Всех детей в мире объединяет любовь к играм.
Игра для ребенка — естественная потребность, поскольку именно в игровой форме малыши познают мир, разбираются в том, как он устроен, осознанно осмысливают полученный опыт.
Игра важна не просто как источник радости и хорошего настроения, она развивает мозг, воображение, творческие способности, словарный запас, социальные навыки, способность к обучению и восприятию более сложной информации.
Как развиваются 6-7-летние дети
В этом возрасте мыслительные способности малыша выходят на новый, более качественный виток развития.
К 6 года большинство детей:
- осваивают чтение, письмо, счет до 20;
- разбираются в простейших временных интервалах;
- дольше фокусируются на одной решении одной логической задачи;
- их рассуждения становятся более осмысленными;
- лучше усваивают информацию на слух.
Какие игры полезны в этом возрасте
Для дошкольника полезными будут разные формы игр.
Психологи рекомендуют вовлекать детей в такие игровые форматы:
- игра по инициативе ребенка;
- игра по инициативе взрослого;
- традиционная игра, когда инициативу может проявить и ребенок, и взрослый.
С точки зрения пользы, наиболее весомыми считаются игры, которые предлагают взрослые, поскольку в этом случае ребенок попадает в обучающую ситуацию, знакомится с новыми словами, понятиями и может сделать эту ситуацию управляемой.
Что касается выбора конкретного формата игры, все зависит от ситуации. Для улицы подбирают подвижные игры, в которых присутствует элемент спорта. В домашней обстановке можно поиграть в настольные или сюжетно-ролевые игры, собрать конструктор.
1. Подвижные игры развивают координацию, силу, выносливость, скорость реакции. В возрасте 6-7 лет игра длится около получаса.
2. Настольные игры помогают скрасить досуг, когда на улице плохая погода. С помощью кубиков, пазлов, фигурок, карточек ребенок совершенствует свои навыки — логику, пространственное мышление, социальное взаимодействие, речь, концентрацию внимания, волю.
Настольных игр огромное количество — ходилки, пазлы, кубики, мозаика, конструкторы, дидактические карточки, стратегии.
3. Развивающие игры — в данном случае речь идет о целенаправленном развитии конкретного умения или способности, например, речи, крупной моторики, интеллекта, воображения.
Применение таких игр готовит благодатную почву для дальнейшего развития творческих способностей, талантов ребенка. Программа обучения построена от простого к сложному, но при этом условия каждого задания должны немного опережать уровень развития ребенка.
Развивающие игры для детей 5 – 6 лет по группам целей
Цель | Наименование игры |
Тренировка мелкой моторики | 1. Нанизывание |
2. Раскрашивание | |
3. Оригами | |
4. Театр теней | |
5. Перебираем крупу | |
Развитие внимания | 1. Что изменилось? |
2. Что делать? | |
3. Хлопки | |
4. Стихии | |
5. Угадай игрушку | |
Развитие логического мышления | 1. Рисунки из геометрических фигур |
2. Концовки | |
3. Закрась круг | |
4. Хорошо – плохо | |
5. Что бывает? | |
Развитие речи | 1. Закончи предложение |
2. Режим дня | |
3. Кто это ест? | |
4. 3 слова | |
5. Что чем было? | |
Навыки счета | 1. Где шарик? |
2. Прямой и обратный счет | |
3. Покорми животное | |
4. Замеры | |
5. Карточки с числами |
Игры на развитие мелкой моторики
Поскольку начальное развитие соответствующих навыков в этом возрасте уже заложено, следующие игры помогут дальнейшему совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников:
- Нанизывание. Нанизывать можно бусины, кольца, пуговицы, макароны и прочие предметы. Также потребуется леска или прочная нитка. Можно провести «ярмарку», на которой будут представлены сделанные ребятами бусы, браслеты и прочие украшения.
- Раскрашивание. Игра проводится в виде мастер-класса по раскрашиванию или конкурса. Детям раздают картинки с контурами фигур и объясняют, как штриховать. Картинки нужно закрасить в прямом и диагональном направлениях.
- Оригами. Детям выдают бумагу и объясняют, как складывать фигурки. Затем можно предложить устроить конкурс или поиграть в магазин бумажных игрушек.
- Театр теней. В комнате выключают свет и направляют источник света на экран (с расстояния примерно 4 м). Детям показывают, как при помощи движений рук между источником света и экраном создать картины на экране. Можно разыгрывать сценки с участием персонажей-теней.
