Картотека дидактических игр по формированию навыков ЗОЖ


«АВТОРСКИЕ Д/ИГРЫ по ЗОЖ»

Всероссийский ПОСТОЯННО действующий профессиональный конкурс педагогов детских дошкольных организаций «ЗОЖ в ДОУ»

Агаркова Татьяна Васильевна, воспитатель

Бирюкова Валентина Васильевна, воспитатель

Свиридова Жанна Анатольевна, учитель – дефектолог

(тифлопедагог)

МБДОУ д/с комбинированного

вида №6 г. Белгород

Рекламное сообщение

«Здоровый образ жизни – это здорово!»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.

Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя:

– двигательный режим;

– личную гигиену;

– закаливание.

В своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения (слепые и слабовидящие дети) мы используем различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются дидактические игры, создание ситуаций, чтение и обсуждение художественной литературы, проектная и продуктивная деятельность, пешие прогулки, режимные моменты. В режиме дня и в непосредственной образовательной деятельности используем двигательные и эмоционально – психологические разгрузки (физкультурные минутки, двигательные разрядки, элементы релаксации).

Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.

Мы предлагаем вам авторские дидактические игры.

Авторская дидактическая игра:

«Узнай и назови предметы личной гигиены».

Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении, развивать тактильные ощущения, словесно – логическое мышление, память, грамматический строй речи.

Оборудование: дидактическое пособие «Угадай – ка», предметы личной гигиены – расческа, зубная щетка, паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание игры:

Предметы находятся внутри дидактического пособия.

Вариант №1: слабовидящие дети рассматривают картинку с изображением предметов личной гигиены, на ощупь находят и называют предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены.

Вариант №2: слепые дети на ощупь находят предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены.

Авторская дидактическая игра:

«Путешествие в страну здоровья»

Цель: Формировать у детей представления о здоровом образе жизни

Оборудование: игровое поле с наклеенными картинками, кубик, цветные фишки(у нас матрёшки)

Описание игры: Играющие по очереди бросают кубик на гранях, которого изображены от 1 до 6 точек, передвигают свою фишку вперед настолько кружков, сколько точек выпало на кубике. Если фишка оказалась на картинке, ребенок рассказывает о том, что изображено на картинке и какое правило нужно соблюдать, чтобы быть здоровым, при неправильном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Если фишка попадает на кружок со стрелочкой, то играющий передвигается по стрелке вперед или назад. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья (до финиша).

Самодельные игры для детей в средней группе

Производители детских товаров предлагают всё более разнообразные игры и игрушки для раннего развития. Однако необязательно использовать только покупные дидактические материалы. Во многих случаях могут подойти самодельные игры и дополнения к купленным в магазине наборам.

Воспитатель не должен полностью брать на себя все хлопоты, связанные с изготовлением необходимых для игры элементов. Его задача — обозначить цель и донести её до родителей. В беседах следует особо подчеркивать важность их участия в жизни группы.

Обратите внимание! Предметы, изготовленные мамиными или папиными руками, имеют большое значение для любого малыша, помогают его социализации среди сверстников.

Изготовление дидактических игр своими руками

Родители могут изготовить элементы, приближающие детскую игру к реальности.

  • Сшить одежду и постельное бельё для кукольного уголка. Помочь в изготовлении масок для театрализованных занятий.
  • Чтобы поддерживать интерес к игрушкам, следует часть имеющихся в наличии игр убирать из зоны свободного доступа в ящички и коробки, обклеенные одинаковой самоклеящейся бумагой. Удобно пользоваться играми, в которых мелкие детали не смешаны между собой, а разложены по специально сшитым для них мешочкам. Родители с лёгкостью могут помочь красиво оформить тару для игрушек.
  • Уголок времён года — это важный дидактический материал, экспонаты для которого нельзя купить. Зато для использования отлично подходят природные материалы и рукотворные поделки.

Уголок времён года

  • Демонстрационный материал пригодится и для изучения краеведения. Воспитателю вряд ли удастся приобрести готовые к использованию наборы по темам «Мой город», «Моя республика» и т. д. Скорее всего, для таких занятий лучше всего подойдёт картотека, картинки для которой будут специально подобраны и распечатаны.

Проведение игр для детей средней группы

Начиная со средней группы, ребёнок, посещающий детский сад, занимается деятельностью, направленной на его личностное развитие.

Занятие в детском саду

Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Наряду с заданиями по математике и развитию речи у ребят есть возможность научиться рисовать и лепить на творческих занятиях по изо. Важной особенностью проведения таких мероприятий должна быть частая смена деятельности, при которой дети имеют возможность чередовать малоподвижные интеллектуальные занятия с активными играми и физическими упражнениями.

Важно помнить! Грамотно спланированный воспитательный процесс позволит избежать переутомления, не вызовет скуку и поможет достичь максимально высоких результатов.

Пальчиковая техника рисования

Цели и задачи игровой деятельности в средней группе

Ребёнок 4-5 лет должен владеть определёнными навыками и понятиями. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. Именно поэтому важно придерживаться игровой формы обучения, которая будет влиять на формирование качеств и умений, необходимых для развития внимания и мышления:

  • наличие активного словарного запаса;
  • способность выражать мысли при помощи связной речи;
  • умение различать и описывать предметы (форма, цвет, размер);
  • представление о цифрах и количестве;
  • стремление к сравнению и обобщению понятий или предметов;
  • укрепление способностей, направленных на концентрацию внимания;
  • развитие памяти.

Важный момент! Игровое занятие должно помочь закрепить изученное и одновременно служить импульсом, побуждающим ребят к познанию новых для них тем.

Как проводятся дидактические игры в средней группе

Игры не должны быть слишком простыми, это вызовет скуку и нежелание заниматься. Но и слишком усложнять занятия не следует. Вопросы и задания должны соответствовать особенностям развития данного периода жизни. Это поможет стимулировать желание узнать новое и добиться в этом видимых результатов.

Как создать мотивирующую среду

В возрасте 3-5 лет дети с большим интересом реагируют на сказки и волшебные проявления. Любые занятия можно проводить в форме сказочных приключений, встреч с ожившими героями, путешествий в волшебную страну.

Нельзя забывать! Излишняя подвижность является ещё одной отличительной чертой данного возраста. Нельзя злоупотреблять вниманием ребёнка и затягивать интеллектуальную работу. Обязательно чередовать сидячие, требующие повышенной концентрации занятия с подвижными играми.

Дидактические игры для средней группы

Играя, дети знакомятся с окружающим миром и развивают правильные привычки и понятия. Во время дидактической игры взрослые учат четырёхлетних малышей заниматься совместной познавательной деятельностью.

Особенности

Ребёнка в возрасте 4-5 лет отличает неисчерпаемый запас любознательности и желание получить ответы на множество интересующих его вопросов. Именно в этом возрасте проявляется существенный рост способностей малыша. По наблюдениям психологов, мышление в этот период становится более образным, а психика более устойчивой по сравнению с предыдущими годами жизни.

Отличия

В средней группе предметные игры уходят на второй план, хотя всё еще остаются актуальными. В большей степени они направлены на закрепления знакомых понятий.

Им на смену постепенно приходят настольно-печатные и словесные игры. В этот период начинается активное формирование ФЭМП*.

Математическое занятие

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]