Конспект занятия по трудовому воспитанию подготовительная группа.
Конспект занятия по трудовому воспитанию подготовительная группа
.
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
Цель: закреплять навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата)
; развивать интерес к приготовлению пищи; закрепить навык правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками; способствовать становлению гигиенической культуры ребенка во время приготовления пищи; формировать общественно значимые мотивы
труда
, умение работать аккуратно, старательно, дружно; расширять представления детей о профессиях; развивать слуховую память, воображение, мышление и речь.
Лексика: нарезка овощей кубиками, винегрет, технологическая карта.
Продукты: вареные овощи – картофель, морковь, свекла; лук, соленая капуста, горошек, соль, растительное масло.
Материал к занятию
: фартуки, колпаки, ножи, разделочные доски, миски, ложка; предметные картинки к игре
«Угадай профессию»
, кроссворд, письмо, посылка, ворона, музыкальное сопровождение.
Модели: модель трудового процесса
: приготовление винегрета; модель правил техники безопасности.
Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов «Овощи, фрукты»
, дидактическая игра
«Узнай на вкус»
,
«Что растет в саду, в огороде»
, аппликация
«Что нам осень принесла»
, чтение и разгадывание загадок об овощах, фруктах, заучивание пословиц и поговорок о
труде
, посещение музея ИЗО тема
«Натюрморт»
, задание для родителей принести овощи, фрукты для салатов.
Ход для занятия:
В гости к детям прилетел мудрый Ворон, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, весь лес стал как мертвый.
Ворон просит детей добрыми поступками, своим трудолюбием
освободить лес от старухи Лени и помочь жителям леса.
Воспитатель
: —
«Ну, что ребята, поможем жителям леса?»
Дети: — «Да»
.
Воспитатель
: —
«А для этого необходимо выполнить задания»
.
1задание – «Это кроссворд от ворона. Если вы правильно решите кроссворд, то в заштрихованных клетках по вертикали прочтете, о каком виде сельскохозяйственных работ в нем говорится».
Дети отгадывают кроссворд и находят слова – отгадки (слова написаны на бумаге, и приклеиваются на липучке)
.
1. Он — приправа к овощам, и к закускам, и к борщам, но хорош и для грибов, для засолки огурцов (укроп)
.
2. Размножается усами, убедитесь в этом сами. Из плодов ее варенье — это просто объеденье (клубника)
.
3. На своем кусте поспел и в корзину полетел. В сказке звался он синьор – краснощекий (помидор)
.
Конспект трудовой деятельности в подготовительной группе
Татьяна Спиридонова
Конспект трудовой деятельности в подготовительной группе
Автор: Спиридонова Татьяна Сергеевна МАДОУ д/с 59 г. Новосибирск
Цель: Приобщение детей к труду.
Задачи:
1. Расширять знания детей о труде, его роли в жизни человека.
2. Формировать навыки трудовой деятельности, умения работать вместе в группе детей.
3. Воспитывать любовь к труду, бережное отношение к труду других людей.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о труде, чтение с последующим обсуждением пословиц и поговорок о труде, наблюдение за работой младшего воспитателя.
Оборудование:
Фартуки на каждого ребенка, ведерки, тазики, ветошь, лейки, контейнеры, конверты с трудовыми поручениями.
Ход:
Воспитатель: Русская народная пословица гласит «Маленькое дело лучше большого безделья»
. И сегодня каждый из вас сделает свое маленькое дело. Мы с вами поможем младшему воспитателю навести порядок в нашей
группе. А прежде чем к нему приступить скажите какие службы вы знаете, которые приходят людям на помощь?
Воспитатель: — Молодцы, а есть такая служба, которая тоже помогает людям, а называется она служба быта или клининговая компания.
Воспитатель: -Как вы думаете какие услуги оказывает эта служба? (стирает, убирает, моет)
.
Воспитатель: -Да, эта служба убирается в квартирах, моет окна, стирает и чистит вещи, мебель.
Воспитатель: -Что же делают работники службы быта? (помогают людям)
.
Воспитатель: -Ребята, вы бы хотели поработать в службе быта и помогать людям?
