематические выставки, беседы, участие родителей в жизни группы (включая экскурсии и походы).

Общие рекомендации по планированию

  • Составляйте план вместе со вторым воспитателем группы.
  • Если ваша группа разновозрастная, нужен отдельный план для каждого возраста.
  • Учитывайте общий уровень развития детей, их интересы и потребности, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Дорабатывайте календарные планы в течение года по результатам наблюдения за детьми в группе и бесед с родителями.
  • Не забывайте о регулярности, последовательности и цикличности мероприятий.
  • Соблюдайте баланс интеллектуальной, физической и эмоциональной нагрузки. Помните, что детский сад — не школа.
  • Обеспечьте взаимосвязь всех видов деятельности: обучения, игры, труда.
  • Чтобы не забыть учесть пожелания специалистов, работающих с детьми, например, логопеда или психолога, запишите индивидуальные рекомендации в свой план.
  • Планируйте работу с родителями.
  • Готовые методические материалы и планы для детского сада можно брать за основу, но полностью копировать их не нужно. Планируйте свою деятельность самостоятельно, учитывая особенности и интересы детей.
  • Заведите картотеку с описанием различных занятий и регулярно ее пополняйте. В любой момент вы сможете найти в ней нужную информацию для решения своих задач.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]