- Перебираем крупу. Для этой игры нужно смешать 2 вида круп (например, гречку и рис или пшено) и попросить ребенка помочь разобрать крупу по своим банкам. Впоследствии задачу можно усложнить, добавив еще 1 или 2 вида круп.
Специалисты считают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и интеллекта в целом.
Е. О. Комаровский
Педиатр, к.м.н.
Работа пальцами воздействует на речевые зоны головного мозга. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с полугода и до 6 лет. В результате правильно формируется речь, стимулируется память и воображение.
— Е. О. Комаровский Педиатр, к.м.н.
Игры на развитие внимания
Следующие игры помогут ребенку учиться приобретать, накапливать и применять новые знания:
- Что изменилось? Перед ребенком ставят до 7 (но не меньше 3) разных игрушек. По сигналу ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек. Затем опять по сигналу ребенок должен открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
- Что делать? До начала игры детям объясняют, какое действие нужно выполнять при назывании того или иного слова. Затем дети ходят по кругу, а ведущий называет какое-либо из оговоренных ранее слов. При этом игроки должны выполнить определенное действие (например, «аист» – встать на одну ногу, «рак» – идти спиной вперед, «заяц» – прыгать и т. д.).
- Хлопки. Это игра, похожая на предыдущую. Только вместо слова дети должны выполнять определенное действие на оговоренное заранее количество хлопков. Так, например, 1 хлопок может означать «аиста», 2 – «рака», 3 – «зайца» и т. д.).
- Стихии. Дети садятся в кружок. При назывании ведущим определенной стихии они должны выполнять заранее оговоренное действие (например, «вода» – опустить руки, «огонь» – поднять, «воздух» – развести руки в стороны, «земля» – скрестить на груди).
- Угадай игрушку. Ребенку нужно изобразить какие-либо действия, которые бы охарактеризовали предложенные игрушки (например, показать, как себя ведет мишка, лиса и т. д.).
Юлия
В педагогической деятельности одним из основных направлений является развитие внимания, так как именно от него в дальнейшем будет зависеть качество обучения.
— Юлия
Игры на развитие логического мышления
Навыки логического мышления необходимы как подготовка к дальнейшему обучению. Развить умение мыслить логически помогут следующие игры:
- Рисунок из геометрических фигур. Детям раздают различные геометрические фигуры, нарисованные на листе бумаги. Ребята должны дорисовать из полученной геометрической фигуры какой-либо предмет или персонажа (например, яблоко из шара и т. д.).
- Концовки. Детям предлагают закончить предложения типа: «Маша вышла из дома раньше Веры, значит Вера – … (позже Маши)».
- Закрась круг. Детям выдают листы с нарисованными несколько раз 6 кругами и предлагают закрасить их таким образом, чтобы закрашенных кругов оказалось столько же, сколько и не закрашенных. Победит тот, кто предложит больше всех вариантов заштриховки.
- Хорошо – плохо. Ребенку предлагается проанализировать любое явление со всех сторон, уделяя внимание положительным и отрицательным аспектам, например: «Много комаров – плохо, кусаются, но хорошо, что птицам есть, чем питаться. Нет комаров – хорошо, но плохо, что птицам нечего есть, они улетят в другие места и станет много комаров».
- Что бывает? Детям предлагается задавать друг другу вопросы и по очереди отвечать, например: «Что бывает белое? (облако, полотенце и т. д.)» «Что бывает большое? (радость, машина, гора и т. д.)».
Елена
Оренбург
Логическое мышление ребенка нужно развивать систематически и своевременно, чтобы в последующем он мог хорошо учиться и добиваться поставленных целей.
— Елена Оренбург
Игры на развитие речи
Развитие речи – важный этап обучения, в этом помогут следующие игры, кстати, тесно связанные с предыдущей группой занятий на логику:
- Конец предложения. Детям предлагается закончить предложения, исходя из контекста (Вита сегодня не пришла потому, что … (заболела); папа принес мороженое и положил … (в холодильник); Марина идет в магазин, чтобы … (купить продукты)).
- Режим дня. Детям показывают картинки, изображающие различные дела в течение дня. Ребятам предлагается расположить их в нужной последовательности.
- Кто это ест? Выдаются картинки, изображающие различных животных, и предлагается определить, кому из них нужно дать, например, зерно, мед, яблоки, траву и т. д.
