Значение мелкой моторики для детского развития
Значению мелкой моторики для развития человека было посвящено множество исследований. Все они подтверждают, что совершение мелких движений кистями и пальцами рук стимулирует речевые центры мозга. А успешное овладение речью, в свою очередь, способствует коммуникативным навыкам ребенка, успешному установлению социальных связей и формированию понятийного мышления.
Пальчиковое рисование
В целом, мелкую моторную деятельность ассоциируют с когнитивным развитием психики ребенка. Это особенно актуально для детей 3–4 лет, так как в этом возрасте социальное окружение и кругозор ребенка резко расширяется, он начинает ежедневно взаимодействовать не только с родителями и близкими родственниками, но и со своими сверстниками, воспитателями, работниками детского сада и другими взрослыми.
Справка. «Кризис 3 лет» или «кризис негативизма» – возрастной этап в развитии ребенка, проявляющийся такими поведенческими особенностями, как упрямство, строптивость, протестность. Успешному преодолению этого периода способствует развитие речевых навыков ребенка.
Когда желания ребенка не совпадают с его реальными возможностями, он оказывается в ситуации, в которой вынужден учиться договариваться. Перед родителем и трехлеткой встает непростая задача по достижению компромисса. Достигнуть взаимопонимания значительно проще, когда ребенок в достаточной мере владеет речью, способен выразить свои потребности и переживания.
Помощь рисования на первый взгляд кажется неочевидной, но научные исследования и продолжительный педагогический опыт подтверждают эффективность этого метода. Кроме того, давно известен психотерапевтический эффект рисования, благодаря которому проведение тематического занятия с элементами арт-терапии поможет ребенку преодолеть напряжение и тревогу, связанные с кризисным периодом.
Тема недели «Продукты питания»
Занятие 12. Угостим мышку сыром
(Рисование цветными карандашами)
Цель. Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. Обогащать речевой словарь. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал. Игрушечный мышонок, маленький кусочек сыра, вырезанный из желтого картона.
Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисована мышка, цветные карандаши.
Ход занятия
Предложите детям послушать стихотворение и угадать, кто сейчас придет к ним в гости:
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки?
Может, в кухне корка есть?
Покажите детям игрушечного мышонка и обыграйте ситуацию: к вам в гости пришел голодный мышонок. Спросите у мышонка: «Что ты любишь кушать?» (Сыр.)
Предложите детям нарисовать для мышонка сыр – полуовал желтого цвета с дырочками (кружочками) в нем. Покажите, как нужно закрасить сыр: штрихи располагать близко друг к другу, не выходя за контур предмета.
В конце занятия предложите детям поиграть с мышонком в игру «В какой руке?»
Ребенок прячет кусочек сыра в одну руку и зажимает обе руки в кулаки. Мышонок должен догадаться, в какой руке спрятан сыр.
Техники рисования для детей второй младшей группы
Существует достаточно много видов и техник рисования, доступных детям возраста 3–4 лет. Ниже приводятся наиболее интересные и полезные из них.
Пальчиковое рисование
Это простая и увлекательная техника идеально подходит для знакомства с изобразительным искусством. Она достаточно проста в исполнении, предоставляет ребенку свободу действий и ее легко осваивать в игровой форме. Для первого раза можно попробовать оставлять на бумаге отпечатки пальцев, используя разные цвета. Как только ребенок понял смысл этого действия, можно позволить ему рисовать пальчиками по собственному усмотрению.
Важно! Воспитатель должен сначала сам продемонстрировать этот способ. После того как ребенок проявил заинтересованность, ему предлагается сделать то же самое. Если малыш не демонстрирует готовности, следует отложить занятие.
Когда эта техника освоена, можно с ее помощью создавать сюжетные рисунки. Для этого перед занятием на листах бумаги маркером рисуются контурные изображения солнышка, воздушного шарика, домика или других предметов. Потом детям предлагают отпечатками пальчиков заполнить пространство внутри готового рисунка.
Рисование ладошками и кулачками
После того, как пальчиковая техника освоена, дети легко перейдут на рисование ладошками. Взрослому нужно проявить изобретательность и заранее продумать сюжет рисунка. Отпечаток ладошки может быть лучиками солнца, каким-нибудь животным, цветком, деревом или домом. После того, как краска на бумаге просохла, фломастерами дорисовываются глаза, ушки, листочки или другие элементы, делающие рисунок узнаваемым.
Рисование ладошками
Рисование штампами и печатками
Штампы для рисования могут быть закуплены в магазинах для творчества или изготовлены самостоятельно из природных материалов, картона, поролоновой губки, ватных палочек, даже из картофелины или цветной капусты. Эта техника производит на детей особое впечатление благодаря простоте исполнения и эффектному результату. На первом этапе можно дать детям в свободной форме освоить использование штампа, а после предложить сюжетный рисунок.
