Конспект организации труда в природе «Уход за комнатными растениями» в старшей группе
Тема: Уход за комнатными растениями
Возрастная группа: старшая группа
Субъекты (с указанием количества): 2 детей
Цель: развитие у детей ответственного отношения к порученному заданию, социально-коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности
Задачи:
Образовательные: формировать у детей представления о последовательности трудовых действий и навыки ухода за растениями;
Развивающие: развивать у детей умение достигать запланированного результата в ходе трудовой деятельности;
Воспитательные: воспитывать у детей желание наводить порядок после трудовой деятельности и бережное, заботливое отношение к природе.
Трудовые поручения:
1. Протирание листьев от пыли. (Берем тряпочку, окунаем ее в тазик с водой, хорошо выжимаем ее и расправляем на ладони. Затем берем лист одной рукой, поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу.)
2. Рыхление почвы растений. (Берем специальную лопаточку для рыхления почвы. Рыхлить начинаем от ствола растения к горшку аккуратно, не повредив корни.)
3. Опрыскиваем мелкие листья на расстоянии 15-20 см.
4. Полив комнатных растений. Перед поливом проверить сухость земли пальчиком.
Оборудование: группа заранее подготовлена к трудовой деятельности: столы покрыты клеенкой; маленький таз с теплой водой; тряпки, фартуки и лейки (по количеству детей); лопаточки для рыхления почвы (по количеству детей), 2 комнатных растения; изображение флориста.
Предварительная работа: беседа о видах цветов и способах ухода за ним.
Ход трудовой деятельности
Структура | Действия воспитателя | Вид детской деятельности | Методы и приемы | Планируемый результат |
Вводная часть | Воспитатель предлагает Даше и Саше сесть за ранее подготовленный стол к трудовой деятельности. –Дашенька и Сашуля, хотите отгадать загадку? Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. –Что же это? –А вы знаете, для чего же нужны комнатные растения? ( Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает) –Комнатные растения нужны для красоты, а еще растения очищают воздух и дают нам кислород. – А знаете ли вы, как называется профессия человека, который ухаживает за цветами? –Правильно, это флорист. (Воспитатель показывает картинку) Я знаю, что вы тоже очень любите ухаживать за цветами. –Хотите сегодня каждый попробовать себя в роли флориста? | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. Ответы детей: комнатные цветы Ответы детей: протереть пыль Ответы детей: флорист Ответы детей: да | Словесный (беседа) Наглядный | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. Концентрируют внимание, проявляют интерес, выражают собственные мысли. |
Основная часть | –Сегодня мы с вами польём наши растения, порыхлим их, крупные листья протрём тряпочкой, а мелкие листочки будем опрыскивать. – Но, для начала нам нужно защитить нашу одежду. Как мы защитим одежду? –Правильно, наденем фартуки. –Начнем с того, что мы с вами протрем листья от пыли. Для этого берем тряпочку, окунаем ее в тазик с водой, хорошо выжимаем ее и расправляем на ладони. Затем берем лист одной рукой, поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. –Сейчас мы будем опрыскивать мелкие листья на расстоянии 15-20 см. –А теперь мы польем наши растения. Но для начала проверим пальчиком насколько сухая земля. Если земля немного влажная – будем поливать немного, а если земля сухая – польем побольше. -Для того, чтобы водичка хорошо впиталась давайте, порыхлим землю. Для этого берем специальную лопаточку для рыхления почвы. Рыхлить начинаем от ствола растения к горшку аккуратно, не повредив корни. –Молодцы! Мы с вами были настоящими флористами. Помогли нашим растениям избавиться от пыли и засухи. Нашим растениям гораздо легче стало дышать. –А теперь мы с вами уберем наше рабочее место. Сашуля вылей, пожалуйста, воду из тазика в раковину в умывальной и ополосни его. А Дашенька прополощи тряпочки в умывальной, хорошо отожми и повесь влажные тряпочки на батарею. И необходимо каждому очистить свою лопатку для рыхления. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Слушают алгоритм, распределяют обязанности. Ответы детей: фартуки Дети надевают фартуки. Дети протирают листья в соответствии с инструкцией. Дети опрыскивают мелкие листья. Дети поливают растения из леек. Дети рыхлят почву специальными лопатками. Дети убирают рабочее место. | Словесный (беседа, указания) Наглядный (демонстрация) Инструкция Организация наблюдения Похвала | Дети проявляют осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности; Дети имеют представления о последовательности трудовых действий; Дети проявляют ценностное отношение к своему и чужому труду и его результатам; Дети наводят порядок после трудовой деятельности. |
Заключительная часть | (Воспитатель предлагает Дашеньке и Сашуле снять фартуки и сесть на стульчики) –Ребята, вам понравилось ухаживать за растениями? –Кому можно рассказать про профессию флориста? –Что вы сегодня нового узнали про уход за цветами? –Где можно ещё ухаживать за цветами? А теперь можете отдохнуть и немного поиграть! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя Ответы детей: да Ответы детей: родителям, друзьям Ответы детей: можно ухаживать дома, в детском саду | Словесный (беседа) | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной трудовой деятельности, формулировать вывод. Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной деятельности
«Ухаживаем за комнатными растениями»
Цели: Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания детей об основных потребностях комнатных растений, обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); знакомить с правилами поливки растений; развивать речь, развивать трудовые умения, воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал: Комнатные растения, таз, лейки с водой, тряпочки, кисточки, клеёнки, фартуки.