- 3 слова. Детям предлагают назвать по 3 слова в качестве ответа на один вопрос, например: «Что можно сварить? (яйцо, мясо, макароны)».
- Что чем было? Ведущий задает вопросы типа: «Кем раньше была курица, бабочка, лошадь?», «Чем раньше был хлеб, свитер, стол?», а детям нужно на них ответить.
А. Н. Леонтьев
Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности
Речь занимает центральное место в психическом развитии, процесс ее развития и есть само развитие.
— А. Н. Леонтьев Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности
Игры 30. Растение
Прежде всего, нужно из любых подручных материалов сделать растение — деревце, цветок. Затем о нем ребенок сочиняет сказку. Главное, чтобы в истории малыш подробно описал — как чувствует себя растение — ему комфортно или что-то мешает.
Через эти метафоры взрослый может понять, что беспокоит ребенка. Если причина беспокойства есть, спросите у малыша, чем можно помочь растению — построить забор, позвать фею, посадить другие деревья. Так малыш будет на примере сказки справляться со своими тревогами.
Игры 31. Игры с лицом
У детей, которые перенесли какие-то неприятные события в жизни, на лице может появляться застывшая маска, исчезают эмоции. Расшевелить ребенка можно несколькими способами — предложите ему поиграть в кривлялки, постройте вместе с ним смешные рожицы или организуйте домашний театр.
Игры 32. Простые праздники
Позволяйте малышу как можно чаще чувствовать праздник в своей жизни. Старайтесь каждое простое событие превратить во что-то яркое и необычное. Например, праздник застилания постели, умывания, фестиваль обеда. Обязательно фиксируйте любые достижения ребенка, записывайте или рисуйте их — это мотивирует, формирует уверенность в себе и своих силах.
Игры 33. Цветотерапия
Если ребенок часто возвращается к неприятным событиям в прошлом, фокусируйте его внимание на текущем дне, например, придумайте для каждого дня недели определенный цвет и старайтесь его придерживаться. Например, понедельник пусть будет синего цвета — подберите такую одежду, ищите вокруг синие предметы.
Игры 34. Расписание
Чтобы стабилизировать состояние ребенка после стрессовой ситуации, необходимо структурировать его распорядок дня, составить расписание, украсить его. Малыш должен следить за его выполнением. С одной стороны это учит дисциплине, а с другой — отвлекает от неприятных мыслей.
Совет! Тревожные дети, склонные к стрессам, интуитивно выбирают подвижные игры, где нужно прыгать. Это помогает снять напряжение, почувствовать опору. Создайте для ребенка зону, где он может прыгать безопасно и с удовольствием.
Между детьми иногда случаются конфликтные ситуации и тут игра приобретает критически важное значение, поскольку с ее помощью ребенок снимает стресс и расслабляется. Конечно, игры должны соответствовать возрасту и развитию малыша, быть разноплановыми и полезными. Вот об этом мы и поговорим в нашем материале.
Где найти время для игр с ребенком
Этот вопрос задают многие родители, поскольку современные мама и папа – это занятые люди, у которых много домашних обязанностей, работа, конечно, есть естественное желание уделить время и для себя, отдохнуть. Из-за того, что для занятий с малышом недостаточно времени, родители часто переживают, тревожатся. Психологи уверяют, что на общение с ребенком можно найти время, если следовать простым советам.
Совет 1 – играйте с ребенком и параллельно занимайтесь своими делами.
В игры, которые не требуют специальной подготовки, дополнительных предметов, можно играть в кухне, в ванной, на улице. Если играть не хочется, привлекайте ребенка к домашней работе, сделайте что-то вместе, например, приготовьте пиццу или пусть ребенок просто вам поможет.
Главное с ребенком больше разговаривать, объяснять, хвалить и поддерживать.
Совет 2 – используйте любую свободную минуту.
Транспорт, очереди, дорога куда-то – это время можно использовать с пользой. Рассказывайте малышу о природных явлениях, загадывайте загадки, сочиняйте сказки, играйте в счет, слова.
Совет 3 – игры и занятия должны стать привычкой.
Конечно, речь не идет о занятиях по часу или два. Возьмите за правило – заниматься с ребенком каждый день 15-20 минут, этого будет вполне достаточно для малыша в возрасте 6-7 лет. Например, читайте ребенку книгу перед сном.