Воспитатель: -Давайте организуем свою службу быта в нашей группе. Как вы думаете, кому мы можем помочь в нашей группе? (младшему воспитателю)
.
Воспитатель: -Чем мы можем ему помочь? (протереть пыль с полок, полить цветы)
.
Воспитатель: -Как вы думаете, как организовывают свою работу работники службы быта? (ответы детей)
Воспитатель: -Они выполняют заказы, поступающие от людей. Вот и в нашу службу тоже пришли 3 заказа от младшего воспитателя. Чтобы их выполнить нам нужно разделиться на три бригады (делимся по три человека)
. В каждой бригаде должен быть бригадир, который будет контролировать работу всей бригады. Давайте выберем бригадиров при помощи считалок, чтобы никому не было обидно.
(считалки используем с учетом выбора детей)
.
Воспитатель: — Бригадиры подходят ко мне и вытягивают конверты с заказами.
Воспитатель: -Теперь возвращайтесь в бригады и обсудите свои заказы, возьмите то, что вам понадобится для работы. (ребята вскрывают конверты и читают заявки)
.
1-я бригада: протирание и полив цветов.
2-ябригада: протирание пыли с полок.
3-я бригада: уборка игрушек в центрах активности.
Воспитатель: — ребята, вы все обсудили? 1-я бригада, что вам понадобится для работы? (ведерко с водой, мягкие тряпочки, леечки)
.
2- бригада, что необходимо вам? (таз с водой, ветошь)
.
3-я бригада, что потребуется вам? (контейнеры)
.
А теперь наденьте фартуки, возьмите все необходимое для работы и разойдитесь на сои рабочие места.
Дети приступают к работе, по ее окончанию убирают инвентарь на свои места.
Воспитатель: — теперь подойдите ко мне и посмотрите все ли вы выполнили? (да)
. Скажите возникли ли у вас
трудности при выполнении своей работы? (ответы детей)
. Ребята, вам понравилось работать в службе быта? Легко ли вам было выполнять сою работу? Как вы думаете почему нужно ценить свой и чужой
труд? (ответы детей)
Воспитатель: — у вас получилось, что каждый делал свое маленькое дело, а все вместе мы сделали одно большое доброе дело. У нас в группе теперь чистота и порядок. В благодарность за помощь я вручаю вам медали за хорошую работу.
Конспект НОД по трудовому воспитанию.план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 24
Конспект НОД по трудовому воспитанию.
Выполнила: Швыдкина А. А.
Воспитатель1 категории
г. Ленинск – Кузнецкий 2016 г.
Конспект НОД по трудовому воспитанию. Данное занятие было проведено на открытом мероприятии «Делимся опытом».
Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе.
Программные задачи:
- Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их.
- Формировать привычку к здоровому образу жизни.
- Умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого.
- Доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность.
Методы и приёмы: Разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование.
Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом – наведем порядок в нём», «Маленькое дело –лучше большого безделья»; слушание музыкальных произведений; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая», сказки «Золушка».
Оборудование: Клеенки для стола, тазики, тряпочки, полотенца, губки,клеенчатые фартуки, кукла Золушка, посуда игрушечная, строительный материал, конверт с заданиями, картинки, кроссворд о профессиях,предметы для игры «Отбери предметы для труда», угощение для детей.
Ход занятия
Воспитатель:
Я люблю, когда мы утром Всем при встрече говорим С Добрым утром! Добрый день!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). Ребята, обратите внимание, кто у нас в группе спит. Это Золушка. Когда вы были дома, готовились к приходу в детский сад , наша Золушка хотела успеть сделать уборку в группе и пойти на бал. Но видимо она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или сами попробуем за нее все сделать?
Дети: Сами попробуем все сделать.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке рассортировать крупу, убираться в доме.
Дети: Мыши и голуби.
Воспитатель: Ребята, а что это рядом с Золушкой? (Конверт). Это конверт, а на нем написано «Пока не сделаешь все мои задания, на бал не пойдешь!» Как вы думаете, от кого это письмо?
Дети: От злой мачехи.
Воспитатель: Я предлагаю помочь Золушке, выполнить все задания.
