Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.
Занятие по познавательному развитию в средней группе
Значение познавательного развития детей в средней группе ДОУ
В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.
Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.
Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.
Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет
Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:
- формирование знаний о себе, как о личности;
- ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
- дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.
Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.
Формирование математических представлений у детей
Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.
Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие
Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.
Развитие сенсорики в саду
Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.
Знакомство с миром предметов
На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.
Художественная литература для чтения в средних группах — картотека
Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам.
Ознакомление с социумом
Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.
Знакомство с миром природы и экологическое воспитание
Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.
Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село Шыгырдан, Батыревского района.
1.2.
Цель рабочей программы
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности.
1.3. Задачи рабочей программы:
1. Формирование познавательных действий, становление сознания.
2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
1.4. Принципы
и подходы к формированиюрабочей программы
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Какие виды деятельности помогают познавательному развитию
На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:
- рассказы;
- чтение сказок и других художественных произведений;
- беседы и пояснения.
Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.
Формы работы с детьми по познавательному развитию
Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.
Организация НОД по познавательному развитию в средней группе по ФГОС
Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.
Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.
Дидактические игры по познавательному развитию в средней группе (картотека)
К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.
Раннее развитие по методике Монтессори — что это такое
Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:
- воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
- желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.
Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.
Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.
Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.
Шаблоны для игры «Из чего сделано»
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию
Дети:Нет, мы его не видим
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит какой воздух?
Дети:Воздух прозрачный, невидимый бесцветный.
Воспитатель: Да, воздух прозрачный, невидимый бесцветный.
Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами сможете убедиться.
Опыт №1. «Воздухоловители»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет? Что в нем?
Дети:Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полный воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как вы думаете почему?
Дети:В нем не воздуха, он пустой.
Воспитатель: Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом мы его выпустили.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположения детей
). Правильно в воздушных шариках, игрушках. Давайте мы с вами пройдем к следующему столу поэкспериментируем.
Опыт №2. «Тонет, не тонет»
Воспитатель: На столе лежат игрушки. Вам юным экспериментаторам – задание: Нужно выяснить, какие игрушки утонут, а какие будут плавать. И разделить их на две части.
(ребята по очереди берут, опускают игрушки в воду)
Воспитатель: Молодцы, ребята, наш вывод, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода, и вытолкает весь воздух, — предмет может утонуть.
Опыт №3. «Воздух-невидимка».
Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть воздух?
Дети:
Воспитатель: Следующее задание юным экспериментаторам. Возьмите в руки стаканчик. Переверните его вверх дном и медленно (стакан нужно держать ровно), аккуратно опустите его в воду. Есть ли вода в стакане? Как вы думаете почему?
Дети:Нет воды.
Воспитатель: А теперь аккуратно наклоните стаканчик, который находится в воде. Что происходит?
Дети:Появились пузыри. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и он наполняется водой.
Воспитатель: Наш вывод: В стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, если его наклонить и вода занимает его место.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише.
Ветерок все выше, выше.
Опыт №4. «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: Юным экспериментаторам следующее задание. Представьте, что в каждом тазике море, а вы ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается?
Дети:Волны.
Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем сильнее будут волны. Возьмите наши импровизированные кораблики. Что с ними происходит?