В-ль: Ребята, послушайте, какое стихотворение знает Аня!
Аня читает заранее выученное стихотворение:
В-ль: Давайте ещё раз полюбуемся нашим садом на окошке и вспомним, какие же комнатные растения растут у нас.
В-ль: Давайте поиграем в игру: сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы отгадаем растение и назовём его.
В-ль: А что нужно растениям для жизни?
В-ль: Да, ребята, вода для цветов очень важна. А как же правильно поливать комнатные растения?
Ребёнок читает заранее выученное стихотворение:
В-ль: Ребята, а представьте, что хозяева собираются в отпуск, а у них есть дома комнатные растения. Если они уедут, то поливать цветы будет некому, и они могут погибнуть. Что же делать? Как поехать в отпуск и сделать так, чтобы комнатные растения не завяли?
Дети решают проблемную ситуацию: Отдать цветы соседям; отдать соседям ключи, чтобы те приходили поливать; налить побольше воды в поддоны; поставить их в ванну с водой; с собой взять; в ведро опустить один конец тряпки, а другой в горшок; шланг так же из ведра провести; папу оставить дома; робота специального купить и т.д.
В-ль: Давайте вспомним, что ещё нужно растениям, чтобы они чувствовали себя хорошо? Как ухаживать за комнатными растениями?
В-ль: Для чего нужно рыхлить землю? чем вы рыхлите землю?
Дети: Землю рыхлят, чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням легче было дышать. Рыхлить нужно палочками, чтобы не ранить корни, так как у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности.
В-ль: А что ещё нужно делать?
В-ль: А как правильно мыть растения?
Дети: Крупные листья протираются тряпочкой, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой, чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки или пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахивается кисточкой.
В-ль: Наши растения тоже нуждаются в уходе. Поможем им? Ну чтож! тогда надеваем фартуки и приступаем к работе!
Источник
Растения, которые не следует выращивать в детской комнате
Внешний вид некоторых растений может вызывать страх у ребенка
Кроме полезных растений, существует еще масса других декоративных и красивоцветущих комнатных цветов, которые запрещены к выращиванию в помещениях, в которых находятся дети. А запрещенными они считаются в силу своих опасных веществ, находящихся в листве самих горшечных цветов. Отломав листок такого растения и пожевав его, можно получить отравления или нежелательную аллергическую реакцию, которая появится на коже ребенка в виде высыпаний.
Ядовитые растения
Все малыши любят познавать все новое, им интересно: что, как и почему. В некоторых листьях растений содержится ядовитый сок, который может вызвать серьезные отравления и аллергические реакции.
Список ядовитых растений:
- паслен – после цветения на месте коробочек образуются огромные, привлекательные ягоды, которые ядовиты для человека
- алоказия – в листьях содержится синильная кислота и алкалоиды
- олеандр – красивоцветущее растение характеризуется тем, что все вегетативные части содержат ядовитый для человека сок
Вышеназванные растения не рекомендуется выращивать в детских помещениях, а также:
Диффенбахия
Кустовые и высокорослые виды диффенбахии нельзя выращивать не только в детской, но и в учреждениях дошкольного образования
Диффенбахия Считается самым ядовитым комнатным цветком, так как сок листьев очень ядовит. В древние времена рабов заставляли жевать листья диффенбахии с целью, чтобы у них пропал голос, и они ничего не могли сказать.
Ядовитый сок, попадая на кожу, вызывает сильное жжение. А если ребенок еще и потрет рукой глаза – без врачебной помощи нельзя будет обойтись.
Растения, которые могут травмировать детей
Если высокорослые виды сансевиерии запрещены для выращивания в детской и в детских учреждениях, можно порекомендовать обратить внимание на низкорослые разновидности, например, сорт сансевиерии Хани
Многим нравятся обитатели засушливых районов – кактусы и суккуленты. Если для взрослого человека – это прекрасные растения, за которыми не стоит осуществлять пристальный уход, то для детей они могут принести огромный вред, так как имеют в наличие острые колючки.