Задание №1
- Это картинки. Нам надо рассказать, что изображено на них.
- Что изображено на картине? Чем занимаются дети и взрослые? (Семья собирает овощи, фрукты в огороде).
- А вот на этой картинке, что вы видите? (Дети в детском саду обедают. Некоторые дети уже поели и убирают за собой посуду со стола).
- А сейчас я хочу вам прочитать историю про двух девочек, а вы мне потом скажите, какая из девочек стала взрослее.
- Одна девочка надела бусы, мамины туфли, накрасила губы и говорит «Я уже большая!». Вторая девочка в то же время убрала игрушки, сложила книжки, подмела пол и тоже сказала «Я уже стала большая». Так что же делает маленьких, большими?
- Какая из девочек стала взрослее? Почему?
А это задание посложнее.
Задание №2. Это кроссворд. Если мы правильно решим кроссворд, то в заштрихованных клетках по горизонтали можно узнать главное слово. Дети отгадывают кроссворд и находят слова – отгадки (слова написаны на бумаге и приклеиваются на липучке).
Загадки
1. Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. (Повар)
2. Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь — Как лечиться, знает… (врач)
3. У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист, А еще – мольберт-треножник, Потому что я … (художник)
4. Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я — … (Шофёр)
5. Громко прозвенел звонок, В классе начался урок. Знает школьник и родитель — Проведет урок… (учитель)
6. Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету, Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
7. Палочкой помашет – Хищники пляшут. Нахмурит лицо – Лев прыгнет в кольцо. Он что, регулировщик? Нет, это… (дрессировщик)
8. Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель, Дом нам выстроит… (строитель)
9.Не художник он, но краской Пахнет неизменно, По картинам он не мастер -Мастер он по стенам! (Маляр).
Физ.минутка «Дружно маме помогаем».
Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.
Задание №3. Игра «Отбери предметы для труда».
На столе разложены предметы, надо отбирать только те, которые пригодятся для работы. Дети откладывают: фартуки, нарукавники, тазы, тряпочки, клеёнку, полотенце. (Оставляют игрушки, канцтовары).
Задание №4.
Воспитатель: Злая мачеха велит Золушке вымыть посуду и строительный материал. Чтобы выполнить последнее задание, нам надо надеть фартуки. Мальчики будут мыть строительный материал, а девочки кухонную посуду и раскладывать по местам. Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:
- Нельзя отвлекаться.
- Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.
- Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.
Напоминаю процесс работы:
- Застилаю стол клеёнкой, чтобы не намочить стол.
- Наливаю в таз водички.
- Беру в левую руку посуду, в правую — тряпочку, опускаю его в воду, и мою со всех сторон. Далее передаю другому ребёнку, который будет эту посуду протирать полотенцем, следующий ребенок складывает на место.
Дети приступают к работе. Воспитатель помогает советом, иногда показывает способ действия. В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности. После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.
Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.
Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня, выполнили все задания, которые приготовила для меня злая мачеха. Сейчас я с спокойной душой могу отправиться на бал. А если вы и дома будете так помогать своим родителям, то они будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками. До свидания, дети!
Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми подводим итог:
Воспитатель: Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке, много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно – не грузно!». А еще говорят «Терпенье и труд – все перетрут!» В группе стало чисто, красиво и светло. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?
- Мыли игрушки (посуду), строительный материал, протирали их, раскладывали по местам.
- Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
- Правильно, все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе.
Воспитатель: За такую работу Золушка хочет вас отблагодарить.
Раздаётся угощение для детей
Виды и формы занятий трудовой деятельностью в подготовительной группе
Трудовое воспитание проходит красной линией через все направления образовательной деятельности в ДОУ за счёт организации разных видов занятий.
Поручения
В этом виде занятий реализуются сразу два мотива трудовой деятельности: желание приносить пользу и похвала. Старшие дошкольники с большим воодушевлением получают поручения от авторитетных взрослых. И ради похвалы, желания быть полезным делают всё, чтобы выполнить поручение хорошо и по возможности быстро. Например, убирают игрушки с площадки после прогулки.