Штампы
Кляксография
Этот способ познакомит ребенка со свойствами красок. Нанесение водянистых клякс и разводов на бумагу покажет интересное смешение цветов. В этот момент можно обратить внимание ребенка на то, что два разных цвета, смешавшись, могут дать третий, совершенно новый. Так же можно поэкспериментировать с густотой – наносить разводы и брызги сначала жидкой, а потом более густой краской. После того, как рисунок просох, с помощью фломастеров или карандашей можно оформить кляксы в изображение космоса, пейзажа, времени года (например, если преобладают желтые и красные цвета – осень, синие и белые – зима).
Кляксография
Монотипия
Эффектная техника, создающая симметричные рисунки. Лист бумаги складывается пополам и на одну половину наносится краска в виде клякс, либо, если сюжет продуман заранее, по намеченному карандашом контуру. Затем бумага складывается, разглаживается ладошкой и расправляется. Полученному отпечатку дают просохнуть, после чего фломастерами дорисовываются необходимые контуры и элементы. Так легко изобразить такие предметы, как бабочка, самолет, книжка.
Монотипия
Точки и линии
Для этого вида рисования с детьми 2–4 лет используют карандаши или восковые мелки. Освоение точек и линий подготовит ребенка к построению из них более сложных композиций на листе. Можно обратить внимание на разные виды линий – прямые, волнистые, зигзагообразные, а затем использовать их для изображения на бумаге морских волн, холмов, гор. С помощью точек на рисунке можно попробовать изобразить дождь, снег, цветы, песок. Таким способом ребенка знакомят с пейзажем и предлагают изобразить весну или зиму, используя несложные линии и точки.
Волны
Обведение и закрашивание
Детям раздаются или предлагаются на выбор шаблоны в виде домашних животных, игрушек, посуды, транспорта. Шаблоны обводятся и закрашиваются красками либо карандашами.
План занятия по теме «Транспорт» в подготовительной группе
Для проведения занятия потребуются следующие материалы:
- Основа для рисования – бумага, картон для выполнения небольших рисунков; для пальчикового рисования или рисования ладошками удобно использовать ватман или обратную сторону обоев.
- Цветные карандаши, фломастеры, мелки, гуашь, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки с водой.
- Штампы, печати, самодельные штампы из подручных материалов.
- Клеенки, губки, влажные салфетки, фартуки, тряпочки, мыло.
Рисование в младшей группе требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Это новая и сложная для ребенка деятельность, при освоении которой он нуждается в постоянной поддержке и помощи педагога. Следует избегать любой критики, независимо от того, достигнут ли желаемый результат. На каждом этапе занятия необходимо уделить внимание каждому малышу и помочь справиться с возникшими трудностями.
Важно! В возрасте 3–4 лет дети уже могут понимать и выполнять краткие, понятные инструкции, поэтому вводная и демонстрационная часть занятия проводится педагогом для всей группы.
НОД по рисованию во второй младшей группе на тему «Петушок – золотой гребешок»
Цель: Ознакомиться с техникой «Рисование ладошками».
Задачи:
- Научить выполнять отпечаток ладони на листе бумаги.
- Развивать ориентирование на бумаге.
- Развивать творческие навыки.
- Воспитать любовь к животным, сопереживание персонажу.
Демонстрационные материалы:
- иллюстрации к сказке «Петушок – золотой гребешок»;
- аудиозапись сказки.
Раздаточные материалы: гуашь, кисти, губки, салфетки, ватные палочки, стаканчики-непроливайки с водой, бумага, клеенки, фартуки.
Предварительная работа:
- прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок»;
- разгадывание загадок о петушке.
Перечень профессий | Нормативный порядок выдачи |
Строители | сигнальная форма; перчатки; СИЗ лица и ушей; средства для сокращения воздействия вибраций |
Водители | рукавицы; теплый костюм; спецобувь |
Грузчики | комбинезоны; перчатки; куртки; брюки. |
Торговые сотрудники | косынки; перчатки; халаты |
Сельскохозяйственные сотрудники | перчатки; обувь; рукавицы. |
Электротехнические работники | диэлектрические спецперчатки; спецобувь; головной убор; верхняя спецодежда; термобелье для диэлектрики. |
Занятие по рисованию на тему «Масленица» во 2 младшей группе ДОУ
Петушок
Петушок
Петушок
Инструкция по выполнению рисунка «Петушок – золотой гребешок» в технике рисования ладошками:
- Лист бумаги располагается перед ребенком горизонтально.