Кроме кактусов, с осторожностью следует выращивать растения с длинными листьями, например, сансивиерию или «тещин язык». Это, несомненно, полезное растение, однако длинные листья могут сыграть злую шутку. Дело в том, что ребенок, ползая по дому может встать на ноги и дотянуться до растения, стоящего на столе, потянуть за красивый длинный лист и сбросить на себя со стола большой горшок. Во избежание травмирования, не следует выращивать растение в комнате у малыша, тем более, что лист очень острый, им можно пораниться.
Растения, вызывающие страх
Росянка – «страшное» растение для детей. Не дай Бог ребенок увидит так оно проглатывает насекомого. У малыша возникнет непреодолимый страх, что когда-нибудь это растение сможет укусить и его
Не секрет, что детский возраст – это время всяческих представлений и фантазирования. Поэтому с выбором растений нужно быть предельно внимательным. Можно купить совершенно безобидное растение, которое приносит только пользу для здоровья, однако будет отличаться замысловатой листвой, которая может напугать ребенка.
Не рекомендуется покупать в детскую комнату высокие пальмы и лианы. К ним относятся: монстера, драцена, сциндапсус, филодендрон. Названные цветы, после того, как разрастутся, в солнечный день могут отбрасывать страшные тени, в которых дети могут увидеть, благодаря воображению, страшных чудовищ и монстров.
Растения, вызывающие аллергию
Считается, что гортензия с экзотической окраской цветков может вызывать аллергию. Однако, прежде чем выбрасывать этот цветок, нужно проверить, на самом ли деле это так. Ведь не у всех людей растение может вызвать подобную реакцию
Комнатные горшечные цветы, вызывающие раздражение слизистой и кожного покрова:
- гортензия
- азалия
- пеларгония
Назвав список растений, запрещенных для выращивания из-за того, что они вызывают аллергические реакции, нужно сделать оговорку, что данные растения являются полезными для здоровья, поэтому, прежде чем отбросить их в сторону, рекомендуется проверить, есть на них аллергия или нет. Если отсутствуют какие-либо признаки, растения можно выращивать.
А вот азалия считается ядовитым растением, сок которой может вызвать сильную аллергию. Поэтому цветок не рекомендуется.
Мир цветов – прекрасный мир, который не только помогает очистить воздух и улучшить атмосферу дома, благодаря красоте и разнообразию горшечных цветов, можно ввести ребенка в мир прекрасного, показать, как живут, растут и размножаются растения, приучить ребенка к труду. Заботясь о растениях, малыши приобретают навыки ответственности за все живое на Земле. Они учатся тому, что за всем необходим уход и, только труд и упорство помогут сохранить красоту живого мира.
Лучшие растения
- Хлорофитум – представляет собой розетку листьев с «усами», на концах которых находятся маленькие «детки». Растение неприхотливо, быстро восстанавливается, переносит нерегулярный полив. Отлично очищает воздух от бактерий, вирусов и выхлопных газов;
- Крассула, или толстянка – быстрорастущее растение, похожее на дерево с мясистыми глянцевыми листочками. Отломанные черенки можно использовать для размножения. Неприхотливо. Способствует улучшению работоспособности;
- Папоротник – имеет пышный, красивый внешний вид. Быстро растет и легко восстанавливается. Нетребователен в уходе, может расти в полутени. Помогает справляться со стрессами и снимает усталость, улучшает концентрацию внимания;
- Цитрусовые – красивые деревца могут расти как в тени, так и на свету. Содержат множество эфирных масел, которые обладают бактерицидными свойствами и нейтрализуют вредные микроорганизмы. Также цитрусовые отлично справляются с усталостью, устраняют раздражительность, успокаивают и улучшают сон;
- Хамедорея изящная – декоративно-лиственное растение, похожее на пальму. Неприхотливо, может расти в полутени. Отлично увлажняет воздух. Очищает воздух, ликвидируя опасные вещества, выделяемые пластмассами;
- Гибискус, или китайская роза – кустарник, который может расти в полутени. Стебли упругие, устойчивы к повреждениям. Гибискус имеет хорошо выраженные стебель, листья и яркие цветы, что поможет детям изучать строение растений;
- Традесканция – ампельное растение, которое можно подвесить в кашпо. Нетребовательно к поливу и освещению. Отлично увлажняет и очищает воздух в помещении. Отличается способностью нейтрализовать электромагнитное излучение;
- Каланхоэ – выделяет фитонциды, которые обезвреживают грибки и бактерии. Имеет лекарственные свойства: противовоспалительные, ранозаживляющие. Помогает при кашле, насморке, гриппе, фурункулезе;
- Шеффлера – красивое декоративно-лиственное неприхотливое растение. Отлично очищает воздух от вредных веществ, присутствующих в сигаретном дыме, таких как никотин и различные смолы.