Поручения могут быть трёх типов:
- индивидуальные (воспитанник получает задание полить фикус в группе),
- групповые (поручения адресуются 2–4 ребятам, к примеру, после проведения досугового мероприятия разложить игровой материал по коробкам — куклы, машинки, настольные игры, спортивный инвентарь),
- общие (задание получают все дети в группе, например, убрать за собой писчие принадлежности в коробку, разложив отдельно карандаши, отдельно ручки, после того, как закончится занятие по обучению грамоте).
В учебно-образовательном процессе комбинируются все виды заданий, что отображается при составлении картотеки трудовых поручений. Этот вид занятий трудовой деятельностью особенно остро нуждается в поощрении. И не только за достойное выполнение поручения, но и за инициативу, стремление оказать помощь.
Это интересно. Поручение совершенно не исключает помощь взрослого в выполнении задания. Более того, такой подход формирует в детях ощущение сильного плеча, уверенность в помощи окружающих.
Ребёнку при выполнении поручений важно знать, что это принесёт пользу, а самого малыша похвалят
Дежурство
Этот вид трудовой деятельности заключается в получении несколькими (2–4) детьми определённой задачи, выполнение которой требует проявления высокой степени ответственности. Дежурства могут быть следующих видов:
- по столовой, предполагающее раскладывание приборов, расстановку по столам тарелочек с хлебом и т. д.,
- по территории, когда ребята после прогулки накрывают песочницу, собирают оставшиеся игрушки, подметают дорожки,
- по подготовке к занятиям, то есть ребята готовят наборы материалов для каждого воспитанника в соответствии с учебно-воспитательным направлением конкретного урока (краски, кисточки, вода, тряпочка, листы бумаги — на рисовании красками и пр.),
- в уголке природы — дети поливают цветы, насыпают корм рыбкам и пр. (одним из приёмов работы в этом виде трудовой деятельности является «разговор с животными, цветами», когда воспитанники благодарят растения за цветение, желают доброго дня и т. д., что помогает ребятам понять важность внимания и доброго слова для всего живого).
Дежурства способствуют объединению коллектива малышей, приучают их нести ответственность за свои действия перед группой, а также помогают лучше узнать друг друга.
Совместный труд
Этот вид трудовой деятельности призван формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, устанавливая единый темп работы. Продуктом совместной деятельности является общая польза: убранный участок на улице, оформленное к Новому году помещение группы. Суть занятия заключается в том, что педагог формулирует общую для группы задачу, а затем распределяет обязанности для её выполнения. В конце подводится итог этой работы.
В ходе совместной трудовой деятельности дошкольники учатся договариваться и учитывать мнение товарищей
По своему опыту могу сказать, что совместную деятельность я практикую, например, при подготовке комнаты группы к открытому занятию. Так, один ребёнок собирает необходимые для урока игрушки, сверяя комплект со списком, который я ему дала, второй — раскладывает на столах файлы с комплектами материалов, третий — разносит на каждый стол карандаши, четвёртый — протирает пыль на полках и т. д. После завершения подготовительного этапа я благодарю всех ребят за помощь и обращаю их внимание на то, что работать в чистом и хорошо организованном помещении нам будет удобно и приятно.
Это интересно. Совместный труд предполагает зависимость детей друг от друга, тесный контакт. Поэтому важно подбирать задания так, чтобы воспитанники могли полноценно выполнить свою задачу. Например, Полину нельзя ставить в работу с Машей — она отвлекается, а Мише не стоит давать задание разобрать конструктор после игры, так как мальчик не умеет работать быстро, к тому же игрушка наверняка его увлечёт.
Видео: образец организации совместной трудовой деятельности в подготовительной группе
Формы трудовой деятельности старших дошкольников
Труд в подготовительной группе организуется в форме:
- непосредственной образовательной деятельности (на занятиях),
- досуговых мероприятий (на прогулке, утренниках и т. д.),
- самостоятельной деятельности (обычно в виде поручений, например, убрать антураж — кукол, кресло, игрушечную посуду и пр. — после игры «Дочки-матери»).
В хорошую погоду трудовая деятельность организуется преимущественно на улице