- С помощью губки центральная часть ладони и большой палец окрашиваются желтым цветом.
- Остальные пальцы окрашиваются красным, зеленым, синим и оранжевым цветами.
- Кисть руки необходимо держать перед собой большим пальцем вверх, а остальные пальцы широко расправить.
- Ладонь плотно прикладывается к бумаге.
- Салфетками с ладоней вытирается оставшаяся краска.
- Ватная палочка обмакивается в черную краску и прикладывается в середину отпечатка большого пальца – это глаз петушка.
- Чистый конец ватной палочки обмакивается в красную краску и тычком прорисовывается бородка и гребешок.
- Тонкой кисточкой дорисовывается клюв.
- По желанию рисунок дополняется другими элементами – солнце, трава, насест для петушка.
Важно! Ведущей деятельностью детей в 3–4 года является игра, поэтому целесообразно включать ее в занятия по рисованию во 2 мл группе.
Картотека игр для детей 3 лет
Для детей возрастом 3 года на занятиях по рисованию в детском саду разработана картотека игр.
Игра «Волшебные краски»
Цель: познакомить детей с особенностями смешения цветов.
Материалы: цветные карточки, карточки «+», «-», «=».
Ход: демонстрируется пример, составленный из карточек: красный+синий=фиолетовый; зеленый+красный=коричневый.
Дети решают их с помощью красок на бумаге.
Игра «Аквариум»
Цель: разучить названия цветов.
Материал: рыбки из картона различных цветов, карточки – аквариумы с контурными рисунками рыбок соответствующих цветов.
Ход: по инструкции педагога дети подбирают рыбок к контурам в аквариуме.
Игра «Матрешка»
Цель: закрепить знания об основных стилях русской росписи.
Ход: на доске изображения матрешек. Дети по очереди примеряют на них свой вариант расписного сарафана.
Игра «Уточка и утята»
Цель: совершенствовать навыки ориентирования в пространстве.
Материалы: картонные уточка и утята, изображение пруда.
Ход: перед детьми ставится задача проложить путь уточки к утятам, а затем к пруду.
Игра «Зимние забавы»
Цель: закрепить знания о зиме.
Материалы: изображение зимнего пейзажа, шаблоны зимней одежды и обуви, предметы зимних игр.
Ход: с помощью зимнего пейзажа педагог актуализирует знания о зиме. Детям предлагается выбрать из шаблонов предметы, связанные с зимой и зимними играми: валенки, рукавички, шапки, санки, коньки, хоккейные клюшки.
Тема недели «Мебель»
Занятие 10. Коврик для зайчат
(Рисование кистью. Акварельные краски)
Цель. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии (с помощью кисточки и акварельных красок); последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал. Прямоугольный коврик, вырезанный из цветной бумаги светлого тона, акварельные краски, кисточка, баночка с водой.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Заиньки»:
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.
Спросите у ребят: «Что захотели сделать заиньки? (Баиньки, спать.) Куда можно уложить зайчиков?» (В коробку, на кресло, на коврик и т. д.)
Положите перед каждым ребенком вырезанный из светлой цветной бумаги прямоугольный коврик и спросите: «Как можно украсить такой коврик?» (Нарисовать круги, треугольники, линии и т. д.)
Предложите малышам сделать красивые коврики для зайчат, украшая их чередующимися разноцветными кругами и линиями.
В конце занятия спросите у каждого ребенка: «Какой у тебя получился коврик? (Красивый, нарядный, красочный, ласковый и т. д.) Как ты думаешь, приятно будет заинькам спать на таком коврике?»
Тема недели «Зима»
Занятие 14. Белоснежная зима
(Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)
Цель. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.
Демонстрационный материал. Картина – зимний пейзаж.
Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором на голубом фоне нарисован домик, елочка, дерево; белая гуашь, жесткая кисточка.
Ход занятия
Рассмотрите с ребятами картину, на которой изображен зимний пейзаж, спросите: «Какое время года изобразил художник на картине? (Зиму.) Почему вы так считаете? (Много снега, деревья без листьев и т. д.) Что можно сказать о снеге?» (Пушистый, белый, холодный, мягкий.)
Прочитайте детям отрывок из стихотворения И. Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Спросите: «Куда может падать снег?» (На деревья, дома, улицы, дороги, реки.)
Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы дом, елочка, дерево, и предложите нарисовать, как снежок все раскрасил в белый цвет. Для этого нужно набрать на сухую кисть совсем немного белой гуаши и, держа кисть вертикально, делать сверху тычки, располагая снег на доме, деревьях, земле. Но сначала желательно потренироваться – сделать несколько тычков по бумаге сухой кистью.
Спросите у ребят: «Какой у вас получился снежок?»