Совет 4 – постарайтесь создать дома развивающую среду.
Используйте плакаты, пособия, карточки, магнитные игры. Чем больше развивающих предметов будет вокруг ребенка, тем быстрее он будет запоминать информацию. Обратите внимание, чтобы развивающие пособия должны быть яркими, красочными.
Совет 5 – найдите ребенку компанию.
Если так складываются обстоятельства, и вы не можете поиграть с малышом, постарайтесь найти для него детей, с которыми он сможет провести свое время.
Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста
Валентина Рожкова
Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста
Сентябрь. 1 год обучения.
1-я неделя:- Подумай и реши: Кто быстрее доплывет до берега – утка или цыплята?
— Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (арбуз на дереве не растет)
.
2-я неделя:
— На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку,потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
— На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)
3-я неделя:
— Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
— В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? (4 яблока. Морковь — не фрукт, а овощ)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
4-я неделя:- Кто в твоей семье самый старший? Кто самый низкий? Кто выше- отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы?
— Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось? (воробьи на воду не садятся)
.
— Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)
Октябрь. 1-й год обучения.
1-я неделя.
— На полке стояли: пирамидка, неваляшка, чайник и кукла. Сколько игрушек на полке? (Три. Чайник-это посуда)
.
— Сколько концов у палки? У двух палок?
2-я неделя:
— По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы- четыре.
Сколько ног гуляло по двору? (-У курицы-2 ноги, а не четыре)
.
— Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
(Нисколько. Петухи не несут яйца)
— Кто громче замычит — петух или корова? (Петухи не мычат)
3-я неделя:
— Марина и Таня пили разные соки — яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
— Катя и Лена рисовали красками и карандашами. Катя рисовала не красками. Чем рисовала Лена?
— У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4-я неделя:
— Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?
— Один банан падает с елки каждую минуту. Сколько их упадет за 5 минут?
Ноябрь. 1-й год обучения.
1-я неделя.
— Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?
— У бабушки внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
2-я неделя:
— Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?
— Сидят в лодке кот Васька и его хозяин.Хозяин закидывает удочку и приговаривает: «-Ловись, рыбка, большая – пребольшая»
.А Васька потихоньку бормочет:
«- Маленькая ловись, маленькая»
. Почему он так говорил?
3-я неделя:
— Купил на один рубль, заплатил два рубля. Сколько дадут сдачи?
— Пингвиненку Пину стало холодно, чтобы согреться, он подпрыгнул 6 раз. Его брат Гвин тоже решил согреться и подпрыгнул 4 раза.Кто озяб сильнее: Пин или Гвин?
4-я неделя:
— Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?
Интеллект ребенка в возрасте 6-7 лет
В этом возрасте дети уже сформированные личности, имеют собственные взгляды на окружающий мир и происходящее в нем. Ребенок понимает свое положение как в детском коллективе, так и среди взрослых, соответственно, выстраивает линию поведения, формирует определенное отношение к людям, которые его окружают.
Уровень эмоционального развития у детей 6-7 лет также достаточно высок. Они проявляют сочувствие, сопереживают, чувствуют настроение других людей, предлагают помощь.
- Речь идет о детях, которые почти первоклассники, они могут управлять своим настроением, выполняют указания и просьбы взрослых, принимают участие в групповой, индивидуальной деятельности.
Совет! Поскольку дети 6-7 лет легко ориентируются в обстоятельствах, поэтому родители могут давать ребенку основы личной безопасности и учить искать выход в сложных ситуациях.
2. В 6-7 лет дети проявляют активный интерес к новым знаниям, поскольку в этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание ребенка становится более сконцентрированным, расширяется словарный запас (до 6 тысяч слов).
3. Родителям необходимо продолжать занятия по развитию речи детей, знакомить детей со структурой языка, кроме этого, развивать мелкую моторику, логику, умение систематизировать предметы по признакам.
Развитие каких навыков требуется старшим дошкольникам
5-6-летние дети весьма любознательны. Отлично стимулирует интерес к познанию окружающего мира чтение сказок и рассказов вместе со взрослыми, обучение чтению, счету и рисованию.
Основные направления занятий в этот период:
- тренировка мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие логики;
- развитие речи;
- навыки счета.
В связи с этим, можно разделить развивающие занятия для старших дошкольников по вышеуказанным группам.
Занятия для детей проводят в форме игр.